Коэффициенты для наружной рекламы: необходимо ли повышение?

Вопрос изменения формы торгов за право размещения наружной рекламы на носителях в Новосибирске активно обсуждается всю последнюю неделю. В ходе очередного совещания в Совете депутатов был поднят вопрос необходимости повышения коэффициентов, по которому считается стоимость аренды конструкций.

10 октября на базе постоянной комиссии Совета депутатов города Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству прошло очередное совещание об изменениях в Правила распространения наружной рекламы и информации в Новосибирске. Участники рынка, депутаты горсовета Новосибирска, представители общественных организаций и уполномоченного по правам предпринимателей в регионе под председательством депутата Игоря Салова обсудили возможные изменения.

Как ранее писал «Континент Сибирь», 4 октября прошло совещание, в ходе которого обсуждался вопрос изменения формы торгов за право размещения рекламы на носителях. На сегодня торги проводятся в форме конкурса, теперь же Новосибирский «Городской центр наружной рекламы» (ГЦНР) планирует перевести их в форму аукциона. По действующим правилам для участников конкурса требуется сформировать свое предложение в трех пунктах: цена аренды конструкции, количество дней, предоставляемых для размещения на ней бесплатной социальной рекламы в течение года, и обязательства по благоустройству прилегающих территорий. Участники конкурса готовят свои предложения и подают их в закрытых конвертах. После этого конкурсная комиссия вскрывает конверты, а ее члены голосованием определяют победителя. Такая схема уже вызывала претензии участников рынка. УФАС в течение последнего года аннулировало результаты нескольких крупных конкурсов, проведенных в Новосибирской области. Кроме того, по словам участников рынка, такая форма торгов позволяет сформировать конкурс под конкретное предложение. Совет депутатов города неоднократно пытался изменить правила, оставив определяющим критерием цену, которую предлагают конкурсанты. Тогда вместо голосования победителем определялся бы тот участник, который предложит наибольшую сумму за право пользования рекламными конструкциями. Очередным таким предложением ГЦНР по примеру других регионов и стал перевод системы торгов в форму аукциона, где лоты будут разыгрываться только на основании цены.

На совещании, состоявшемся 10 октября, директор по развитию компании «Дизайнмастер» Валерий Рыков поднял тему повышения базового коэффициента, по которому рассчитывается стоимость аренды конструкций. «Большинство моих коллег не понимают сути вопроса и склоняются к аукциону. Но мы забываем об еще одной важной проблеме: базовый коэффициент, по которому будет считаться цена аренды. Ведь если депутаты примут решение в пользу аукциона, согласно предложению мэрии, базовый коэффициент вырастет на 25–30%», — сказал Рыков.

На сегодня в правилах конкурсов для определения базовой стоимости аренды рекламных конструкций существуют понижающие и повышающие коэффициенты. Согласно предложенной мэрией схеме перехода на аукционную систему торгов коэффициенты вырастут на четверть.

Валерий Рыков сообщил, что для конструкции 3 х 6 метров базовая стоимость составляет около 11,5 тыс. рублей за месяц. С такой суммы начинаются торги. При этом средняя цена на такую конструкцию, которую платит в конечном счете победитель, составляет 17,6 тыс. рублей в месяц без учета издержек. «Как показывает практика города Красноярска, доторговаться можно до такого, что конструкция стоит 3 млн рублей», — возмутился Валерий Рыков. На вопрос Игоря Салова о том, чего требуют участники рынка, Рыков ответил, что необходимо обоснование увеличения тарифа, «ведь он и так немаленький». Многие другие представители операторов наружной рекламы согласились с ним.

Председатель комитета по рекламе и информации мэрии Новосибирска Дмитрий Лобыня ответил, что представленные цифры преувеличены, и такая ситуация в Новосибирске исключена: «Та самая невидимая рука рынка, наверное, сама себя отрегулирует, и торговать себе в минус никто не будет», — сказал Дмитрий Лобыня. При этом Валерий Рыков, поддержанный коллегами, обратил внимание, что указанный тезис не является аргументом для поднятия коэффициента.

В свою очередь депутат Совета депутатов Новосибирска Александр Бурмистров обратил внимание на то, что 11,5 тыс. рублей в месяц, заявленные Рыковым, характерны для центра города, где средняя цена гораздо выше — около 24 тыс. рублей в месяц. Он отметил, что хотя претензии участников рынка и справедливы, он считает предложенную мэрией схему наиболее правильной.

Основатель компании «РИМ» Марк Василенко согласился с Рыковым, подчеркнув, что на текущий момент коэффициенты максимально возможные для рынка. Те коэффициенты, которые предусмотрены в проекте, по его мнению, нереальны. Марк Василенко призвал сделать процедуру предоставления рекламных мест простой и прозрачной. По его словам, повышение тарифа не увеличит поступления в бюджет, ведь рекламодатель не будет платить больше той суммы, которая существует на рынке сейчас. «Другое дело, что если цена будет высокой, то, скорее всего, операторы не смогут сохранить свои возможности. И аукцион, скорее всего, не отразит реального состояния рынка, потому что рекламодатель точно не будет платить больше. И даже если мы сократим количество рекламных щитов на 30%, то цена не вырастет. А вот если сократим на 50%, то она вырастет на 5%», — подчеркнул Василенко.

Александр Бурмистров возразил на это тем, что текущая практика конкурсов и те ценовые предложения, которые на этих конкурсах предлагаются, показывают, что такая система жизнеспособна. «Он привел пример, когда сразу два участника конкурса в два раза подняли начальную цену торгов. Бурмистров напомнил о том, что новосибирский рынок наружной рекламы является одним из крупнейших в стране, а между тем бюджет города получает недостаточные, по его мнению, средства: «Иными словами, мы видим, что потенциал для города есть».

В завершение дискуссии руководитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Ирина Каур отметила, что ясности в вопросе коэффициентов она не получила. «Я предлагаю комитету по рекламе предложить обоснование новых коэффициентов и еще раз рассмотреть этот вопрос», — заметила она. Это предложение поддержал Игорь Салов, предложив Дмитрию Лобыне подготовить соответствующее обоснование.

Обсуждаемый текст предложения мэрии с поправками будет оглашен на сессии горсовета во время рассмотрения второго чтения законопроекта об изменении схемы торгов за право размещения наружной рекламы.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ