Инвесторы навострили лыжи в Шерегеш

Крупнейший за Уралом горнолыжный курорт Шерегеш ждет целая волна обновлений и модернизаций. На днях состоится презентация итогового мастер-плана развития курорта до 2025 года. Его автор — канадская компания Ecosign, проектировавшая олимпийские объекты четырех зимних игр, в том числе в Сочи.Согласно модели, здесь появится в том числе новый сектор «Б» и единый логистический узел, включающий парковку на 1,5 тыс. мест, автостанцию и подбрасывающую до сектора «А» канатную дорогу. Объем инвестиций в развитие инфраструктуры до 2017 года составит почти 7 млрд рублей. Впрочем, как убедился «КС», в разгар сезона бизнес-сообщество «Геша» живет в первую очередь настоящим: фиксирует рекорды посещаемости, развивает маркетинг и готовится открыть музей того самого Йети.

Кузбасский горнолыжный курорт Шерегеш занял первую строчку в рейтинге инвестпроектов России, составленного Ростуризмом. В рамках федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ до 2018 года» в его развитие вложат почти 7 млрд рублей. Как сообщил «КС» заместитель губернатора Кемеровской области Дмитрий Исламов, доля кузбасского бюджета оставит 1,23 млрд рублей, федерального — 1,29 млрд рублей, остальные 4,14 млрд будут привлечены от частных инвесторов. На эти средства, по словам господина Исламова, будет создан 31 объект инфраструктуры, а также шесть объектов, обеспечивающих инфраструктуру. «Основные объекты, требующие участия государства в ближайшее время, — это расширение взлетно-посадочной полосы Таштагольского аэропорта, система водоснабжения в комплексе, автомобильная дорога Шерегеш–Мундыбаш на участке поселка Каз, а также строительство полигона твердых бытовых отходов», — уточнил Дмитрий Исламов.

Сегодня, по мнению участников рынка, такие нововведения необходимы. Мощности горнолыжного курорта перегружены (в большей степени это относится к праздничным и выходным дням), и его дальнейшее развитие возможно при серьезном изменении инфраструктуры. По данным администрации Таштагольского района, за период новогодних каникул Шерегеш посетило рекордное количество гостей — 172 тысячи. Для сравнения: с 1 по 11 января 2014-го на склонах горы Зеленая каталось 146 тысяч человек, в 2013-м — только 93 тысячи. Впрочем, после праздничного ажиотажа традиционно наступил резкий спад. Накануне публикации на горе Зеленая количество горнолыжников в будни не превышало 2500–3000 человек.

«Спрос на отдых в Шерегеше неуклонно растет в среднем на 5–7% в год», — считает генеральный директор ООО «Спортотель» Виктор Герасимов. При этом собеседник «КС» уточняет, что многое зависит от погоды, температуры, ветра, наличия или отсутствия снега как на самом курорте, так и на других горнолыжных склонах страны. «Время в конце ноября — начале декабря раньше было низким сезоном, а уже три года это высокий сезон, потому что только в Шерегеше в это время есть снег, и на первую вкатку приезжает много туристов из Москвы, Санкт Петербурга». Участники рынка отмечают, что кузбасский горнолыжный курорт привлекает все больше жителей столиц и в другие даты. «В этом году бронирование на начало сезона и новогодние праздники из Москвы и европейской части страны составило приблизительно 25% от общего номерного фонда, чего не было никогда ранее, — говорит генеральный директор гостиниц «Ольга» и «Берлога» Наталья Ивушкина. — В прошлые сезоны эта доля едва ли превышала 3–4%».

Горы вчерашние и завтрашние

Свою лепту в популяризацию и развитие курорта вносит администрация региона.Открывать нынешний горнолыжный сезон приехал лично губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.«Задача на этот год —привлечь в Шерегеш миллион туристов», — подчеркнул он.Такжеглава региона озвучил амбициозныепланы на перспективу: сделать Шерегеш всесезонным курортом мирового уровня. «Сезонность является демотивирующим фактором для дальнейшего развития туристского бизнеса, — говорится на официальном информационном портале Кемеровской области. — Летом загруженность гостиничного комплекса «Шерегеш» составляет 30%». По мнению обладминистрации, реализация инвестпроекта «Туристско-рекреационный кластер «Шерегеш»» поможет выровнять сезонность турпотока. Сделать это планируется «путем создания объектов туристского интереса и турпродуктов, мотивирующих к посещению кластера и в летнее время». Что это будут за продукты, в сообщении не уточняется.

Для достижения планов по развитию комплекса власти Кемеровской области улучшают инвестиционный климат, а также строят объекты, обеспечивающие инфраструктуру. В частности, создана зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа «Горная Шория». Снят один из главных барьеров для активного освоения горнолыжного комплекса: в 2013 году власти Кузбасса добились перевода 5 тыс. га земли из федеральной собственности в собственность муниципального образования. На средства, выделенные в рамках федеральной программы поддержки моногородов (в их число входит Таштагол),построена и введена в эксплуатацию линия электропередачи ВЛ-110 кВ Темиртау–Кондома протяженностью 46,8 км. Это позволило снять энергодефицит и начать реализацию ряда крупных проектов в сфере туристического бизнеса.

Новые возможности откроет и мастер-план развития спортивно-туристического комплекса Шерегеш до 2025 года. «Выполненный на профессиональном уровне, он создаст хорошую основу для маркетингового и финансового планирования заинтересованным инвесторам», — считают в департаменте инвестиций и стратегического развития Кемеровской области.

На основе мастер-плана подготовлен проект планировки и межевания территории первой очереди строительства СТК «Шерегеш» в секторе «А» площадью около 40 га. По результатам утверждения проекта планировки и кадастрового учета земельных участков будут проведены аукционы. «Эту работу можно завершить в первом полугодии 2015 года», — уточнили в департаменте инвестиций и стратегического развития Кемеровской области. По словам начальника отдела администрации Таштагольского района Николая Овчинникова, до утверждения мастер-плана продажа земельных участков приостановлена. Спрос на них есть: «За последние два года поступило порядка сорока заявок от потенциальных инвесторов на земельные участки горы Зеленая».

Поставить на карту

В августе 2014 года тендер обладминистрации на составление мастер-плана развития СТК «Шерегеш» до 2025 года выиграла «темная лошадка» ООО «Денеба Групп», не имеющее широкой известности в регионе. При этом подрядчиком стала крупная в мировых масштбах канадская компания Ecosign. На ее счету проекты более 360 мировых горнолыжных курортов, в том числе «Роза Хутор» в Сочи.

Территория, изученная канадскими экспертами, составила 38 кв. км. В нее вошли сектор «А» и новый сектор «Б». «Сектор «Е» не затрагивался, поскольку в нем по контракту ХК «КЕМ-ОЙЛ» работает австрийская компания, — рассказали «КС» в департаменте инвестиций и стратегического развития администрации Кемеровской области. — В дальнейшем доработки по сектору «Е» будут интегрированы в общий мастер-план».

На днях состоится презентация окончательного варианта мастер-плана. Основной акцент в нем сделан на развитие нового сектора «Б», расположенного справа от сектора «А». «Перспективность этого сектора обуславливается большим количеством склонов с интервалами градиентов уклонов 25–45%. Это самые массовые и востребованные уклоны на развитых курортах в мире, — пояснили «КС» в ведомстве. — Кроме того, в секторе «Б» имеются склоны для новичков и экспертов. В целом распределение горных склонов там является оптимальным — наиболее востребованным на рынке». По данным администрации Кемеровской области, строительство нового курортного центра в секторе «Б» возможно полностью завершить к 2025–2030 году, однако кататься по новым трассам можно будет гораздо раньше. Вместимость курорта при реализации мастер-плана в секторах «А» и «Б» составит 20 тысяч человек одновременно катающихся, что выше среднего мирового курорта.

Также в Шерегеше в скором времени появится единый логистический узел, объединивший парковку на 1400 мест (с возможностью дальнейшего расширения), автобусную станцию и подбрасывающую канатную дорогу. Цель такой канатки (вероятно, гондольного типа) — доставить водителей и пассажиров, оставивших машины, к подъемникам сектора «А». Вблизи единой парковки разместятся дорожная развязка и новые дороги на сектор «Б», а также на выезд в сторону поселка Чугунаш. Будет развито сообщение общественным транспортом между гостиничным городком и поселком Шерегеш. Эти нововведения должны исключить возникновение пробок.

Среди других нововведений — открытие в секторе «А» ряда новых горнолыжных трасс, а также создание пешеходной зоны у подножия горы Зеленая.

«С помощью карты анализа вместимости склонов рассчитаны данные о максимальном потенциале развития каждого склона, определена производительность подъемников и территории базовой капитальной застройки, прилегающих к склонам, — рассказал «КС» генеральный директор ООО «Денеба Групп» Денис Багаев. — Проведена инвентаризация и анализ уже существующих сооружений: вместимость подъемников и трасс по категориям трудности. Аналогичная работа проделана для понимания состояния гостиничной и инженерно-транспортной инфраструктуры», — добавил он. Согласно заключению экспертов, сегодня в комплексе, к примеру, не хватает около 3000 стояночных мест.

Как отмечает господин Богаев, канадские специалисты остались довольны курортом. К достоинствам Шерегеша, по их мнению, можно отнести оптимальный размер (перепад, протяженность) и распределение горных склонов, качество снега, его раннее выпадение, а также значительную толщину снежного покрова. «В Шерегеше самая ранняя вкатка, здесь снег выпадает в середине ноября, когда его еще нет ни в Европе, ни в европейской части страны. По мнению экспертов компании Ecosign, нужно рекламировать толщину снежного покрова, транслировать информацию в Европу, — делится Денис Богаев. — Кроме того, канадцы отметили кузбасское гостеприимство, приемлемые цены и высокое качество кухни».

Инвесторов Шерегеша подпитывают нефть и уголь

У истоков развития комплекса стоят сибирские игроки. Активное освоение Шерегеша как горнолыжного курорта началось в конце 90-х, до этого его продвижением занималась преимущественно администрация Кемеровской области. Первая за Уралом кресельная канатная дорога, к примеру, появилась здесь только в 2000 году, в это же время началось строительство гостиничного городка. В руках компаний из СФО, за редким исключением, и сегодня сосредоточена вся инфраструктура комплекса. Одним из первых, кто начал вкладывать в горнолыжный комплекс, является генеральный директор «Кузбасской топливной компании» Игорь Прокудин. КТК — один из крупнейших производителей и экспортеров энергетического угля в России. К активам господина Прокудина принадлежат канатные дороги в секторе «А», получившие среди туристов прозвища «Доллар» и «Булочка», туристическая компания «Каскад», отель «Елена», кафе «Пуля-1» и «Пуля-2». Сегодня группа компаний «Каскад», по мнению участников рынка, является самой динамично развивающейся в Шерегеше. Как сообщил «КС» источник, знакомый с ее деятельностью, именно Игорь Прокудин станет основным инвестором в секторе «Б», уже анонсировано строительство двух канатных дорог.

Коллегами бизнесмена по реальному сектору являются нефтяники. В частности, крупнейшая холдинговая компания из Кемерово ООО «ХК «КЕМ-ОЙЛ ГРУПП». В числе ее активов сектор «Е», турбаза «Медвежонок» и кафе «Сусанин». Как сообщил «КС» начальник отдела администрации Таштагольского района Николай Овчинников, в 2015 году Холдинговая компания «КЕМ-ОЙЛ» планирует начать в секторе «Е» строительство гондольного подъемника на гору Утуя с пропускной способностью 1200 человек в час, а также приступить к возведению кафе на 300 посадочных мест.

По информации в деловых кругах, нефтяной бизнес является источником доходов и ООО «Малка» (Томск). К ее активам относятся канатные дороги «Панорама», SkyWay, а также несколько кафе и гостиниц. В последнее время, как отмечают на рынке, стратегия развития компании несколько изменилась. В частности, она инвестировала средства в сноупарк, а также аттракцион «Перевернутый дом», ставший новинкой нынешнего сезона.

Еще одной новинкой сезона стали вертолетные прогулки. О своих намерениях развивать бизнес в Шерегеше заявила компания «Алтай-Авиа». По словам Николая Овчинникова, сегодня от данного инвестора поступила заявка на выделение земельного участка под строительство спортивно-туристического комплекса и вертолетной площадки для экскурсий.

В гостиничном бизнесе крупных игроков больше. ООО «Альпен Клаб» (г. Нижний Новгород) входит в список ключевых инвесторов «Геша», а также обладает одной из лучших отельных баз на курорте. По словам начальника отдела администрации Таштагольского района Николая Овчинникова, в гостиничном комплексе Аlpen Club в скором времени должен начать функционировать «Йети-парк», состоящий из развлекательного комплекса, а также музея. Еще один проект компании — обустройство территории вблизи местной достопримечательности — Поклонного Креста: строительство кафе в стиле юрты и создание зоны отдыха для пешеходов, совершающих прогулки летом.

Во многом задачу по популяризации Шерегеша как курорта взяла на себя новосибирская AYS-Group. По словам участников рынка, ее отличают грамотный маркетинг и качество предоставляемых услуг. Получить комментарии от представителя компании Константина Кошкина не удалось. Стоит отметить, что AYS-Group впервые зашла в комплекс с бюджетными гостиницами в формате хостела, открыла единственный на курорте ночной клуб «AYS-Bunker» и популярный apres-ski («после лыж»)барGRELKA. Отдельное направление — музыкальный фестиваль GrelkaFest, набирающий все большую популярность и принесший Шерегешу запись в Книге рекордов Гиннеса за массовый спуск в купальниках.

Есть над чем работать

Несмотря на стремительное развитие, Шерегеш все же подвержен ряду сдерживающих факторов. Об этом говорят и участники рынка, и эксперты. По мнению генерального директора гостиниц «Ольга» и «Берлога» Натальи Ивушкиной, сегодня курорту не хватает единых условий и правил ведения бизнеса, отсутствует управляющая компания курорта, нет единой инфраструктуры или так называемой единой центральной улицы с ресторанами, магазинами и прочими развлечениями. Большое неудобство клиентам доставляет отсутствие единого ски-пасса. «На это жалуется подавляющее большинство туристов, — рассказывает Наталья Ивушкина, — Мы активно работаем в этом направлении. В ближайшее время будут объединены четыре канатные дороги, в том числе и бугельная канатная дорога, принадлежащая нашим гостиницам».

«На мой взгляд, Шерегешу не хватает продуманности, единой четкой концепции, системности, — считает ведущий специалист по маркетингу ЗАО «Маркетинговое Агентство «Люди Дела» Алена Вочковская, — на текущий момент спортивно-туристический комплекс «Шерегеш» представляет собой множество участников рынка, расположенных на одной территории, предлагающих различные, как правило, одинаковые услуги. Но они не являются частью одной системы, одного предложения. Возможно, Шерегешу как продукту не хватает одного ответственного (условно продукт-менеджера или бренд-менеджера), который в силах систематизировать и консолидировать все разрозненные подпродукты. Скорее всего, это под силу только государству — объединить множество частных игроков одной концепцией и стимулировать их играть по определенным правилам», — заключила она.

С тем, что Шерегеш уже проделал значительный путь с точки зрении успешного применения инструментов маркетинга территории, согласен генеральный директор «Центра стратегического консалтинга» (г. Томск) Аркадий Цукер. Он напоминает, что изначально Шерегеш в основном был известен своей исправительной колонией строгого режима, исходя из чего инвесторы отказывались вкладывать туда деньги, будучи уверенными, что туристы не поедут на этот курорт. Однако с годами Шерегеш полностью опроверг эти прогнозы и уже сейчас является одним из самых инвестиционно привлекательных курортов не только Сибири, но и всей России.

Говоря о нише, которую способен занять Шерегеш в будущем, Алена Вочковская считает целесообразным исходить от потребителя и от возможностей самой рекреационной зоны. Зачем в «Геш» едет турист и что ему может предложить комплекс, соблюдая оптимальную экономическую и экологическую эффективность? «Шерегеш считается Меккой фрирайда. Тогда логично рассмотреть возможность транспортировки туристов на другие неосвоенные склоны с помощью вертолета, — говорит госпожа Вочковская. — Учитывая, что поселок окружен горами со всех сторон, выбор таких склонов есть. Это в свою очередь позволит разгрузить основные склоны. Если же присмотреться к туристам, то налицо большое количество семей с детьми разных возрастов. Следовательно, целесообразно проработать сервис для детей и мам. И так далее».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Илья Кангун, председатель совета директоров Arctic Trucks Russia, член совета директоров ГК «Крепость» (Красноярск):

— Я был на многих курортах Европы и считаю, что Шерегеш — один из лучших по соотношению катание/инфраструктура. Что касается катания, то здесь будут удовлетворены как любители, которые ездят по трассам, так и те, кому нужен «пухляк». Уровень сервиса очень сильно вырос за последние несколько лет, появились новые качественные гостиницы для гостей курорта. В поселке становится больше мест для проведения досуга после катания — даже на вертолете уже можно полетать. Количество подъемников увеличивается, и их качество, несомненно, растет.

Самым большим недостатком считаю «разношерстную» систему карт на подъемники на курорте. Почти на каждом подъемнике приходится покупать отдельный ski-pass, что очень неудобно.

Егор Егошин, генеральный директор коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь» (Новосибирск):

— Я выбираю Шерегеш, поскольку из российских горнолыжных курортов это одно из немногих мест с хорошими условиями для катания. Замечаю, что с каждым годом комплекс стремительно развивается. С появлением бара GRELKA в Шерегеше появились достойные места, где можно вкусно покушать и чувствовать себя при этом как в центре Новосибирска.

В целом растет уровень сервиса, но ментальность владельцев бизнеса все-таки отстает от ожиданий клиентов. Например, неудобства вызывает отсутствие единого ски-пасса. Когда катался в последний раз, вынужден был пользоваться сразу тремя карточками.

Как жителю Новосибирска мне не хватает удобных «забросов» туда. Ехать на машине проблематично, поскольку дорога не самая легкая, выезжая утром, почти полдня проводишь за рулем. Автобусные туры ориентированы на студентов, молодежь. В определенной степени такое шумное соседство не слишком удобно. Прямые рейсы, отходящие с автовокзала, также не лучшее решение. На мой взгляд, не хватает комфортабельных «забросов», ориентированных на людей среднего возраста, имеющих определенный достаток.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ