Виталий Хан: «Остановился – значит, отстал»

По итогам 2017 года генеральный директор СКТБ «Катализатор» Виталий Хан стал «Персоной года» в промышленности по версии «КС». Его компания вошла в топ-5 национального рейтинга быстрорастущих компаний «ТехУспех-2017» и была выделена на региональном уровне как «наиболее динамично развивающийся экспортер». В интервью изданию ВИТАЛИЙ ХАН рассказал, почему, выйдя из страхового бизнеса, начал развивать проект по производству катализаторов, зачем компании участие в программе реиндустриализации и объяснил, почему амбиции должны быть масштабными.

— В настоящее время в правительстве региона и бизнес-сообществе выделяют СКТБ «Катализатор» среди самых динамично развивающихся компаний по итогам 2017 года. Какова ваша оценка деятельности предприятия за прошлый год?

— Оценка положительная.  Сегодня освоено производство более 80-ти наименований катализаторов, в том числе и для нефтепереработки. Катализаторы позволяют повысить глубину и эффективность переработки нефти. С их помощью из топлива удаляют серу и азотсодержащие соединения.  Таким образом, обеспечивается производство бензина стандарта «Евро-5». В 2017 году разрабатывались и вводились в производство  новые  виды катализаторов термостабильный катализатор дегидрирования изобутана в изобутилен, а также катализатор изомеризации. За ушедший год только в России зарегистрировано пять новых патентов. И это не только 2017 год такой. Здесь все просто – остановился, значит, отстал. Сейчас мы тоже работаем над новыми продуктами. Уверен, что в 2018 один из них будет запущен.

— Порядка 91-94% продукции поставляется на экспорт. С какими странами налажено взаимодействие? Появились ли новые рынки сбыта?

— Контракты заключены более чем со ста компаниями. В том числе, поставки ведутся на Ближний Восток, в Америку, Европу, Китай. Сейчас, в первую очередь, хотим расширяться за счет Китая. Рынок непростой, тяжелый. СКТБ «Катализатор» в течение нескольких лет борется за новые рынки. К примеру, на рынок Ближнего Востока пробивались четыре года. Это только с тех пор, когда я пришел в компанию. Говорят, такие попытки предпринимались еще за два-три года до этого.

—Как давно вы работаете на СКТБ «Катализатор»?

— С 2006 года. Тогда я купил контрольный пакет акций (более 51%), с 2012 года стал генеральным директором.

— Виталий, ранее у вас был страховой бизнес (Виталий Хан являлся  собственником компании «Страховое дело Сибири» — «КС»). Почему выбрали именно эту отрасль? Насколько сложно было разобраться в правилах игры данного рынка?

— В значительной мере это стечение обстоятельств: предприятие находилось на грани банкротства – долги перед поставщиками, налоговые долги, задолженность по заработной плате достигала восьми месяцев, имущество было арестовано и арестовано неоднократно. А я в это время искал новый проект… Да, катализаторный бизнес сильно отличается от того, чем мне до этого приходилось заниматься, но он мне нравится.

— В материалах компании говорится, что ее миссия состоит в «обеспечении предприятий России и зарубежных фирм катализаторами, сорбентами, осушителями». Почему в структуре продаж такой большой процент экспорта?

— Конечно, продукция подобного назначения востребована и на внутреннем рынке. Мы сейчас рассчитываем на то, что продажи в России возрастут. Но так уж получается, что на внутреннем рынке работать не легче, чем на внешнем. Да, два года назад все говорили об импортозамещении. Разговоры постепенно превращаются в дела, по крайней мере, тенденция к этому есть, но пока еще отечественным производителям приходится трудно. Но, например, стало проще общаться с топ-менеджерами вертикально-интегрированных компаний.

— Почему, как вы говорите, на внутреннем рынке приходится трудно? И за счет чего тогда планируете увеличить объем продаж в России?

— Прежде всего, я не знаю ни одного рынка, где легко. Своеобразие российского катализаторного рынка состоит в том, что существует устойчивое мнение: зарубежные  катализаторные компании предоставляют продукт более высокого качества. Здесь нужно сказать, что сейчас это мнение, хоть и медленно, но меняется. Непрозрачная процедура принятия решения о закупках катализаторных продуктов. Наверное, это главное.

— По заявлению регионального минпромторга, СКТБ «Катализатор» может стать одним из резидентов ТОСЭР в Линево, построив производство гидроксида алюминия. Каков объем инвестиций, сроки реализации проекта?

— У нас есть один из технологических переделов в Линево. И сейчас мы рассматриваем возможность создания на этой площадке производства одного из продуктов. Более определенно на эту тему говорить пока рано.

— В Новосибирске упоминание СКТБ «Катализатор» в последнее время прочно связано с программой реиндустриализации экономики Новосибирской области. Зачем вам участие в программе?

— Мы начали своей проект реконструкции административно-лабораторного корпуса и расширения номенклатуры продукции в конце 2015 года. Позже он получил название «Реализация технологической инициативы КИТ: Катализаторы, Инжиниринг, Технологии». Проект был разработан не для того, чтобы получить какие-то преференции, он продиктован потребностями предприятия. Сегодня перед компанией стоит непростая задача – оправдать доверие, как участника этой программы, быть конкурентоспособной  в широком смысле этого слова. Единственный способ достичь этого – собрать команду из лучших специалистов в катализаторной подотрасли. Необходимо создать соответствующие условия. Люди не готовы работать только за высокую заработную плату, многие сотрудники уже поработали на западе, или часто бывают за границей. Естественно, они хотят видеть лабораторные помещения, офисы того уровня, где они работали ранее.  Так появилось понимание, что необходимо создать соответствующие условия для продуктивного труда. В связи с этим  мы и начали проект КИТ.

Вместе с тем, во втором квартале 2016 года компания столкнулась с отменой льгот по налогу на прибыль. Законодательное Собрание Новосибирской области с 1 января 2016 года отменило такое понятие как «товаропроизводитель». До этого предприятие платило не 20% налога на прибыль, а  16,5%. С 2015 года СКТБ «Катализатор» выплачивает в бюджеты различных уровней очень немаленькие налоги. Существенная часть суммы — налог на прибыль. Естественно, та льгота, которую мы получали как товаропроизводители, нас устраивала. Когда таких послаблений не стало, я более внимательно ознакомился с положениями программы реиндустриализации экономики НСО, и удивился. Подумал, по сути это то, что мы делаем.

— Когда компания вошла в программу?

— Официально мы прошли инвестиционный комитет при губернаторе НСО в декабре 2016 года. Включение проекта в программу окончательно было утверждено на заседании рабочей группы под председательством заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича 12 апреля 2016 года.

— Какие преимущества для себя увидели?

— Мы получаем преференцию по налогу на прибыль, сейчас еще и льготу по налогу на имущество. Нам компенсируется часть затрат на приобретение нового лабораторного и аналитического оборудования.

—Расскажите подробнее о проекте КИТ? Что сделано? Что еще предстоит?

— Проект КИТ предусматривает три программы. Каждую из них мы реализуем на собственные средства. Первая  – реконструкция лабораторно-офисного корпуса. В результате мы получим абсолютно современный лабораторно-офисный корпус площадью порядка 10,5 тыс. кв. метров. Проект должен завершиться в начале 2019 года, но мы попробуем закончить его до конца 2018. Вторая программа – оснащение всех помещений новой мебелью и современным оборудованием — лабораторным и аналитическим, в том числе для масштабирования. По сути будет создан научный центр прикладного катализа мирового уровня. Третья  — это создание новых продуктов и увеличение объемов производства. За 2016 и первый квартал 2017 года, создан термостабильный катализатор дегидрирования в кипящем слое изобутана в изобутилен. Его нужно было модернизировать, что мы и выполнили. Разработали промышленную технологию катализатора изомеризации. Кроме того, компания на финише создания одной из разновидностей катализатора процесса Клауса. Согласно расчетам, реализация проекта КИТ не превысит 900 млн рублей вместе с НДС. При этом мы очень рачительно тратим деньги. К примеру, в процессе подготовки к реализации реконструкции здания мне пришлось разобраться в том, как работает строительная отрасль России. Если бы мы пошли по традиционному пути,реконструкция обошлась значительно дороже.

— За счет чего вам удалось удешевить проект?

— На деле граница интересов между заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиками проходит между заказчиком и генподрядчиком, а ведь их интересы должны совпадать. Главная задача генподрядчика отстаивать интересы заказчика. В России все наоборот: генподрядчик отстаивает интересы субподрядчиков перед заказчиком. Естественно, это приводит к очень значительному удорожанию себестоимости строительства.

— Как же вы смогли разрешить эту строительную «традицию»?

— Мы отказались от всех генподрядчиков, которые к нам приходили и в качестве конкурентного преимущества приводили тот факт, что имеют свои строительные компании, а значит, сделают все быстро и качественно. Я слушал и удивлялся. Ребята, вы чьи интересы будете отстаивать? Мои или интересы своих строительных компаний? Ответ, как  мне кажется, очевиден. Мы нашли абсолютно неангажированных высокопрофессиональных людей, зарегистрировали стопроцентную дочку предприятия АО «СКТБ «Катализатор», получили необходимые лицензии и допуски. Это юрлицо и стало генподрядчиком. Субподрядчиков мы приглашаем исключительно на тендерной основе, и, понятно, сообразно тем видам работ, которые есть у нас в проекте. Да, это имеет свои минусы, но все-таки плюсов приносит гораздо больше.

— Какие еще нестандартные подходы применяете в работе?

— На мой взгляд, очень важна личная эффективность. Когда видишь, как человек кочует из одного руководящего кресла в другое, и при этом знаешь, что на прежнем месте работы он показал не слишком высокую эффективность, приходишь в недоумение. Как ему это удается? По моему мнению, очевидно, если специалист показал, что он неэффективен, то, во всяком случае, в этом качестве ему нельзя давать возможность и дальше что-то портить. Я пришел в один высокий кабинет и услышал – «зачем вам помогать, у вас и так все хорошо, помогать нужно слабым». Как помогать слабым? Нужно исходить из того, какая задача стоит. Если поднимать экономику, то помогать надосильным. Давать средства тому, кто уже доказал, что умеет хорошо делать свое дело хорошо.

—На совместном заседании правительства региона, НГТПП и МАРП, которое состоялось в последних числах прошлого года, врио замгубернатора Анатолий Соболев сообщил, что общий объем региональной поддержки СКТБ «Катализатор», оказанной в 2017 году, составил 103,5 млн рублей.

— Да, инвестиционной комиссией при губернаторе нам быловыделено 87 млн рублей. Мы также получили господдержку по линии минпромторга НСО. При этом компания не получаетсубсидии на федеральном уровне, а, скажу честно, хотелось бы. НИОКР – штука дорогостоящая  и достаточно рискованная. Бизнес гораздо смелее выходил бы в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, если бы чувствовал поддержку государства. На очередном заседании рабочей группы по программе реиндустриализации под руководством Аркадия Дворковича я хочу поднять этот  вопрос. Должно быть легче получать поддержку на НИОКР, во всяком случае тем, кто уже доказал, что он тратит деньги с умом и готов отвечать за них, если есть мнение, что средства потрачены не по назначению.

— Вы не раз говорили, что относите предприятие к мелкому или среднему бизнесу, но  в конкурсе высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «ТехУспех-2017» АО «СКТБ «Катализатор» вошло ТОП-5 крупных компаний с выручкой от 2 млрд. руб. до 30 млрд. руб.

— Цифры озвучивать не хочу, но скажу, что мы не «зайцами» попали в эту категорию. Видимо, в средний бизнес входим. Опять же, смотря с чем сравнивать. Крупные мировые катализаторные компании имеют годовую выручку от миллиарда долларов и выше.

— У АО «СКТБ «Катализатор» цель – превращение в глобальную компанию с оборотом более $1 млрд к 2030 году. Звучит амбициозно. Вы действительно считаете такие показатели достижимыми?

— Хочется сделать что-то серьезное. А амбиции, если они маленькие, уже и не амбиции…

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ