Не пожалела ли «Обувь России» о выходе на IPO?

В конце 2017 года новосибирская компания «Обувь России» решилась попробовать выйти на IPO. Уверенный старт в 2017-январе 2018 года сменился резким падением курса акций, в то же время руководство компании не сомневается в правильности такого курса продвижения компании и привлечения инвестиций. Насколько правильным было решение руководства «Обуви России» вывести сибирскую компанию на открытые торги, насколько оправданными были риски – в материале «Континента Сибирь».

Напомним, что аббревиатура IPO (первые буквы английского Initial Public Offering) буквально переводится как «первое публичное предложение», первая открытая продажа акций неограниченному кругу лиц. Считается, что выход на публичную площадку свидетельствует об определённом этапе развития компании, это – реальный показатель её полноценности и влияния. Естественно, выход на IPO – это серьёзное, ответственное решение, которому как правило предшествует серьёзный подготовительный период, сравнимый с подготовкой спортсмена для международных соревнований: необходимо провести аудит деятельности, оценить капитализацию, выбрать биржу и т.д.

Глава ГК «Обувь России» Антон Титов в интервью «Континенту Сибирь» в январе 2018 года положительно оценивал итоги выхода на IPO. «Я считаю, что это хороший результат и отличный задел на будущее, с точки зрения долгосрочной финансовой устойчивости. Это позволяет нам осуществлять финансирование масштабных инвестиционных программ, сделок M&A, строить планы на пять-семь лет вперед», — отмечал в интервью Титов. Время для участия в открытых торгах было выбрано удачно – в 2017 году отмечался относительный рост доходов населения (в сравнении с 2015-2016 годами, разумеется), спрос на обувь вырос. Учитывая, что с момента выхода на IPO прошел год, «Континент Сибирь» решил разобраться, с какими результатами «Обувь России» подошла к этому рубежу.

Специализированный финансовый портал Boomin, внимательно изучивший динамику стоимости акций ПАО (публичное акционерное общество) «ОР» (головная компания ГК «Обувь России») с момента их размещения на IPO (в качестве площадки выступила Московская биржа), констатировал, что в октябре 2017 года «эффект новичка» для компании сработал успешно: было продано более 42 миллионов акций, получено 5,9 миллиардов рублей выручки. Однако, дальше ситуация стала меняться отнюдь не в лучшую для «Обуви России» сторону: если с начала выхода на IPO цена одной акции составила 140 рублей, то к июню 2018 года она стала ниже 100 рублей, а к январю 2019 года одна акция обувной компании оказалась ниже 52 рублей. «Привлекать капитал необходимо только при том условии, что есть полная уверенность в его эффективном использовании», — сделали вывод аналитики Boomin. Среди основных причин падения акций они отметили рыночную конъюнктуру, а также достаточно скромный рост выручки «Обуви России» — всего 8,5%.

По мнению управляющего партнёра компании DSO Consulting Сергея Дьячкова, который также пристально следил за историей вопроса, руководство компании серьёзно рисковало, выходя на IPO при сохранении кредиторской задолженности в несколько миллиардов рублей. «Притом, что выручка росла, не снизилась стоимость долгов, компания по-прежнему достаточно много должна. Но в первую очередь сыграла конъюнктура – российские фондовые рынки, мягко говоря, не очень привлекательны. Размещаться на фондовой бирже надо тогда, когда рынки растут, а не тогда, когда они падают», — отметил эксперт. В то же время на будущее «Обуви России» в данном контексте Дьячков смотрит с присущим ему оптимизмом. «Падение стоимости акций не фатальное, акции, думаю, ещё поднимутся. Российский обувной рынок очень интересен, а «Обувь России» — хорошая компания, у которой есть перспективы. Единственное, что у компании не снизилась долговая нагрузка – я полагаю потому, что она продолжает инвестировать. Нужно ли было продолжать заниматься этим столь же активно – тут к Антону Титову есть вопросы», — рассказал Сергей Дьячков.

У компании не снизилась долговая нагрузка – я полагаю потому, что она продолжает инвестировать. Нужно ли было продолжать заниматься этим столь же активно – тут к Антону Титову есть вопросы.

Еще одна версия причины падения акций, которую высказал один из собеседников издания, связана с возможными действиями совладельца «Обуви России» — известного российского бизнесмена Михаила Прохорова. Напомним, что он стал акционером группы компаний летом 2017 года. На тот момент участники рынка высказывали предположение, что его вхождение в уставной капитал могло было связано с конвертацией задолженности группы компаний перед структурами, связанными с Прохоровым. В этом случае после выхода «Обуви России» на IPO структуры бизнесмена могли сбывать акции «Обуви России» на свободном рынке, чтобы уменьшить свою долю или вообще выйти из состава учредителей.

Однако аналитики чаще говорят про неблагоприятный внешний фон, при котором «Обувь России» решила попробовать свои силы на открытых торгах. «Рыночная конъюнктура оставляла желать лучшего тогда и стала совсем невнятной сейчас. На рынке тогда говорили, что 140 рублей за бумагу — это довольно дорого, хотя и оправданно с технической точки зрения. Это с одной стороны. С другой, компания работает в довольно сложном рыночном сегменте — обувном ритейле, где открытие новых магазинов связано с большими финансовыми вложениями, а время возвращения инвестиций несколько увеличено. Помимо этого, из-за ограниченной покупательской активности «Обувь России» не может расширяться так же динамично, как коллеги за рубежом. В РФ примерное потребление обуви — две пары на человека в год, в США — около шести пар», — поделилась своим мнением с корреспондентом «Континента Сибирь» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Генеральный директор «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин считает, что не стоит делать трагедию из снижения стоимости акций. По его словам, достаточно часто после IPO цена акции компаний снижается, причем по самым разным факторам: от переоценки стоимости при размещении до неудовлетворительных результатов операционной работы после IPO и не выполнения планов. «Гораздо важнее как компания реагирует на такую динамику и справляется с падением капитализации. Например, акции банка «Тинькоф» после IPO в конце 2013 года упали в 2 раза. Триггером падения стали просто непроверенные слухи о законодательном регулировании рынка, которое бы поставило деятельность работы банка под вопрос. Так и в ситуации с «Обувью России», — рассуждает Алексей Антипин. — Рыночная конъюнктура достаточно сложная, в кризис люди в первую очередь экономят на обуви и одежде, в целом по рынку идет спад. Поэтому, не показав достаточной динамики роста и снижение долговой нагрузки, инвесторы стали выходить из позиции. Менеджмент компании объявил о поддержании котировок и выкупе акций с рынка и если в дальнейшем компания покажет хорошие операционные показатели, дивидендные выплаты, то котировки могут восстановиться».

Не показав достаточной динамики роста и снижение долговой нагрузки, инвесторы стали выходить из позиции

Анна Бодрова также не считает сложившуюся ситуацию критической для компании. «Если посмотреть на финансовые показатели компании, у «Обуви России» присутствует активный рост, компания отличается довольно высокой маржой EBIDTA», — отметила она. Эксперт советует «Обуви России» провести рекламную компанию с учётом спроса разных целевых аудиторий, «оживить маркетинг, тогда дела пойдут активнее».

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев отмечает, что ситуация, когда акции компании снижались после её выхода на IPO, не является аномальной. «Такие ситуации случаются не только с относительно некрупными компаниями, но и даже такими гигантами, как ВТБ, проводившим в свое время «народное IPO». Аналогичная картина довольно типична и для многих зарубежных компаний, включая транснациональные гиганты. Если говорить об «Обуви России», чистая прибыль в 2017-м году была действительно рекордной и составила 61 912 000 рублей. Но основной рост произошел по статье «Прочие доходы», по которым в 2014-м году было получено 352 128 000 рублей, а в 2017-м 753 777 000 рублей, за счет чего и произошло увеличение чистой прибыли. По основным же видам деятельности, по крайней мере до 2017-го года, динамика была не слишком радужной. Так что удивляться тому, что стоимость акций опустилась заметно ниже цена первичного размещения, не стоит. Это довольно частая ситуация и отнюдь не приговор для компании. В будущем вполне возможно, что стоимость акций начнет расти и превысит цену, по которой прошло IPO», — отметил в своём комментарии корреспонденту «Континенту Сибирь» аналитик. Впрочем, в консолидированном отчёте ПАО «Обувь России» за 2017 год указывается, что чистая прибыль компании составила 1,3 миллиарда рублей.

В самой «Обуви России» по-прежнему считают верным курс, выбранный в октябре 2017 года

Так что, по мнению экспертов, снижение стоимости акций на открытых торгах – не приговор для компании. Надо отметить, что в самой «Обуви России» по-прежнему считают верным курс, выбранный в октябре 2017 года. «Мы последовательно шли к IPO на протяжении нескольких лет. Выход на биржу позволил нам перейти на качественно новый уровень развития, наши возможности по привлечению финансирования существенно расширились. При этом только лишь акционерным капиталом мы не ограничиваемся, в настоящее время используем и традиционное банковское кредитование, и биржевые облигации для финансирования роста бизнеса. Понятно, что цены на акции формируются рыночно, и ситуация на рынках капитала находится под влиянием многих факторов, в том числе макроэкономических и внешнеполитических условий, что сказывается и на котировках акций.  Но в любом случае работа на открытом рынке капитала открывает для нас новые возможности, поэтому мы будем и дальше следовать этой стратегии. Наша основная задача — развиваться в соответствии с ранее заявленными планами, демонстрировать сильные фундаментальные показатели», — говорится в официальном комментарии «Обуви России», полученном корреспондентом «Континента Сибирь».

Таким образом, год присутствия сибирской обувной компании на IPO не изменил амбициозных планов «Обуви России». 2019 год покажет, насколько верной окажется эта стратегия.

Участники обувного рынка СФО от комментариев отказались. «Континент Сибирь» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ