Из огня в полымя

Уходящий 2014 год неоднозначным образом поменял картину на автомобильном рынке Сибири. С одной стороны, продолжились добровольные и «принудительно добровольные» закрытия автосалонов и отказы дилеров от тех или иных брендов, что вполне логично, учитывая общую экономическую ситуацию. С другой стороны, на этом фоне продолжают открываться новые дилерские центры, причем далеко не только на замену игрокам, ушедшим с рынка.

По итогам трех кварталов 2014 года сибирский авторынок «просел» на 17%. Для сравнения: общероссийский рынок за этот же период упал на 13%. В отличие от других отраслевых рынков, пострадавших от санкций, автобизнесу не привыкать к сложившимся условиям. Так, падение продаж новых машин продолжается еще с ноября 2012 года, причем последние месяцы речь может идти лишь об увеличении темпов падения рынка, но не о смене тренда. И если в 2013 году автодилеры часто уповали на очередной «кризис», то в 2014 году попросту привыкли жить в новых экономических условиях, став более сдержанно и покорно реагировать на текущую ситуацию.

В определенной мере можно говорить о том, что стратегически дилеры разделились на два лагеря: одни «сжимаются», закрывая свои салоны и «замораживая» отдельные направления бизнеса, другие, напротив, стремительно расширяют свои позиции, пользуясь предоставляющимися возможностями, в ожидании будущего роста, хотя и отдавая себе отчет, что он будет не скоро. «КС» проанализировал происходящие процессы на автодилерском рынке и попытался классифицировать действия участников рынка.

Передислокация

Среди дилеров, продолжающих следовать курсу пересмотра своего портфеля в этом году в пользу сокращений, можно выделить новосибирскую ГК «СЛК-Моторс». Еще в 2012 году гендиректор группы компаний Наталья Жданова отметила, что планирует сосредоточиться на брендах, которые приносят достаточную норму прибыли и которые дилеру интересно развивать в регионе дальше. После этого группа компаний отказалась от брендов Volvo, Ford, Mitsubishi, Lada. В 2014 году «СЛК-Моторс» добавила к этому списку Nissan и Audi, а в портфеле остались только Toyota, Lexus, Porsche и Hyundai.

Впрочем, безусловно, данные бренды вскоре назначили новых партнеров или даже нашли их еще накануне прекращения действия дилерских договоров. Так, Audi подписала договор с крупнейшим новосибирским мультибрендовым авторитейлером «МАКС Моторс». Салон в формате временного решения был запущен в автокомплексе на Станционной по соседству с Mitsubishi, Land Rover, Jaguar. Сейчас, по мнению экспертов, сложно судить о том, насколько Audi выиграла с точки зрения площадки. Ситуация прояснится только тогда, когда «МАКС Моторс» построит полнофункциональный салон в формате «Терминал». По подсчетам «СЛК-Моторс», сроки окупаемости такого салона при текущей конъюнктуре рынка могут составлять порядка 10 лет.

Другой бренд — Nissan — также достаточно быстро сменил партнера. Прежний дилер марки — ГК «СЛК-Моторс» — сдал свой полнофункциональный дилерский центр в аренду самарской компании «Эксперт НСК», которая относится к активам бывшей группы СОК (наряду с «НСК-Авто» и «Авто Сити НСК»). Новый дилер лишь в конце года успел приступить к перезапуску площадки и ее продвижению. На это есть вполне веские основания — именно Nissan в этом году стал одним из самых успешных в плане продаж брендов на авторынке. И даже вопреки закрытию салона «СЛК-Моторс», по итогам трех кварталов Nissan успешно вошел в ТОП-3 брендов по продажам в Новосибирске.

На этом фоне неудивителен и другой шаг самарцев в Новосибирске, а именно закрытие дилерского центра Citroen, произошедшее в октябре 2014 года. Причиной послужили низкие продажи — уже во второй раз французскому бренду не удалось укрепиться на новосибирском рынке. По мнению участников рынка, для успешного развития в Новосибирске нужны были совместные титанические усилия дистрибьютора и дилера в лице «Авто Сити НСК». Непростая ситуация наблюдается с Citroen и в других городах Сибири — в диалоге с «КС» дилеры марки признавались, что балансируют на грани рентабельности. Собственно, сам новосибирский салон Citroen на улице Кропоткина, по словам участников рынка, сейчас выставлен на продажу.

Таким образом, если Nissan и Audi как ликвидные бренды достаточно быстро заинтересовали собой других дилеров, то французский Citroen, похоже, надолго покинул Новосибирск, как, впрочем, и Volvo.

В соседних городах Сибири также встречались схожие процессы, только в отношении других марок. Так, крупный восточносибирский мультибрендовый игрок «Первая Автоколонна» закрыл дилерский центр Chevrolet в Иркутске, запущенный лишь в июне 2012года. Причинами такого шага послужила отрицательная экономика бизнеса по марке. Интересно, что в 2008 году в город также с Chevrolet заходил крупный федеральный авторитейлер «КМ/Ч», но и у него ничего не получилось закрепиться в регионе с этим, казалось бы, популярным брендом, и он покинул рынок.

В свою очередь в Омске в начале года закрыл свои двери дилерский центр SsangYong «Автоцентра на Кордном» (кстати, тоже, уже во второй раз для корейской марки), а также заморозил свою деятельность по бренду Lada крупный мультибрендовый игрок «Феникс Авто».

Важным событием для рынка стало закрытие в Новокузнецке дилерского центра BMW компании «НВК-Моторс» известного угольного миллиардера Александра Щукина. В последние годы именно его группа компаний активно расширяла свои позиции в Кузбассе, открывая все новые автосалоны и скупая других игроков рынка. Сейчас в общей сложности Щукин с партнерами представляет семь брендов в Кемерове и Новокузнецке. Факт закрытия BMW в Новокузнецке примечателен и тем, что на этом фоне ближайшие конкуренты бренда намерены предпринимать совершенно противоположные шаги. Так, крупный кемеровский игрок ГК «Сибинпэкс» до 2016 года планирует открыть в Новокузнецке салон Audi, а уже упомянутая «Картель Авто» посматривает на Mercedes-Benz и, по словам участников рынка, уже стала утвержденным кандидатом в дилеры этой марки в регионе.

Продажа вместо закрытия

Однако если в Новосибирске и Иркутске отдельные дилеры просто закрывали направления по тем или иным брендам, то в Кемерове, Барнауле и Омске были также и примеры продажи бизнесов. Так, кузбасский мультибрендовый игрок «Картель Авто» в этом году купил дилерский контракт по бренду Honda у компании «Аккурат Авто». Последняя была основана известным кемеровским бизнесменом Александром Германом, который еще несколькими годами ранее продал другую свою компанию «Байерн-Кар» (официальный дилер BMW в Кемерове) угольному миллиардеру Александру Щукину. Таким образом, благодаря сделке Александр Герман вышел из автобизнеса, а «Картель-Авто» получила японский бренд, разместив его в одном салоне с Citroen с согласия дистрибьютора французской марки.

В Омске интеграционная сделка была еще более прозрачной. Так, сургутский «Обь-Сервис» приобрел бизнес по марке KIA у местной компании «Барс», которая сосредоточилась на развитии марки BMW. Немного другого рода сделка произошла на Алтае. Барнаульские дилерские центры Chevrolet, Opel, Honda были проданы с молотка. Имущество, заложенное в Сбербанке официальным дилером этих марок — компанией «Барнаул Моторс», — досталось томскому авторитейлеру «Сто Коней», который представляет в своем городе бренды Chevrolet, Opel и KIA. Конкуренты «Барнаул Моторс» не исключали, что речь в данном случае могла идти не о реальной смене владельцев салона с далеко идущими последствиями, а о продуманной «многоходовке» текущих собственников. Впрочем, еще раньшебизнес по марке Land Rover («Альбион-Моторс»), по словам участников рынка, был продан собственниками «Барнаул Моторс» бийской компании «Терминал Моторс».

Прямое следствие санкций

Далеко не во всех случаях закрытия автосалонов обусловлены волей самого дилера или даже дистрибьютора. В текущей международной ситуации сами автопроизводители на уровне штаб-квартир нередко пересматривают географию своего присутствия. Так, в ноябре текущего года с учетом колебаний курсов и текущей экономической ситуации концерн Volkswagen был вынужден принять решение о сворачивании деятельности по марке SEAT в России. Среди городов Сибири бренд был официально представленв Красноярске и Иркутске. Причем в Красноярске марка обладала самым большим в России дилерским центром по занимаемой площади (1000 кв. м). На этом фоне глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Владимир Моженков написал открытое письмо главе SEAT в России Роману Кузьмину, в котором выразил «озабоченность последствиями решения автопроизводителя» и просил от лица дилеров сделать все возможное для того, чтобы он пострадали от этого шага в минимальной степени. Впрочем, и сам Volkswagen, по словам участников рынка, проявил лояльность к дилерам SEAT, построившим для марки полнофункциональные центры. В частности, своему красноярскому партнеру — автоцентру «Гранада» — дистрибьютор разрешил использовать построенный дилерский центр под бренд Skoda, признав его постоянным решением. В свою очередь по Иркутску ведутся аналогичного рода переговоры.

Интересно, что лояльность к SEAT обернулась в случае того же Красноярска противоположной стороной к двум другим действующим дилерам Skoda — группе компаний «Крепость», которая лишь летом текущего года занялась чешской маркой, и «Медведь-Холдингу», который является одним из старейших дилеров Skoda в Сибири. Таким образом, внешние факторы не только изменили расстановку сил на красноярском авторынке, но и привели к жесткой конкуренции между тремя крупными дилерами в условиях значительного спада продаж.

Третьи не лишние

Несмотря на уже упомянутое значительное падение авторынка и негативный прогноз на следующий год, некоторые автомобильные бренды в этом году обозначили свое желание не ужиматься, а расширяться. И если в случае Skoda появление третьего автосалона было в определенной степени шагом, продиктованным обстоятельствами, то корейский бренд KIA по своей воле объявил о планах по назначению третьих дилеров в Новосибирске и Красноярске. В первом городе дистрибьютор уже определился с партнером — им станет тюменский «Автоград». Соответственно, переговоры по Красноярску все еще продолжаются.

Дистрибьютора не пугает ни текущая рыночная ситуация, ни тот факт, что еще год назад в Новосибирске уже было трое официальных дилеров KIA, каждый из которых имел полнофункциональный салон. Однако в конце 2013 года «АвтоСтар-Азия», одним из ключевых бенефециаров которой является бизнесмен Дмитрий Малахов, прекратила свою деятельность и позже подала на банкротство.

Сами участники рынка удивляются этому явлению. Однако делают акцент даже не столько на самих автомобильных марках, которые пытаются решить проблему падения продаж увеличением салонов, а на дилерах, в текущих условиях готовых «подписываться» под строительство полнофункциональных салонов с длинными сроками окупаемости.

Тем не менее прецедент уже есть, и пока одни марки «теряют» города, как Citroen, другие, как KIA, напротив, готовы к экспансии в регионах.

В противофазе

Среди игроков рынка, которые в этом году, несмотря на падение, продолжали подписывать новые дилерские контракты и открывать салоны, несомненно, обращали на себя внимание новосибирская ГК «МАКС Моторс», красноярская ГК «Крепость» и кузбасская «Картель Авто».

Наличие в этом списке «МАКС Моторс» уже давно вряд ли способно удивить кого-либо из участников рынка. За последние годы у предприятия Владимира Сафронова нет равных в Сибири по количеству представляемых автобрендов. Впрочем, в текущем году темпы прироста портфеля у «МАКС Моторс» были скромнее. Как уже было отмечено, группа компаний получила дилерство Audi в Новосибирске, открыв временный салон марки на Станционной. Кроме того, текущие результаты по бренду Mitsubishi подвигли компанию на выход с этой японской маркой в Омск, где «МАКС Моторс» уже сейчас представляет Mazda. Сейчас новосибирская компания — один из двух дилеров Mitsubishi, однако, по мнению участников рынка, в перспективе «МАКС Моторс» может остаться единственным партнером японской марки в Омске.

Активным освоением других регионов последние несколько лет занимается и красноярская ГК «Крепость» Александра Кангуна. Авторитейлер развивается как в родном для себя Красноярском крае, где открыл второй полнофункциональный дилерский центр Toyota, так и в Хакасии, где планирует запустить ДЦ KIA. Кроме того, «Крепость» вышла и в Иркутскую область, готовясь запустить в самом Иркутске дилерский центр Toyota, а в Братске уже открыв мультибрендовый автосалон. Однако главным событием стали планы «Крепости» по выходу в Новосибирск. Пока свои намерения красноярцы держат под большим секретом, однако известно, что бизнес «Крепости» не будет исчерпываться одним только анонсированным брендом Land Rover. Как и подобает компаниям, нацеленным на долгосрочный выход в регион, «Крепость» уже потихоньку подыскивает себе кадры. В этом году на работу в группу компаний перешли сразу двое заметных на новосибирском уровне управляющих директоров — Петр Панфилов и Анна Попович. ««Крепость» и «Медведь» ─ серьезные «ребята» ─ и в интеллектуальном плане, и в компетенциях, и в ресурсах. Сильные игроки с сильным менеджментом, хорошей финансовой подушкой», ─ характеризует красноярских дилеров глава ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков. Поэтому по его словам, новосибирские игроки должны тщательно подготовиться к выходу этих дилеров к себе в регион.

Наконец, наиболее заметным на кузбасском рынке игроком в этом году стал не «Сибинпэкс», не группа предприятий Александра Щукина, а молодая и амбициозная «Картель Авто». Начиная свой бизнес с Nissan в Кемерове, «Картель Авто» под руководством Сергея Малянова пополнила портфель Subaru, а позже начала осваиваться в Новокузнецке. В 2013 году, воспользовавшись уходом с рынка компании «Ситроен Кузбасс», она подхватила Citroen, год спустя — Honda у «Аккурат-Авто». Теперь «Картель Авто» посматривает на Mercedes-Benz в Новокузнецке. Пока остается лишь строить догадки, удастся ли амбициозному игроку получить этот бренд и реализовать то, что в свое время не удалось в этом регионе новосибирской «СТС-Автомобили».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ