Экран стекольного рынка

Подорожавшие энергоносители и сырье оказывают давление на цену стеклотары, которая остается тем не менее неизменной с 2013 года. Вместе с тем для региональных заводов остановка печи — процесс крайне дорогой и трудоемкий. Предприятиям приходится искать решения — успевать за потребностями клиента, дифференцировать портфель и находить новые рынки сбыта. Возможно, поэтому реализация крупных инвестпроектов в этой области в Сибири была остановлена, что, безусловно, пошло на пользу действующим участникам рынка. В самочувствии сибирских игроков и перспективах отрасли разбирался «КС».

Согласно данным, содержащимся в отчете новосибирского ОАО «Завод «Экран» за 2014 год, в последние несколько лет на рынке пищевой стеклотары России сложилась ситуация, когда мощности производства на 40% превышают потребности рынка. В большей степени профицит продукции характерен для европейской части страны, но и в Сибири конкуренция высока. Здесь функционируют три стекольных завода: ОАО «Завод «Экран», ООО «Омский стекольный завод» и ЗАО «Северскстекло», расположенные в Новосибирской, Омской и Томской области соответственно. В борьбу за клиента включается тюменское ООО «Стеклотех», относящееся к производствам Уральского федерального округа. «У «Стеклотеха» достаточно большая доля рынка, он нацелен на Сибирь и Урал, — говорит президент  «СтеклоСоюза России» Виктор Осипов. — На производстве хорошо налажена логистика, плюс со временем меняется логистика отрасли в целом. Если несколько лет назад плечо от завода до потребителя составляло 300–400 километров, то теперь оно превышает 700», — поясняет он.

По прогнозам «СтеклоСоюза России», в текущем году в целом по стране будет произведено 10,2 млрд штук стеклянной тары (при производственных возможностях в 20 млрд штук), в Сибири — 1,2 млрд.

Снижение производственных показателей связано в первую очередь с сокращением потребностей рынка. Негативным фактором для стекольщиков является государственное регулирование рынков алкогольной и слабоалкогольной продукции, поскольку традиционно ключевыми клиентами стекольных заводов являются пивные компании. Как пояснили «КС» в Союзе российских пивоваров, за 2008–2014 годы объемы производства пива в России упали более чем на 30%. По данным участников рынка, только в I квартале текущего года производство пива в России снизилось на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Из-за отсутствия заказов зимой останавливал производство Омский стекольный завод. «Печь запустили только в мае, — рассказал «КС» представитель одного из стекольных заводов на условиях анонимности. — Бизнес у нас сезонный, зимой потребление пива и крепкого алкоголя снижается. Пик сезона приходится на июль, август, сентябрь и октябрь. Жарко, люди охотно покупают пиво, а водка хорошо идет под Новый год, потом спрос на нее резко падает», — уточняет он. Комментарии Омского стекольного завода «КС» получить не удалось.

Впрочем, стоит отметить, что остановка печи — крайняя мера, к которой бизнес прибегает неохотно: процесс повторного запуска трудоемкий, дорогостоящий и требует много времени. «Стекловаренные заводы как металлургические, печь после запуска работает десять лет круглосуточно и без выходных, — объясняет «КС» президент «СтеклоСоюза России» Виктор Осипов. — Мы не можем остановить печь, поэтому вынуждены даже в таких жестких условиях находить решения». Одно из таких решений — плановый или досрочный ремонт печи. По такому пути пошли, например, ОАО «Завод «Экран», где осуществляется холодный ремонт двух стекловаренных печей, и «Северскстекло», где работы проходили в конце февраля и марте.

Еще одной проблемой стекольного бизнеса является низкая маржинальность. «Стоимость одной пивной бутылки составляет сегодня 3–5 рублей, эксклюзивной (винной, коньячной) — 7 рублей. Цены не растут с 2013 года, — делится Виктор Осипов. — На себестоимость продукции оказывают давление рост цен на электроэнергию и возросшая цена сырья. Если раньше заводы получали 30–50 копеек прибыли с бутылки, то сейчас буквально в десять раз меньше. Мы ведем работу с потребителями, показываем структуру себестоимости, но рынок очень сложный, отдельная проблема — неплатежи», — добавляет эксперт.

Снижение рентабельности производства напрямую сказывается на самочувствии заводов и их финансовых показателях. Например, «Северскстекло» уже несколько лет лихорадит. В данный момент предприятие проходит процедуру наблюдения, которая, с большой долей вероятности, перейдет в банкротство. При этом производство является градообразующим, и здесь важно сохранить рабочие места. Источник, знакомый с деятельностью завода, рассказал «КС», что в целом для «Северскстекла» текущий год складывается удачнее предыдущего. «В прошлые годы правительство поднимало акцизы на водку. Затем, видимо, просчитав, что это невыгодно, снизило их. С 1 февраля водочный рынок немного оживился, работы прибавила пищевая промышленность, в том числе сегмент детского питания. Пока это мизерная доля, но, может быть, еще выстрелит», — высказывает мнение собеседник.

Увереннее себя чувствует новосибирский «Экран». «Завод хорошо прибавил в качестве продукции, — считает вице-губернатор Новосибирской области Сергей Семка. — Сегодня он вновь завоевал рынок и поставляет стеклотару на многие предприятия региона. Например, является основным поставщиком тары для Сибирского ликероводочного завода.

В числе приоритетных проектов — реконструкция печи, которая должна завершиться в IV квартале, а также строительство новой. Сегодня ведутся соответствующие переговоры с акционерами», — говорит он.

Согласно стратегии развития «Экрана», изложенной в отчетности компании, в ближайшие два года произойдет незначительное сокращение выпуска продукции. Так, если в текущем году планируется выпустить 340,1 млн штук стеклотары, в 2016-м — 297,9 млн, а в 2017-м — 297,7 млн. При этом стратегия развития предприятия направлена на увеличение выпуска и реализации стеклотары в сегменте ликероводочных изделий, расширение линейки продукции нестандартных и эксклюзивных форм, а также освоение выпуска современной облегченной тары.

«На сегодняшний день рынок определяет потребитель, — говорит президент «СтеклоСоюза России» Виктор Осипов. — Чтобы выжить, производители должны успевать за потребностями клиента. Одна из точек роста — работа на пищевую промышленность. Сегодня молоко, минеральная вода, газированные напитки и соки разливаются в стеклянную тару. Еще два-три года назад такого не было». По мнению Виктора Осипова, хороший сегмент открывается для плодоовощной продукции: потребитель охотно покупает варенье и разносолы в небольших стеклянных банках.

Все три сибирских завода со временем расширяют рынки сбыта. С конца 2013-го — начала 2014 года осуществляют поставки в Казахстан. В структуре продаж «Северскстекла» такие поставки занимают, по информации источников «КС», около 10%. Небольшая доля заказов приходится на рынок Дальнего Востока, где собственных производств нет. Согласно отчетности ОАО «Завод «Экран», предприятие также поставляет свою продукцию в Кыргызстан. Другие сибирские игроки говорили «КС», что не считают такие поставки целесообразными.

Удовлетворить потребности

Несмотря на профицит продукции на рынке, согласно информации отчетности завода «Экран», сибирские заводы не могут удовлетворить потребности клиента, особенно это актуально в части качества. «После проведения капитальных ремонтов положение завода «Экран» на региональном рынке улучшится, так как местные заводы не покрывают весь объем спроса, который оценивается в 2 млрд штук стеклотары в год», — отмечается в годовом отчете предприятия за 2014 год. По данным новосибирского завода, примерно половина потребности местных покупателей обеспечивается за счет поставок стеклотары с заводов европейской части страны. Необходимость таких закупок отмечают и потребители.

«Завод «Балтика-Новосибирск» имеет опыт работы с поставщиками стеклянной бутылки Сибири и Поволжья: «Северскстекло» (Северск), «Стеклотех» (Тюмень), «Экран» (Новосибирск), «Стекольный Завод Свет» (Можга), «Русджам Стеклотара Холдинг» (Уфа), — отмечает директор по закупкам региона Восточная Европа ООО «Пивоваренная компания «Балтика» (входит в Carlsberg Group) Сергей Борисенко. — Поставки более сложной по дизайну стеклянной бутылки осуществляют крупные стекольные заводы, работающие в европейской части страны», — добавляет он.
При этом, по мнению Сергея Борисенко, компании-партнеры заводов «Балтика-Сибирь» не стоят на месте, развивают производство, совершенствуют политику по качеству, откликаясь на нужды пивоваренной отрасли, а также проводят модернизацию мощностей, открывают новые линии.

Стекольный рынок в динамике

Еще несколько лет назад ситуация в отрасли кардинально отличалась от текущей. Рынок активно рос, а стекольный бизнес был привлекателен для инвесторов. Интерес был проявлен и к Новосибирску. В 2014 году компания ООО «Объединенные стекольные заводы» (входит в группу компаний ООО «Чагодощенский стекольный завод и К») объявила о намерениях построить завод в городе и даже успела стать резидентом Промышленно-логистического парка. Однако затем от намерений отказалась. «Очевидно, этого проекта не будет, — поясняет «КС» председатель совета директоров ОАО «Агентство инвестиционного развития  Новосибирской области» (АИР) Николай Сурков. — В прошлом году ООО «Объединенные стекольные заводы» был выделен участок на территории ПЛП, к строительству они так и не приступили, появились долги по аренде. Мы пытались установить конструктивный диалог, выйти с ними на переговоры, чтобы получить пояснения, будет ли все-таки реализован проект строительства стекольного завода. Компания самоустранилась. Мы подали на них в суд», — добавляет он. В пресс-службе АИР «КС» пояснили, что рассмотрение иска к «ОСЗ-Новосибирск» в арбитражном суде еще не началось. Вместе с тем предварительное заседание состоялось уже в минувшую среду. Сумма задолженности превышает 13,3 млн рублей.

Под вопросом реализация еще одного крупного инвестпроекта. В 2015 году в адрес руководства Новосибирской области поступило обращение от ОАО «Салаватстекло» с предложением рассмотреть возможность размещения завода по производству флоат-стекла производительностью 800 тонн в сутки на земельных площадках Новосибирской области. Суть запроса заключается в подборе площадки. Как сообщили «КС» в АИР, обращение было зарегистрировано и принято в работу для организации дальнейшего взаимодействия по принципу «одного окна». Более подробная информация пока не разглашается.

Точки роста

Как считают эксперты, перспективы развития у стекольной отрасли есть. В первую очередь это связано с разработкой новых месторождений, поскольку традиционно стекольные заводы располагаются в непосредственной близости от сырья. В настоящее время, например, завод «Экран» вынужден закупать обогащенные кварцевые пески в Ульяновске.

Президент «СоюзСтекло России» Виктор Осипов отмечает, что в Новосибирской области есть перспективное Ордынское месторождение. «Мы надеемся, что с осени приступим к его исследованию. Необходимо будет просчитать экономику, проанализировать, во сколько обойдется строительство обогатительного комбината. Если все сложится, развитие этого проекта привлечет в регион новые компании», — резюмирует эксперт.

По прогнозам «СтеклоСоюза России», при росте в 2016 году ВВП страны на 1,2–1,4% возрастет потребление, а также выпуск стекольной продукции. В планах отраслевого объединения производство 12,6 млрд штук (+2,4 млрд к прогнозам на 2015 году).

«Потребности в различных видах упаковки растут, растет потребность и в стеклянной таре как одном из самых удобных и экологичных видов упаковки. Так что по мере преодоления кризиса спрос на бутылки, банки, флаконы и другие виды стеклянной тары будет увеличиваться», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ