Антон Титов: «Выход на IPO повысил доверие инвесторов к обувному сегменту»

Несмотря на текущую экономическую ситуацию, группа компаний «Обувь России» демонстрирует высокие финансовые показатели и строит амбициозные планы: удвоить число магазинов за три года. В 2017 году компания первой на российском рынке фэшн-ритейла вышла на IPO: в ходе публичного размещения на Московской бирже «Обувь России» привлекла 5,9 млрд руб. «КС» встретился с генеральным директором АНТОНОМ ТИТОВЫМ и расспросил его, зачем компании IPO, верит ли он в возможность консолидации рынка, а также узнал, почему «Обувь России» начала работать на рынке B2B, разработав направление для инкассаторов.

— С какими результатами ГК «Обувь России» подошла к концу 2017 года? Удалось ли вам достичь желаемых показателей?

— 2017-й стал для нас годом выхода из кризиса. Восстановление рынка происходит как в объеме, так и в качестве продаж. Этот тренд сохранится и в 2018 году. Потребитель уже адаптировался к текущей экономической ситуации, ценам, готов больше тратить на покупки. Это положительно отразилось на финансовых показателях «Обуви России»: в 3-м квартале у нас был хороший прирост сопоставимых продаж. Рост показателей продолжился и в октябре, и в ноябре. Это говорит о том, что рынок восстанавливается и выходит из затяжного кризиса 2015–2016 года. На обувном рынке это происходит быстрее, чем, например, в сегменте товаров длительного спроса, что объясняется в том числе и спецификой товара — обувь имеет ограниченный срок службы.

— Как изменился сам рынок за 2017 год? Какие ключевые тенденции можете выделить?

— Мы видим серьезную смену потребительских настроений с точки зрения выбора ассортимента. Если в 2015–2016 году продавался товар с большим дисконтом, позиции прошлых сезонов, новые, но антикризисные коллекции, то в 2017 году ориентиры поменялись: востребован более дорогой качественный продукт. В 2015–2016 гг. на период кризиса мы запускали зонтичные бренды, под которыми предлагали обувь из искусственных материалов. Такие коллекции были востребованы. Также покупатели ориентировались на базовые модели черного цвета. Сейчас же мы видим, что в топе продаж дорогие позиции, высокий процент реализации именно по цветному ассортименту. Это говорит о том, что новосибирцы хотят обновлений, имеют возможность баловать себя. Эти тенденции мы учли и в коллекциях «Весна-лето 2018»: сделали разворот в сторону более современного, модного ассортимента из натуральной кожи.

— Когда, по вашим оценкам, рынок вернется к докризисным значениям?

— Восстановление рынка в объеме идет очень медленно, это связано с глубиной девальвации, да и уровень доходов населения еще не восстановился. Если брать прогнозы DISCOVERY Research Group, то восстановление рынка будет происходить темпами 6–7% ежегодно, докризисных показателей рынок достигнет не ранее 2020–2021 гг.

Обувь России
Автоматизированные швейные комплексы Orisol на фабрике обуви в городе Бердске Новосибирской области

— Уходящий год стал важным для группы компаний «Обувь России», поскольку вы вышли на IPO. С какой целью это было сделано, и что публичное размещение дает компаниям?

— Для любой компании публичное размещение — новый качественный этап развития. Я считаю, что это хороший результат и отличный задел на будущее, с точки зрения долгосрочной финансовой устойчивости. Это позволяет нам осуществлять финансирование масштабных инвестиционных программ, сделок M&A, строить планы на пять-семь лет вперед. Объем привлечения 5,9 млрд рублей дает нам возможность полностью реализовать и финансировать нашу трехлетнюю инвестиционную программу, в рамках которой мы намерены удвоить розничную сеть. Если раньше мы развивали свой бизнес за счет реинвестирования прибыли, привлечения заимствований российских банков, то сейчас у нас появился качественный дополнительный источник финансирования — акционерный капитал. Результатом IPO становится повышение кредитных рейтингов и качества заемщика, что дает и значительное удешевление долговых инструментов.

Еще один результат IPO нашей компании — повышение уровня доверия бизнес-сообщества к обувному сегменту в целом. Это первая сделка IPO в российском фэшн-ритейле. Такие инвестиционные сделки с участием международных инвесторов говорят о том, что этот сегмент инвестиционно привлекателен, и он будет активно развиваться. А значит, и для других игроков рынка открываются новые возможности по привлечению финансирования.

— Кто проявил интерес к акциям?

— У ГК «Обувь России» качественная, диверсифицированная база инвесторов. Нашими акционерами стали крупные европейские, лондонские и скандинавские фонды — более 30 институциональных инвесторов. Кроме того, у нас был и хороший объем розничного размещения — наши акции приобрело порядка семисот физических лиц. Участие физлиц в сделках IPO — достаточно новый тренд на российской бирже.

Рынок сегодня изменился, у игроков есть желание укрупняться, объединяться. Пришло понимание, что крупные компании во многом сильнее

— Подведите итоги деятельности ГК «Обувь России» в 2017 году с точки зрения сбыта продукции, географии продаж.

— В уходящем году мы расширяли розничную сеть в основном в регионах присутствия. По итогам девяти месяцев 2017 года мы открыли более 60 новых магазинов, как собственных, так и франчайзинговых. До конца года увеличим сеть еще на 15–20 магазинов. В целом динамика по расширению бизнеса положительная. В планах на 2018 год — рост в большем объеме.

— Какова сегодня доля на рынке?

— Российский обувной рынок пока слабо консолидирован: согласно отчету DISCOVERY Research Group, топ-10 игроков занимают всего 14,19% рынка. При этом объем рынка в 2017 году, по прогнозам DRG, составит более 1,2 трлн рублей, это третий потребительский рынок в стране после продуктов питания и одежды. Кроме того, в кризис в ряде регионов локальные игроки ушли с рынка, поэтому есть возможность укрупнять сеть и закрывать спрос на обувь. Считаю, что ближайшие три-пять лет станут наиболее благоприятным периодом для расширения бизнеса: уровень конкуренции низкий, а спрос постепенно восстанавливается.

— Планируете ли вы продолжать развиваться с помощью сделок M&A? Или речь идет только об органическом росте?

— Основное направление, конечно, органический рост, тем более, что у наших сетей есть потенциал для тиражирования. Мы развиваем многоформатную стратегию. Если взять все пять наших брендов: Westfalika, Rossita, Lisette, Emilia Estra, Пешеход, — то сейчас емкость российского рынка по всем брендам составляет 3–3,5 тысячи магазинов. При этом мы планируем в течение ближайших трех лет увеличить сеть до 1000 магазинов. Таким образом, потенциал рынка еще очень большой, и наша долгосрочная цель — максимально тиражировать наши розничные форматы.

— То есть приобретать более мелких игроков пока не планируете?

— Мы рассматриваем, в том числе, и возможности M&A, это не взаимоисключающие стратегии. Но если органический рост — вещь спланированная, прогнозируемая, то M&A во многом спонтанная. Рынок сегодня изменился, у игроков есть желание укрупняться, объединяться. Пришло понимание, что крупные компании во многом сильнее, у них больше возможностей договариваться с поставщиками о более выгодных условиях, они запускают масштабные маркетинговые кампании, используют более продвинутые технологии, причем не только в производстве, но и в управлении бизнесом, маркетинге, планировании финансов.

— Каковы ваши планы на 2018 год? Какие у вас ожидания от рынка? Каким направлениям стоит уделять вни­мание?

— В 2018 году запланирован масштабный рост сети, выход в новые города. Ориентируемся прежде всего на центральную и европейскую часть России, будем добавлять по 3–4 новых города ежегодно. Что касается Дальнего Востока, Сибири, Урала и Поволжья, где у нас достаточно хорошее присутствие, то будем добавлять форматы и увеличивать концентрацию наших магазинов. Емкость не исчерпана ни в одном регионе, даже там, где компания давно работает, откуда начинала свой бизнес — Новосибирск, Омск, Красноярск, Барнаул.

Могу сказать, что сегодня еще хорошее время с точки зрения рынка коммерческой недвижимости. Взаимоотношения арендодателей и ритейлеров стали более правильными. Если до 2014 года девелоперы предлагали жесткие, часто кабальные условия контрактов, валютную аренду со штрафными санкциями, с невозможностью пересмотра условий, то сейчас ситуация кардинально поменялась. Кроме того, появилось много хороших локаций. Это дает нам возможность активно расширяться, при этом иметь большой выбор помещений. Если раньше мы вынуждены были выбирать из двух-трех вариантов, то сейчас мы можем посмотреть 20–30 альтернативных предложений.

— Как развивалось ваше производственное направление в 2017 году?

— В конце 2015 года мы приобрели фабрику S-TEP в городе Бердске Новосибирской области, где у нас сейчас располагается основная производственная площадка. В последние два-три года компания производила масштабные инвестиции в производство. В 2016 году мы в 1,5 раза увеличили производственные площади. Сейчас на этих мощностях наращиваем объемы за счет повышения эффективности и производительности.

Если говорить о новых направлениях, то мы вышли на рынок B2B. Это разработка обуви специального назначения для разных предприятий. Для нас в данном секторе есть два главных направления — сегмент специализированной обуви для охраны, инкассаторов (в этом году мы заключили договор со Сбербанком) и сегмент обуви для пищевых производств, который пока не так хорошо освоен российскими производителями. Сегмент B2B повышает эффективность производства, сглаживает сезонность заказов, которая характерна для ритейла. При этом российский рынок в сегменте B2B достаточно большой — ежегодный оборот 150 млрд рублей, поэтому перспективен для производителей.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ