Новые правила в наружной рекламе Новосибирска

Эффективность конкурсной системы за право размещения наружной рекламы в Новосибирске обсуждается давно и вызывает вопросы у самих операторов наружной рекламы. Их споры в последний год и вовсе перетекли в судебную плоскость. Рынок оказался на распутье: является ли старая система максимально подходящей для такого региона, как Новосибирская область, или работает в пользу старожилов рынка?

4 октября в малом зале заседаний мэрии Новосибирска прошло совещание по вопросам изменения правил размещения наружной рекламы в Новосибирске. На мероприятии собрались представители рынка наружной рекламы, депутаты горсовета Новосибирска и Законодательного собрания Новосибирской области, а также представители общественности. Совещание прошло под председательством депутата горсовета Новосибирска, председателя комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Игоря Салова.

Вопрос изменения формы торгов за право размещения рекламы на носителях давно обсуждается не только участниками рынка, но и Советом депутатов Новосибирска и «Городским центром наружной рекламы». На сегодняшний день торги проводятся в форме конкурса, теперь же новосибирский «Городской центр наружной рекламы» (ГЦНР) мэрии планирует перевести их в форму аукциона. По ныне действующим правилам для участников конкурса требуется сформировать свое предложение в трех пунктах: цена аренды конструкции, количество дней, предоставляемых для размещения на ней бесплатной социальной рекламы в течение года, и обязательства по благоустройству прилегающих территорий. Участники конкурса готовят свои предложения и подают их в закрытых конвертах. После чего конкурсная комиссия вскрывает конверты, а ее члены голосованием определяют победителя. Такая схема уже вызывала претензии участников рынка. Управление федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в течение последнего года аннулировало результаты нескольких крупных конкурсов, проведенных в Новосибирской области. Кроме того, по словам участников рынка, такая форма торгов позволяет сформировать конкурс под конкретное предложение. Совет депутатов города неоднократно пытался изменить правила, оставив определяющим критерием цену, которую предлагают конкурсанты. Тогда вместо голосования победителем определялся бы тот участник, который предложит наибольшую сумму за право пользования рекламными конструкциями. С очередным предложением выступил ГЦНР, предложивший по примеру других регионов перейти на систему торгов в форме аукциона, где лоты будут разыгрываться только на основании цены.

Одним из регионов, где действует аукционная система торгов, является Красноярск. Экс-руководитель управления наружной рекламы администрации Красноярска Сергей Титаренко, выступая на круглом столе, отметил, что в Красноярске система розыгрыша аренды щитов построена проще. Более того, красноярец заметил, что в Новосибирске, на его взгляд, слишком большое количество рекламы на центральных улицах города, в его исторической части. В Красноярске же, по его словам, есть ограничения по формату рекламных носителей для исторической части города. Он согласился, что аукционная форма наиболее удобна в данном случае: «Наши компании поддерживают такое предложение в отношении формы торгов. Дело в том, что аукционная форма наиболее понятна и прозрачна для предпринимателей и власти. Хотя многое зависит и от нюансов: формирование лотов, начальной цены, сроки платежей». Многие из участников новосибирского рынка наружной рекламы не согласились с гостем. Кулуарно они отмечали, что Красноярск в вопросах количества наружной рекламы ничем не уступает Новосибирску.

Тем не менее нельзя не отметить, что Новосибирск превосходит Красноярск по объему наружной рекламы. По данным исследования ассоциации коммуникационных агентств России за 2017 год, новосибирский рынок наружной рекламы имеет объем 999 млн рублей, уступая лишь рынку Москвы и Санкт-Петербурга, в то время как красноярский рекламный рынок за тот же период имеет объем 606 млн рублей.

Переход на новую систему торгов давно назрел, и предложение мэрии таки осуществить его нашло одобрение у большинства операторов наружной рекламы.

Представитель компании «Транспортная реклама» Юрий Кромный сообщил, что он всецело поддерживает идею о введении аукционной системы. Он считает, что таким образом можно увеличить конкуренцию на рынке. Однако у присутствовавших возникли сомнения в том, что это поможет увеличить поступления в бюджет города. «Я вижу, что там, где есть конкуренция, цена за аренду увеличивается кратно. Не на 5–7%, а в полтора-два раза», — парировал спикер. Другие важные вопросы — размещение социальной рекламы и невозможность размещения рекламы на тех или иных площадках, по его мнению, необходимо включить в требования, а не в конкурс.

Также инициативу поддержали депутат горсовета Александр Бурмистров, Руслан Гудин из «Ренессанс групп» и Марк Василенко из компании «РИМ». Первый считает, что это не только увеличит бюджет города, но и позволит сделать большой шаг навстречу бизнесу. «Прозвучали предложения сохранить и старое, и новое. Но наиболее оптимальный вариант, который позволит сделать систему простой и прозрачной, — аукцион», — сказал основатель ГК «РИМ» Марк Василенко.

Игорь Салов в ответ на это обратил внимание на главный недостаток новой схемы: «Эти созданные нами условия конкурентной борьбы могут породить определенные соревнования, в процессе которых участвуют компании, которые могут быть кем угодно и откуда угодно. В числе этих компаний могут быть те, у кого есть опыт и репутация, но они не знают обзор и возможности новосибирского рынка. Поднимая до бесконечности цену в процессе аукциона, может случиться, что победитель, посчитав свои доходы, поймет, что дохода нет, и откажется от заключения договора», — рассудил он. Собравшиеся не согласились с ним. Многие отметили, что несмотря на то что в новой системе есть недостатки, старая настолько не подходит под сегодняшние реалии, что споры из-за нее уже перешли в судебную плоскость. Марк Василенко привел пример последнего судебного разбирательства с «Рекламными технологиями», где были заявлены изначально невыполнимые условия, однако компания смогла не только заявиться на конкурс, но и победить на нем.

Единственным, кто не высказался однозначно одобрительно в отношении новой системы, стал исполнительный директор компании «Рекламные технологии» («Дизайнмастер») Валерий Рыков. Он считает наиболее оптимальной смешанную систему формы торгов. «То есть и сохранить конкурсную форму — для улиц и площадей, и ввести аукционную форму. Это дает шанс администрации влиять на процесс, а городу — иметь единообразный архитектурный облик», — пояснил он. Выступающий был не понят коллегами, которые указали на то, что такая система создаст неразбериху и внесет еще больше сложности в и без того уже достаточно сложную процедуру. Выступающий уточнил свою позицию: по его мнению, на конкурс следует выносить только центральные улицы и историческую часть города.

За аукцион высказался приглашенный на заседание депутат Законодательного собрания НСО Алексей Андреев. По его мнению, при новой схеме процесс станет прозрачным. Главным и единственным критерием будет цена. Депутат напомнил о судебном споре компаний «Меркурий» (собственником которой является Мария Шлосберг, а пост директора занимает Андрей Алексеевич Андреев) и «Дизайнмастер». «Три последних крупных конкурса, проведенных ГЦНР, отменены Управлением федеральной антимонопольной службы. Вся процедура настолько затянута, что работа по ней становится убыточной. Для того чтобы выйти на конкурс, надо собрать большой пакет документов, сделать проект. Чиновники в свою очередь получают повод не допустить тех или иных участников к конкурсу. А выиграв конкурс, для получения разрешения на использование конструкций, нужно собрать еще один пакет документов. Заключается договор аренды, компания начинает платить, в это время ГЦНР начинает согласовывать место установки. Хотя есть единая схема размещения рекламных конструкций, которая утверждена и должна эту процедуру упрощать, если не вообще исключать», — сказал Андреев. Действительно, как ранее заявляли «КС» представители компании «Меркурий», победителю приходится 9–10 месяцев ждать получения разрешения от мэрии Новосибирска. Все это время победитель конкурса продолжает вносить плату за аренду.

Председатель комитета по рекламе мэрии Новосибирска Дмитрий Лобыня на это ответил, что по новой форме изменится лишь процедура конкурса. «Процедуру согласования никто не менял, она остается», — сказал Лобыня.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ