ТЦ «Хилокский»: какова роль и значение оптового плодоовощного рынка для экономики Новосибирской области?

В сентябре 2021 года Минпромторгом РФ была принята концепция развития оптовых продовольственных рынков. Она призвана обеспечить в регионах наличие товаров и их ценовую доступность для населения.

Согласно концепции, на территории крупных городов обязательно должны работать оптовые продовольственные рынки, задача которых – ускорить оборот свежей продукции и сократить цепочку посредников.

Новосибирску в этом смысле повезло – ТЦ «Хилокский» уже давно справляется с этой ролью, а его пример может быть полезным и для других регионов страны.

Стратегическая задача – обеспечение потребителей

Необходимость формирования в крупных городах оптово-продовольственных рынков обсуждалась еще в конце 2021 года в ходе III торгового форума в Новосибирске. Директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Никита Кузнецов подчеркивал значимость таких рынков для экономики соответствующих регионов и страны в целом. «Во всём мире 50% оборота скоропортящейся продукции идет через оптовые рынки. Это не склады и не распределительные центры. Это рынок, где оптовые покупатели – профессиональные участники. Рынки позволяют резко ускорить оборот свежей продукции, сократить цепочку посредников и другие издержки», – отмечал в ходе своего визита в Новосибирск Никита Кузнецов.

При этом, Новосибирск здесь относится к числу городов, с которых, по мнению Минпромторга РФ, следует брать пример другим. И прежде всего благодаря Хилокскому рынку.

рынок
Фото автора

Не случайно еще в 2020 году Минпромторг РФ признал ТЦ «Хилокский» лучшим оптовым продовольственным рынком России. Работающий в левобережье Новосибирска рынок обеспечивает плодоовощной продукцией не только Западную Сибирь, но фактически всю территорию России от Урала до Дальнего Востока.

При этом «Хилокский» является крупным налогоплательщиком, вносит весомый вклад в валовый региональный продукт и обеспечивает от 4 до 4,5 тыс. рабочих мест гражданам Российской Федерации. Не будет лишним отметить, что важность такого вклада в текущих экономических условиях только возрастает. Существование рынка, как двигателя торговли, дает возможность предпринимателям зарабатывать, а людям покупать доступные по цене товары. Более того, в условиях логистических проблем, которые испытывают многие торговые сети с точки зрения поставки товаров, роль Хилокского рынка здесь особенно важна, так как он обеспечивает доступность продукции. И это не говоря уже о том, что местные предприниматели благодаря наличию такого рынка могут занять освобождающиеся ниши из-за логистических проблем и ухода из России отдельных компаний. А это и налоговые поступления в бюджет, и новые рабочие места, и новые возможности для роста региональной экономики.

 «Хилокский» является крупным налогоплательщиком, вносит весомый вклад в валовый региональный продукт и обеспечивает от 4 до 4,5 тыс. рабочих мест гражданам Российской Федерации.

Схожей точки зрения придерживаются и в региональном министерстве промышленности и торговли. «Торговый центр «Хилокский» более 25 лет осуществляет организацию оптовых поставок плодоовощной продукции, привезённой из стран ближнего зарубежья, и является одним из крупнейших поставщиков овощей и фруктов в предприятия торговли Новосибирской области. В настоящее время, по информации ТЦ «Хилокский», на территории торгового центра находится более 8,5 тысяч тонн овощей, фруктов, ягод и зелени из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Китая, а также регионов Российской Федерации. Ежедневный приход продукции составляет около 1,5 тысяч тонн», –  отметил «Континенту Сибирь министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров.

Цены и контроль качества

В рамках круглого стола, проведенного в мае «Континентом Сибирь», руководитель одного из региональных ритейлеров открыто говорил о том, что его сеть не занимается продажей фруктов, так как это убыточное направление. «Категория овощей и фруктов безусловно востребована и привлекает трафик. Да и в целом она нужна покупателю.  Но во всех крупных торговых сетях она планово убыточная. То есть с учётом списаний и логистики прибыли по ней нет. По крайней мере я не знаю сетей, где была бы прибыль от этой категории», – отмечал ритейлер.  В результате в отдельных новосибирских продуктовых магазинах просто не найти фруктов и овощей. В то же время на оптовых рынках таких проблем нет, и пример ТЦ «Хилокский» показывает, что именно здесь покупателям доступен самый широкий ассортимент продукции.

товар
Фото автора

Чтобы понять масштаб предложения, достаточно просто приехать сюда и пройтись по рядам. Аккуратно расставленные ящики с красивыми свежими фруктами цепляют взгляд, а доброжелательные продавцы готовы всё рассказать о своей продукции. Единственное «но» – продажа только оптовая. Ведь главные покупатели – это торговые сети, магазины и рынки. Впрочем, есть предложение и для обычного горожанина – в ТЦ можно приобрести мелкий опт, от одного ящика. И при этом существенно сэкономить.

Чаще всего новосибирцы приезжают на рынок за продуктами к крупным торжествам. Тогда выгода здесь особенно ощутима по сравнению с магазинными покупками.

В основном, в ТЦ «Хилокский» везут овощи из ближайших районов – в том числе Новосибирского сельского. Поэтому одним из важнейших аспектов работы ТЦ «Хилокский» можно назвать отсутствие конкуренции для внутреннего сельхозпроизводителя. Ведь то, что сегодня приходит из-за рубежа, местные фермеры просто не выращивают

«Я живу на улице Плановой, специально приехала закупиться. Мы готовимся к свадьбе. Берем всё – фрукты, помидоры, огурцы на стол. Конечно, здесь дешевле, чем в магазине. Намного – иногда в 2-3 раза», – рассказала «Континенту Сибирь» покупательница Нина.

В среднем, мелкий опт расходится на рынке ящиками по 5-7 кг. О ценовой доступности своей продукции говорят и сами продавцы.

«Вот недавно упала в цене черешня до 100 рублей, абрикос стоит 45 рублей, слива 50 рублей за килограмм. Где вы ещё такое встретите? — говорит представитель компании-поставщика Киноатшо Хафизов. – Сейчас начинаем везти виноград, свежий урожай. Киш-миш, Тайфи. Каждый день цена может падать. Сегодня это 150 рублей, завтра это может быть и 130 рублей. А послезавтра, например, много машин зайдет, появится конкуренция, и цена вовсе опустится до 100 рублей».

торговец
Фото автора

Киноатшо Хафизов работает с ТЦ «Хилокский» уже 22 года. У его компании за эти годы появилось множество постоянных покупателей, которые отвозят фрукты-овощи для розницы в Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Уссурийске, Владивостоке.

Согласился поставщик раскрыть и секрет условий работы своих продавцов. «У нас работают постоянно 3-4 человека. Это универсалы — грузчики и продавцы в одном лице. Их зарплата 1,5 тыс. рублей в день. То есть в месяц получается около 45 тысяч, плюс бесплатное питание. Люди не жалуются. Живут рядом, квартиры снимают. Такого как раньше уже нет — когда в вагончиках жили», – рассказывает подробности Киноатшо.

Отдельно он отмечает и жесткие санитарные правила, которые предъявляются на рынке к продукции и работе продавцов. После рабочего дня стандартно проводится дезинфекция помещений и площадей рынка, моют грузовые фуры. Ночью вся продукция хранится в рефрижераторах с нужной температурой.

Уже изначально, при поступлении на территорию ТЦ, продукция проходит контроль за качеством безопасности в полном объеме. Сначала проверяются документы на груз, затем представители федеральной службы Россельхознадзор, которые практически постоянно находятся на территории рынка, проводят проверку продукции на карантин растений. Дополнительно в ТЦ работает собственная лаборатория, специалисты которой выборочно мониторят груз, при необходимости берут пробы и анализы, под микроскопами смотрят овощи и фрукты на предмет наличия вредителей.

Сначала проверяются документы на груз, затем представители федеральной службы Россельхознадзор, которые практически постоянно находятся на территории рынка, проводят проверку продукции на карантин растений

Впрочем, контроль качества начинается ещё раньше – на этапе покупки товара у фермеров, говорит поставщик Исмаил Киборов, который работает с ТЦ «Хилокский» почти с момента его основания – уже 25 лет.

«В каждой республике у нас по 3-4 партнера-фермера. В Узбекистане их больше всего – 10-12. Это, в основном, арендаторы земли, где они выращивают сады, держат теплицы с овощами. Работаем обычно с крупными хозяйствами, а они, в свою очередь собирают товар у мелких – и передают нам. Нам важно качество, а не у кого покупать. Поэтому наш человек всегда проверяет качество –оценивает внешний вид, вкус», — рассказывает Исмаил. Среди его покупателей – предприниматели Красноярска, Омска, Барнаула, Новокузнецка, Томска, Якутска, Улан-Удэ, Читы.

фрукты
Фото автора

Рынок — живой организм

Уже четверть века Хилокский рынок взаимодействует с огромным пулом постоянных поставщиков, которые доставляют фурами овощи и фрукты как из стран ближнего зарубежья, так и из Китая, Турции, Ирана. Причём рынок – как живой организм – гибко подстраивается под существующие экономические условия, а меняющаяся международная обстановка никак не сказывается на поставках продукции.

Например, часть европейских поставок в последнее время заменили аналогичными поставками из восточных стран.

«Наш потребитель может не беспокоиться насчет дефицита плодоовощной продукции. Сколько нужно, столько и будет поставлено. Всё зависит только от покупательского спроса. Сегодня мы принимаем примерно 300 тыс. тонн плодоовощной продукции в год, из них около 50 приходится на новосибирских производителей, которые поставляют капусту, огурцы, помидоры. Им предоставляются места по льготным условиям. В основном, к нам везут овощи из ближайших районов – в том числе Новосибирского сельского», – рассказал директор ТЦ «Хилокский» Анатолий Зяблов.

Работает сегодня и аналогия рынка с чётко отлаженным механизмом, где каждый участник – на своём месте, а процесс отличается постоянством и бесперебойностью. Действительно, «сезонность» поставок овощей и фруктов здесь давно в прошлом. Зимой в ТЦ оптом предлагают, в основном, тепличные культуры, летом – свежий урожай, который поочерёдно собирают в соседних теплых странах. Например, сначала черешня поспела в Узбекистане – привозят её. После снятия там основного урожая, «эстафета» переходит к Киргизии. Когда отходит и киргизская ягода, то как раз поспевает урожай в Иране, и так далее. Таким образом, жители могут лакомиться черешней примерно с майских праздников и до самого конца июля – именно в это время ещё подвозят продукцию из солнечного Азербайджана.

азиат
Фото автора

По признанию самих продавцов, сегодня самый ходовой ассортимент на базаре – черешня, слива, виноград и абрикос. Ну и, конечно, персики. Самый крупный персик «Чемпион» привозят в Новосибирск традиционно из Узбекистана и Киргизии. А вот не менее любимые новосибирцами бахчевые – арбузы и дыни – в основном идут с Казахстана. Но уже с середины августа с Волгоградской области начнут подвозить астраханские арбузы (по цепочке из Астрахани – через Волгоград в Новосибирск).

Поставщики ТЦ «Хилокский» сами выстраивают свои логистические цепочки, исходя из целесообразности поставок, где главное условие – продать как можно быстрее.

«Фрукты и овощи — это специфическая продукция, это не «китайские тапочки», ей жить буквально три дня. Поэтому поставщики не привязаны к конкретной точке сбыта, они всегда сравнивают цены, смотрят, где быстрее реализуют товар. В Москве ли, в Омске или Новосибирске», — отмечает Анатолий Зяблов.

Что касается фермерских хозяйств Новосибирской области, то они, в основном, снабжают рынок овощами — картофелем, морковью и свеклой – так называемым «борщевым набором». Поэтому одним из важнейших аспектов работы ТЦ «Хилокский» можно назвать отсутствие конкуренции для внутреннего сельхозпроизводителя. Ведь то, что сегодня приходит из-за рубежа, местные фермеры просто не выращивают. В Сибири пока не растет ни персик, ни виноград, ни яблоки – по крайне мере, в нужных промышленных масштабах.

Таким образом, ассортимент рынка не «перебивает» работу местных сельхозпроизводителей, а дополняет её, полностью закрывая спрос потребителя на всё свежее и вкусное.

«Рынок постоянно развивается, привлекает всё больше людей, и мы надеемся, что показатели работы по итогам этого года будут еще более впечатляющими, чем раньше. Уверен, для этого у нас есть все основания. Кроме того, считаю необходимым подчеркнуть, что существование ТЦ «Хилокский» соответствует на сегодня всем необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям к оптовым плодоовощным рынкам», –  резюмировал Анатолий Зяблов.

Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ