Рынок дорожно-строительной техники ждет постпандемийного роста

Продажи дорожно-строительной техники в России за третий квартал текущего года, после первой волны пандемии, выросли лишь на 0,8%, продемонстрировав спад в ряде сегментов. Экскаваторы-погрузчики, сочлененные самосвалы, колесные экскаваторы и ряд другой техники упали в объемах продаж до 25%.

Динамику рынка дорожно-строительной техники в России эксперты оценивают, как «хотя и небольшой, но рост» с учетом пандемии. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), квартальное увеличение продаж составило 0,8%. В 2019 году за третий квартал оно было на уровне 13%. По мнению аналитиков, после первой волны коронавируса и связанных с ней экономических проблем этому способствовали пик дорожно-строительного сезона, снятие пандемических ограничений в строительной отрасли, а также отложенный спрос, накопившийся во время простоя в нерабочие дни.

«Однако расслабляться еще рано. У нас, к сожалению, нет ни одного положительного фактора, на базе которого можно было бы построить позитивный прогноз на следующий квартал или два», — отметил в докладе председатель Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ, генеральный директор Volvo CERussia Андрей Комов.

Согласно данным ассоциации, небольшую положительную динамику роста продаж в третьем квартале сформировали отдельные секторы, такие как колесные погрузчики (рост 35%) и погрузчики с бортовым поворотом (11%). Еще несколько секторов продемонстрировали небольшой прирост в 2–3% процента. Однако большинство спецтехники показало спад в продажах. К примеру, продажи колесных экскаваторов в третьем квартале упали на 25% (рост за аналогичный период прошлого года — 51%), сочлененных самосвалов — на 20%, экскаваторов-погрузчиков — на 10% (рост за третий квартал 2019-го — 59%).

Небольшой рост вместе с продолжающимся снижением объемов по ряду категорий отмечается также среди российских производителей спецтехники. Как рассказал «Континенту Сибирь» руководитель PR-направления ассоциации «Росспецмаш» Иван Афанасьев, в целом отгрузки российской ДСТ за 9 месяцев 2020 года выросли на 6,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Российские заводы строительно-дорожного машиностроения отгрузили за это время на внутренний рынок своей продукции на общую сумму 28,6 млрд рублей.

«Если говорить про основных отечественных игроков рынка, которые предоставляют данные на портал «Росспецмаш-Стат» — он объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ ДСТ, — то 70% из этих компаний показали рост отгрузок за 9 месяцев 2020 года, а 30% предприятий продемонстрировали снижение», — пояснил Иван Афанасьев. При этом в первом полугодии текущего года сокращение производства отечественной строительно-дорожной техники составило 8%.

По данным аналитиков «Росспецмаш-Стата», за 9 месяцев текущего года выросли отгрузки кранов-манипуляторов, гусеничных экскаваторов, бульдозеров и автокранов.

Вместе с тем падение отгрузок зафиксировано в сегменте экскаваторов-погрузчиков — на 27%, автогрейдеров — на 18%, мини-погрузчиков — на 17%. «Ослабление курса рубля привело к росту стоимости металла на внутреннем рынке и увеличению цены импортных комплектующих. Заводы столкнулись с проблемой нехватки компонентов, не имеющих аналогов на территории РФ, в связи с приостановкой производства на предприятиях в странах Европейского союза и Азии», — рассказал Иван Афанасьев.

Участники сибирского рынка спецтехники отмечают снижение его динамики в регионах СФО. По оценке  директора новосибирского филиала ООО «Предприятие Стройкомплект» (официальный дилер JCB, Великобритания) Юрия Брежнева, за 9 месяцев текущего года рынок CORE 9 (CORE 9 включает основные виды спецтехники: экскаваторы-погрузчики, телескопические и фронтальные погрузчики, мини-погрузчики, гусеничные и колесные экскаваторы, мини-экскаваторы, катки, вилочные погрузчики высокой проходимости) в Сибири сократился на 9,7%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Макроэкономическая ситуация, рост валюты, падение объемов строительства — все это сказалось на показателях не только рынка строительной спецтехники, но и любого другого рынка, связанного с импортными товарами. Но это причины, которые лежат на поверхности и понятны любому. Гораздо важнее последствия, с ними связанные. Например, помимо закономерного роста цен, возникли еще и разрывы в поставках техники, связанные с временной приостановкой работы заводов и сбоями в логистике.

В последние месяцы с серьезной нехваткой контейнеров столкнулись наши основные импортеры, в первую очередь Великобритания, Индия и Китай. По некоторым модельным линейкам мы до сих пор испытываем дефицит, который в итоге, естественно, сказывается на показателях продаж», — рассказал «Континенту Сибирь» Юрий Брежнев.

Говоря о динамике рынка спецтехники в отдельных регионах, эксперт считает, что ситуация может существенно различаться. «Мне сложно оценить все регионы, могу уверенно говорить о тех регионах, в которых присутствуем. Например, на Урале рынок в целом вырос на 9,7%, а на Дальнем Востоке снизился на 1,8%», — сказал Юрий Брежнев. Говоря о перспективах восстановления объемов рынка, эксперт назвал примерные, по его оценке, сроки: «Рынок полностью стабилизируется тогда, когда стабилизируется ситуация с пандемией, плюс 6 месяцев». «И это реалистичный вариант. Конечно, ситуация будет зависеть еще от множества факторов: поведения валютных курсов, введения антикризисных мер нашего правительства, оперативной работы границ и таможни, реализации крупных федеральных инфраструктурных программ и, самое главное, — здоровья наших сотрудников, партнеров, клиентов и всех участников рынка», — сказал Юрий Брежнев.

По словам директора по маркетингу и сегменту строительной техники ООО «Восточная Техника» (официальный дилер Cat®) Сэмюэля Климовского, в третьем квартале текущего года в компании наблюдали небольшой подъем рынка, который, по мнению эксперта, связан с отложенным спросом на дорожно-строительную технику из-за введенных ранее ограничительных мер. «Спрос апреля-мая 2020-го сместился на август-сентябрь, что дает осторожную уверенность в медленном восстановлении рынка в целом. Однако колебания курса доллара не на руку импортерам, и этот фактор может иметь негативное влияние на продажи импортной техники», — пояснил эксперт. Сэмюэль Климовский отметил, что на рынок спецтехники также оказали существенное влияние цены на нефть, колебание курса валюты и замороженные проекты инвестиций и строительства в связи с локдауном в период с апреля по июнь, а также перераспределением бюджетных средств, в первую очередь в сферу здравоохранения. Еще одним определяющим рынок ДСТ фактором он назвал приостановку работы некоторых производств в Европе, прекращение поставок импортной техники и комплектующих и сформированный в связи с этим дефицит некоторых видов дорожно-строительной техники. «При этом государство оказывает достаточно большую поддержку отечественному производителю, например, в части выплаты субсидий производителям, локализовавшим производство в РФ. С другой стороны, повышенный утилизационный сбор, установленный для импортной техники, уже снизил объемы продаж импортеров», — добавил представитель «Восточной Техники».

Сэмюэль Климовский уточнил, что сегмент экскаваторов-погрузчиков всегда быстро реагирует на рыночные изменения. «В связи с общей ситуацией, естественно, в этом году мы заметили снижение спроса практически во всех регионах. В СФО мы ощущаем падение рынка примерно на 10%, хотя позиции некоторых отдельных игроков улучшились. Связано это с наличием техники на складах, с разными акциями и распродажами с целью генерации оборотных средств. Крупные игроки свои позиции удержали и укрепили, это видно по статистике продаж. Но рынок все же пострадал из-за отсутствия уверенности в экономике», — рассказал эксперт.

Что касается перспективы рынка ДСТ, по его мнению, для роста необходимы восстановление уровня строительства, объемов муниципальных заказов, а также стабильность курса конвертируемых валют. Эксперт отметил незначительный рост рынка малой строительной техники в IV квартале 2020-го и перспективы роста в первом полугодии 2021-го. «Оживить рынок должны масштабные проекты в области дорожного строительства, связанные с федеральными и региональными программами модернизации инфраструктуры, они смогут задать темп динамичного развития, к которому индустрия готова. Во-вторых, значительное влияние оказывает государственная политика в области утилизации спецтехники. На данный момент нет точных данных о том, насколько значительно будет повышен утилизационный сбор в 2021 году, но, несомненно, будет прямая зависимость объема импортных поставок ДСТ от уровня его повышения», — сказал Сэмюэль Климовский.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ