По законам рынка: как опыт новосибирского ТЦ «Хилокский» используют в разработке нормативной базы на федеральном уровне

Pb3XmBtzsxdwDF385h775erPggzZpxhsahktZzN

Новосибирский торговый центр «Хилокский» готовится к новому сезону. Именно на летний период здесь приходится до 70% поставок плодоовощной продукции. Сотни тонн фруктов, ягод и овощей поедут в города от Урала до Дальнего Востока транзитом через этот крупнейший торгово-логистический хаб в Новосибирске. Стабильные поставки населению свежей продукции в текущей ситуации, с одной стороны, дают шанс на развитие сотням мелких и крупных торговых предприятий, а с другой стороны, обеспечивают продовольственную безопасность. Последнее обстоятельство привлекло к «Хилокскому» внимание федерального правительства и законотворцев.

День расписан по часам

День на оптовом рынке «Хилокский» расписан по часам. Уже к шести утра сюда приезжают покупатели из самых разных уголков Сибири — Иркутска, Красноярска, других городов. Ближе к семи подтягиваются фуры из ближайших к Новосибирску населенных пунктов — Искитима, Бердска и пр. Ну а позже всех, часам к девяти, как правило, происходят отгрузки для местных плодовоовощных магазинов и ИП.

Так уже на протяжении почти трех десятков лет работает торговый центр «Хилокский» в Новосибирске. Ежегодно через этот хаб проходит до 250 тыс. тонн плодоовощной продукции из ближнего и дальнего зарубежья, а также местных фермерских хозяйств. Далее продукция попадает на прилавки более тысячи предприятий торговли Сибири. Под стабильную и бесперебойную работу этой системы выстроены все процессы на ТЦ «Хилокский».

«Сегодня у нас в полном объеме отработана вся логистика. Разработана система доставки грузов рефрижераторами. Это уже не те КамАЗы-5220 из прошлого, с которых овощи и фрукты буквально лопатой грузили, а современные вместительные холодильники на колесах, в которых сельхозпродукция дозревает, чтобы попасть в дальнейшем на прилавки в нужной покупателю кондиции. Таков давно отработанный механизм, ничего нового тут нет. Но если вдруг завтра появятся новые фантастические способы доставки — когда продукция будет поступать сюда за 5 минут, — то мы ко всему готовы!» — шутит директор ТЦ «Хилокский» Анатолий Зяблов.

По сути, ТЦ «Хилокский» предоставляет продавцам и покупателям площадку и возможности для оборота плодоовощной продукции, почти не вмешиваясь в сам процесс. Например, у поставщиков выработана собственная технология отгрузки. Так, если есть правило, что дыню нужно загружать в 4 утра, чтобы на нее не успела выпасть роса и она оставалась сухой, то этого правила все четко придерживаются. То же касается и отгрузки черешни или других ягод и плодов.

Новые склады

В 2022 году ТЦ «Хилокский» выполнил программу по строительству новых складских помещений — здесь возвели дополнительно пять магазинов-складов общей площадью более 4 тыс. кв. метров. Ожидается, что склады будут востребованы в холодное время года, позволят долго сохранять овощи и фрукты и обеспечивать их бесперебойную поставку в магазины.

Летом, конечно, такие склады будут проигрывать в популярности мобильным рефрижераторам-холодильникам. Но вопрос не столько в эффективности использовании площадей, сколько, по словам директора рынка, в создании условий для человека, поставляющего продукцию. Продавцу должно быть доступно все — в том числе и большие склады для хранения.

К тому же ввод новых помещений позволит предотвращать дефицит товара и перекуп складских помещений и, как следствие, увеличение стоимости продукции. Теперь торговцы в полном объеме обеспечены складскими помещениями на территории ТЦ «Хилокский».

«Город в городе»

Торговля на оптовом рынке продолжается, как правило, до шести вечера. Затем на смену продавцам и покупателям выходят уборщики и пылесосы. Всю территорию рынка, включая склады, обрабатывают и санируют сотрудники Россельхознадзора по специальному договору с предприятием. В 23:00 рынок закрывается до следующего утра.

При этом летом водители часто могут оставаться в своих машинах на ночь, и тогда рынок превращается в маленький город, в котором бывает до полутора тысяч человек и несколько сотен фур. Для существования этого «городка» предусмотрена обширная инфраструктура — точки общепита, санузлы, охрана. Помимо перечисленного, здесь есть обслуживание банковской системы и пункт федеральной миграционной службы, занимающейся регистрацией иностранных граждан.

Важное обстоятельство — наличие своей лаборатории. Ведь успешное прохождение фитосанитарного контроля продукции — обязательное условие для торговли. Поэтому весь товар должен иметь сопроводительные документы и декларации, а в собственной лаборатории биоэкспертизы специалисты выборочно контролируют партии товаров. Продукцию, не прошедшую проверку и не соответствующую стандартам безопасности, отправляют на реэкспорт или утилизацию.

Живая конкуренция на рынке

Обычно, приходя в любой магазин, покупатель обращает внимание на комфортные цены, разнообразие товара и удобный доступ к нему. На сегодня в ТЦ «Хилокский» реализуются все эти пункты. Разработана максимально удобная схема движения транспорта и остановки автомобилей. Что касается цен, то их здесь, как и везде, диктует рынок. Как это выглядит на практике, объясняет директор оптового рынка.

«Допустим, на площадку зашли две машины с черешней — устанавливается определенная цена. За ночь добавилось еще 10 машин — и цена резко упала. В свою очередь, объем поставок всегда зависит от покупательского спроса, который легко отслеживается — ведется учет заезжающих и выезжающих с товаром машин. Если покупки пошли лучше — мы увеличиваем объем поставок. То есть покупатель нам дает понять, сколько и чего ему нужно. За счет увеличения по запросу населения объемов поставок нам удается сдерживать рост цен на плодовоовощную продукцию», — говорит Анатолий Зяблов.

Стоит отметить, что на рынке практически отсутствует конкуренция между местными (сибирскими) и зарубежными поставщиками. Причина — характер самой продукции. Груши и персики в Сибири не растут, поэтому поставщики просто дополняют друг друга. В целом на местных производителей картофеля, капусты, моркови и других овощей приходится примерно 50 тыс. тонн всей продукции в годовом обороте рынка. Действуют «для своих» и специальные льготы.

Персики — сладкие, дыни — ароматные

Можно уверенно сказать, что Новосибирской области повезло с местоположением — регион соседствует на юге с щедрыми на урожаи государствами. Такая близость дает возможность поставлять через ТЦ «Хилокский» фрукты из Узбекистана, Казахстана, Киргизии, закрывая значительную часть потребности жителей Сибирского федерального округа.

«Если сравнивать качество продукции, например, из Узбекистана и стран Европы, то это будет то же самое, как сравнивать автомобиль премиум-класса с «Жигулями». Возьмите турецкий абрикос — его иногда откусить невозможно! А некоторые сорта французских яблок даже черви не едят. Все это не сравнится с узбекским товаром. Нам повезло, что у Сибири есть такое «подбрюшье» — ближнее зарубежье, которое поставляет нам продукцию», — подчеркивает Анатолий Зяблов.

На сегодня в ТЦ «Хилокский» постоянно трудятся более 120 человек. Также благодаря работе рынка существует более тысячи малых торговых предприятий в разных городах России. В общей сложности оптовый рынок прямо или косвенно обеспечивает работой порядка 4,5 тыс. граждан, вклад которых в госбюджет в виде налогов может составлять более десятка миллионов рублей в год.

Когда примут закон об оптовых рынках?

Напомним, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил в 2021 году концепцию развития оптовых продовольственных рынков. В настоящее время в России идет разработка законодательной базы, регулирующей их работу. Ведь в отличие от розничной, оптовая торговля до сих пор слабо регулируется законодательством. Правительство намерено нивелировать правовой вакуум и создать более эффективную систему оптовой торговли в стране — с ускоренным оборотом продукции и сокращенными цепочками посредников, упрощенным доступом аграриев к прямым каналам сбыта.

ТЦ «Хилокский» можно считать примером эффективно работающего оптового рынка — в 2020 году он был признан Минпромторгом России лучшим оптовым продовольственным рынком страны. Учитывая многолетний успешный опыт, руководство предприятия привлекли к разработке нового закона об оптовых рынках. Для консультаций ТЦ «Хилокский» посетил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов.

«На предприятии представили свое видение функционирования оптового рынка. Очень приятно, что многие наши замечания были учтены в законопроекте. Сейчас документ вносится в Госдуму — и у нас наконец-то появится законодательство о работе оптовых рынков. В нем будет определено, что такое оптовый рынок, как он должен работать и каковы его основные задачи. Также будет расписано все, что связано с охраной и контролем качества продукции, и многое другое», — подытожил Анатолий Зяблов.

Иными словами, многое из того, к чему пришли в ТЦ «Хилокский» на практике в результате 27 лет работы, теперь найдет отражение в законодательных нормах и будет закреплено в официальных государственных документах.

Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ