Привычка к «рогу изобилия»

Перечитываю свои размышления, написанные по поводу кризиса и ситуации, в которой мы все оказались, год назад, и ловлю себя на мысли, что и сегодня я подписался бы почти под каждым словом. За прошедшие 10-12 месяцев мало что изменилось. Хотя в то же время это приличный срок для того, чтобы переосмыслить происходящие события и свое отношение к ним.

Сегодня самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что кризис продолжается. Сжатия мировой и российской экономики до конца еще не произошло. Да, миновала острая фаза, но сейчас идет не менее сложный латентный период.

Как мы на него реагируем? Психика человека — очень хитрая штука. Она имеет свойство сжатия и расширения, то есть, как и все в мире, подвержена цикличности. Многие люди привыкли к кризису, сжались в своих запросах и расходах, поменяли образ жизни и живут в режиме экономии. Между тем что означает этот режим? Посмотрите на сегодняшнюю жизнь — и оглянитесь назад, вспомните свое детство. И вы поймете, что раньше мы жили в постоянном «кризисе»-дефиците, а значит, и в постоянном режиме экономии. Так что это состояние для нас не ново.

Да, был небольшой период «халявы», расширения рынка и психики — с 2004-го до середины 2008 года — время массового роста интереса к сиюминутному потреблению и, соответственно, к массовым кредитам. Это особенно четко иллюстрирует рост объема продаж машин в России — график просто идеальный для осмысления по поводу расширения. Мы привыкли к этому «рогу изобилия» и забыли о том, как жили раньше. Все думали только о росте, брали «дешевые» деньги в долг и не думали о будущем.

Причем в эту ловушку попали все: и люди, и компании. К сожалению, наверное, это закономерно. В эйфории мы забыли о том, как должен принимать решения рачительный хозяин и грамотный менеджер. Он должен рассчитать максимально возможные риски и только потом в зависимости от них выстраивать развитие бизнеса. Но и этого мало. Мы часто забываем про контроль — раз в месяц, квартал, полгода, год!!! Оценивать достигнутые показатели и обязательно осматриваться, что творится вокруг, — и корректировать свои действия. Это достаточно нудная, рутинная работа, а если у тебя «прет», ты этого делать никогда не будешь — у тебя и так все хорошо. И ты невольно начинаешь строить наполеоновские планы… Это свойство человеческой психики — раздуваться.

У меня тоже был такой горький опыт, и не раз. Не сможешь подождать или адекватно оценить, пойдешь на поводу у своих амбиций — а потом расхлебываешь. Индикаторами кризиса являются самообман в том, что период роста не имеет конца, и самолечение. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: столько, сколько за последний год, я никогда в жизни не работал. Да, было тяжело, но это дало эффект — и, на мой взгляд, очень хороший. В итоге падение выручки в 2009-м по отношению к 2008 году у нас составило всего 12%, но за счет жесткой экономии и хороших продаж компания вышла в приличный плюс.

Сейчас я осознаю, что для задела нужно работать еще раза в полтора больше в 2010-м… А как не хочется!!! Но надо…

Если говорить о рыночном масштабе, то наиболее ярко последствия переоценки своих возможностей иллюстрируют строительные компании. Однако и здесь есть исключения. На мой взгляд, на общем фоне пострадавших от эйфории заметно выделяется компания «Дискус». Собственник принципиально решил работать на экономсегменте и не распылялся на фантастические проекты. Да, возможно, в момент роста рынка он из-за этих ограничений что-то потерял, но его бизнес практически не просел с начала кризиса, тогда как у верхушки, кичившейся элитным жильем или бизнес-центрами класса «А», все встало колом.

Экономсегмент всегда будет востребован, и об этом свидетельствует тот факт, что «Дискус» на фоне замороженного рынка недавно заключил сделки по продаже своего жилья по 18,5 тыс. рублей за квадратный метр. Прекрасно понимаю, что это отчасти были разовые продажи и одновременно хороший PR-ход. Другие строители в конце концов тоже пришли к осознанию потенциала экономрынка на ближайшие пару-тройку лет — но пока они приспосабливаются, эта компания работает. Таких гениальных решений сегодня единицы.

Итак, нам показали, как можно жить на заемные средства, но при этом не сказали, что перед тем, как брать кредит, нужно четко понять, как ты его будешь отдавать, когда кончится рост и начнется стагнация. Почему это произошло? Можно долго на эту тему рассуждать, сегодня не будем.

Увы, в последнее время, общаясь с людьми, я обнаружил, что в массовом сознании начала формироваться установка: "кризиса нет — есть новые экономические реалии". Для чего она формируется? Может, вновь уже пора наращивать потребление, которое приведет к формированию новых пузырей? Или мы просто устали?.. Какими могут быть последствия этого сжатия, разочарования неправильными решениями, ситуацией на рынке?

Период депрессии, безусловно, будет. Это неизбежно. Сейчас какие-то компании «временно умерли», у кого-то депресняк. Необязательно эти компании потом уйдут с рынка. Новый подъем будет неизбежно, так как количество приятных событий в жизни всегда равняется количеству неприятных. Вначале все будут осторожничать, но потом эйфория вновь вскружит голову — и все понесутся за прибылью.

Закономерность взлетов и падений осознают единицы. Людям слишком сложно себя ломать. Российская ментальность как работает? Через три-четыре года будет чуть лучше, а потом опять наступит всеобщее счастье — и новый кризис придет неожиданно… На мой взгляд, здесь просматривается четкая аналогия с дождевым червем: когда его уколешь иголкой — он сжимается, а потом разжимается и ползет дальше. Уж извините за неприятные ассоциации. Большинство людей живет точно так же, не анализируя ситуацию. Наверное, так легче. Но я так не умею — и регулярно мучаюсь, переживаю: что я сделал не так, что можно было бы сделать еще? Для компаний сегодня лучший сценарий развития событий, на мой взгляд, — это хотя бы боковое, но движение. Движение на грани выживания, когда компания потихоньку копошится, но что-то делает. Тот, кто не сдался, не просто существует, а предпринимает более или менее осознанные действия — у него есть все шансы попасть на волну роста и выбиться в лидеры.

Главное — не забывать о последствиях. Всегда нужно понимать, что чем выше взлет, тем сильнее падение. Так что сейчас нужно просто терпеть и работать — вариантов нет.

И еще один важный момент. Только личности и руководители определяют тренды развития бизнеса. Даже если у компании несколько учредителей, среди них всегда есть неформальный лидер, и его харизма определяет развитие. Это закономерность. Если в момент кризиса ты как руководитель не осознаешь риск потери бизнеса, не корректируешь свои действия, то твой бизнес умрет. Набрал кредитов, не думая, как ты будешь рассчитываться, — это твой сознательный выбор. Выкручивайся!

Личности важны для развития любой экономики, будь это компания или даже регион. Признаюсь, раньше я с большой долей скептицизма оценивал действия губернатора нашей области: программы субсидирования АПК, ипотеки, малого бизнеса, инвестиций. Но сейчас, по прошествии 10 лет, я вижу, что они работают! Это было действительно было грамотно — стимулировать ипотечные программы, модернизацию технопарка АПК не прямыми деньгами, а субсидиями части процентной ставки и созданием хоть каких-то мало-мальских условий. Да, ты немного помогаешь компании или человеку, но и они вкладывают в этот проект свои кровные, поэтому в результатах заинтересованы все стороны.

Гораздо хуже выглядит механизм, который в кризис использовало правительство России: тебе 100 млрд, тебе 80 млрд, а тебе 56 млрд, дорогой АвтоВАЗ… Вроде на словах и в цифрах делается все возможное — но где в итоге эти средства? Ушли в дело или на нецелевое использование? И вернутся ли они с должным эффектом???

Между тем обратите внимание: в 2000 году Путин продекларировал, что нужно за семь лет увеличить ВВП в два раза. Декларация просто отличная, но Герман Греф тогда настойчиво возражал, что это невозможно по ряду объективных причин. А Толоконскому это удалось! И это реально классный результат! Что для этого нужно? Субсидирование и создание условий для инвесторов — это принесет пусть не быстрый, но хороший эффект в долгосрочной перспективе. А еще крайне важны регулярный менеджмент и осознание своих действий. Чего ты хочешь? Что сделал и чего не успел?

Да, человеку всегда хочется все сразу и много. Но лучше оглянуться назад, вспомнить обо всех закономерностях — и в разы уменьшить свои фантазии, чтобы не было разочарований. Будет лучше — замечательно.

И еще раз повторю. Вы считаете, что стали жить хуже? Посмотрите на своих детей, вспомните, что было в детстве у вас. Так ли уж сейчас плохо, как вы считаете?

Вот такие вот мысли в перерыве перед очередным трудовым рывком…

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ