Владимир Городецкий: «Никому бы не посоветовал начинать с того, чтобы требовать больше денег»

Владимир Городецкий: «Никому бы не посоветовал начинать с того, чтобы требовать больше денег»
Фото: Елена Аникина

Член Совета Федерации РФ, почетный житель Новосибирска ВЛАДИМИР ГОРОДЕЦКИЙ в интервью «Континенту Сибирь» объяснил, почему он поддерживает одного из кандидатов в мэры, рассказал, какие из начинаний предыдущей команды мог бы продолжить новый глава муниципалитета, и предположил, за какой срок можно придать городу лоск.

Владимир Городецкий. С 2018 года сенатор РФ от правительства Новосибирской области.  Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

1992–1996 гг. — коммерческий директор Новосибирского хлопчатобумажного комбината.

1996–2000 гг. — первый заместитель мэра Новосибирска, директор департамента экономики, инвестиций и промышленной политики.

2000–2014 гг. — мэр Новосибирска (трижды избирался на прямых выборах).

2003–2014 гг.— президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, вице-президент международной ассоциации городов (МАГ), вице-президент Союза российских городов (СРГ), член президиума Конгресса муниципальных образований РФ.

Январь-март 2014 года — заместитель губернатора Новосибирской области по вопросам Новосибирской агломерации.

Март-сентябрь 2014 года — временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области.

Сентябрь 2014 г. — октябрь 2017 г. — губернатор Новосибирской области.

2017–2018 гг. — помощник полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе.

2018 г. — настоящее время — сенатор.

— Владимир Филиппович, вы много лет руководили Новосибирском . По вашему мнению, каким должен быть мэр такого сложного города, как Новосибирск? Кто из кандидатов, на ваш взгляд, более подходит для этой должности?

— Прежде всего, город и его жителей надо знать, Новосибирск — научная столица России, с высокой концентрацией науки, технологий, образования. Мэр должен соответствовать этому уровню и иметь опыт управления на разных уровнях власти.

Максим Кудрявцев к настоящему моменту состоялся как профессионал. Прошел большой путь в телеком-отрасли, возглавлял сибирское отделение большой организации. «Ростелеком» — это не просто коммерческое предприятие, где Максиму Георгиевичу приходилось решать как организационные, так и хозяйственные вопросы. Он прошел хорошую управленческую школу. Считаю важным и тот опыт, который он получил в Государственной думе. В те годы я был губернатором, членом Совета Федерации РФ, мы часто встречались с Максимом Георгиевичем, он активно ездил по региону, посещал территории, от которых избирался в парламент. Я видел, как он общается с людьми, убедился в его умении слушать и слышать — для мэра это принципиально важно.

Владимир Городецкий

Владимир Городецкий: «Не стал бы акцентировать, что всё идёт к отмене прямых выборов мэра. Происходит обсуждение»

Будущего мэра наделяют полномочиями депутаты, они голосуют за него, проговаривают свои пожелания, составляют мнение о человеке, которому предстоит управлять городом. Это настраивает на оперативную совместную работу, позволяет пропустить длительный период притирки. Можно сказать, что депутаты поручаются за руководителя муниципалитета, что возлагает на них персональную ответственность. Потому, полагаю, их общая работа пойдет быстрее.

Наверняка Максим Георгиевич, принимая участие в конкурсе, осознает, какая ответственность стоит перед ним. Но с доверием губернатора, с поддержкой депутатского корпуса все должно получиться.

В феврале 2024-го горсовет запустил конкурсную процедуру по отбору будущего мэра Новосибирска. 4 апреля прошел первый этап конкурса.

В финал вышли бывший топ-менеджер «Ростелекома», экс-депутат Госдумы вице-губернатор Максим Кудрявцев и городской депутат Игорь Украинцев («Зеленые», «Лига эффективности).

Один из кандидатов возглавит Новосибирск по итогам голосования на сессии горсовета 16 апреля 2024 года. 26 апреля состоится инаугурация мэра.

На мой взгляд, будущему мэру необходимо начать с восстановления системы управления — она оказалась в разбалансированном состоянии. Вижу смысл вернуться к расширению ответственности районных администраций: в последнее время их возможности снизились, решение многих вопросов перетекло на городской уровень, что не всегда логично и оправданно. Возьмем, например, текущее состояние территорий, благоустройство — с местными проблемами люди приходят в администрацию, которой приходится «делать заявку» наверх, в тот или иной департамент мэрии.

— То есть нужно расширять полномочия администраций районов Новосибирска?

— Абсолютно точно администрациям не хватает полномочий, в том числе финансовых возможностей.

Георгий Андреев и Александр Бурмистров

Коммунисты готовятся поддержать Максима Кудрявцева на голосовании за мэра Новосибирска

Самый острый вопрос, в моем представлении — это санитарное состояние города. Дело не в том, что сейчас весна, распутица. Не считаю бесхозность таким же естественным, как и подснежники, сезонным явлением. Нужно не просто прибраться в один день — необходимо восстановить систему ухода за состоянием города. Я хожу, езжу по Москве — ведь чисто! А почему?

— Потому что это — Москва. В столице много денег, много человеческих и материальных ресурсов — нет глобальных проблем с кадрами и техникой.

— Ничего подобного, категорически не согласен! Чисто в Москве, потому что люди с граблями и метлами ходят и убирают — и в субботу, и в воскресенье. Вопрос не в том, сколько в бюджете денег. Главное — видеть цель и решать задачу. Не идеализирую то время, когда я был мэром, согласен, что и тогда было очень много проблем в Новосибирске, что-то можно было делать лучше. Но работали бригады ручной уборки: специалисты в жилетах ходили, подчищали город, собирали мусор лопатами. Пятьсот человек. А сегодня — меньше двухсот. Разница колоссальная.

— Людей не хватает.

— Нет, это означает, что цель потеряна. Думаю, новый мэр увидит проблему, обсудит с коллегами. Система постоянного поддерживания порядка — наиважнейшая задача. У нашего города хорошие перспективы в инвестиционном плане: сколько строится школ, детских садиков, спортивных объектов, облагораживаются парки и скверы, действует программа «Безопасные качественные дороги». Но горожанам трудно объективно оценить и воспринять все эти добрые перемены просто из-за отсутствия чистоты и лоска в окружающем их пространстве. Думаю, привести город в приличное состояние — вполне посильная задача для мэрии.

Конечно, многое зависит от того, кто придет в команду главы города. Но прежде всего он должен подать пример: ничего не получится, если сам не будет гореть желанием что-то изменить к лучшему.

— Нужно ли будет новому мэру встречаться с жителями города?

— Диалог с жителями — это незыблемо. Мэр должен уметь слышать и понимать — любить реальных людей с их реальной жизнью, с неурядицами и проблемами.

— От каких главных ошибок на этом посту вы бы могли предостеречь нового мэра?

— Не давать пустых обещаний, не говорить «обязательно сделаем», пока нет понимания сути проблемы и путей ее решения. Лучше вникнуть, а уже потом рассказать, что сделано, или объяснить, почему придется подождать, потерпеть. Неисполнимые обещания формируют у людей недоверие и неуважение к мэру.

— За десять лет Анатолий Локоть многое сделал в городе, что из начатого его командой вы бы посоветовали новому мэру продолжить, углубить?

— При предыдущей команде было и много хорошего, появились очень интересные проекты: активно шла программа развития городской среды, парковых зон, благоустройство набережной, реорганизация Заельцовского парка

Надеюсь, новый руководитель будет больше времени проводить на территории. Не по справкам ориентироваться, что и в каком районе нужно сделать, а сам сможет выезжать на строительные площадки, во дворы, слушать жителей, в чем они нуждаются, видеть элементы бесхозности. Предыдущая команда, на мой взгляд, этому уделяла недостаточно внимания.

Владимир Путин в Арктике

«Невечная мерзлота»: как наука и крупные компании готовятся противостоять угрозе разрушения инфраструктуры в Арктике

Новосибирск — крупнейшее муниципальное образование в стране, с большим потенциалом. У мэров соседних городов есть запрос на общение, обмен опытом. Инструментом взаимодействия всегда была «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов». Организация настраивает диалог между главами муниципальных образований, больших и маленьких, сельских поселений. В последние годы позиции Новосибирска на уровне этой структуры несколько затерялись. Я бы посоветовал усилить позицию Новосибирска в этом диалоге.

Начинается очередной этап в развитии Новосибирска, важно, чтобы люди ощутили свежесть в подходах, в стиле управления, прочувствовали новое время.

— А сколько нужно времени новой команде, чтобы люди оценили работу мэра?

— Если мы считаем, что первоочередная задача мэрии — возобновление и перезапуск системы ухода за санитарным состоянием города, этот механизм можно настроить за летний период и осень. Надеюсь, что одним из приоритетов станет разработка программы укомплектования города уборочной техникой для разных работ и разной модификации. Это предполагает большие затраты. Когда начинаются снегопады, мы регулярно слышим от чиновников: «Да мы в две смены работаем, у нас техника вообще не отдыхает». И все-таки как бывший мэр скажу: ерунда, нет механизаторов на две смены. Будущий мэр в этом сам, вероятнее всего, сможет убедиться: нужно укреплять механизаторские кадры, создавать программу при поддержке регионального правительства.

Самое легкое — сказать, что финансов не хватает. Для начала нужно побороть бесхозность, повысить эффективность работы — и ресурсов станет больше. Никому бы не посоветовал начинать с того, чтобы требовать больше денег.

Многое зависит от понимания самим главой города стоящих перед ним задач и от умения донести до руководителя региона собственное видение их решения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ