О «бедном» автодилере замолвите слово

Последние события на автодилерском рынке Сибири дают весьма обширную пищу для размышлений. В условиях продолжающегося с ноября 2012 года падения продаж становится очевидным, что в текущей ситуации каждый играет исключительно сам за себя. Автомобильные дистрибьюторы прежде всего заботятся о своей «шкуре», а об экономике своих дилеров достаточно часто забывают. Падение доли рынка многие автобренды намерены восполнить самым незамысловатым способом — увеличением количества партнеров. Такая политика в долгосрочном периоде может привести лишь к еще большим потрясениям на авторынке и серии добровольных отказов авторитейлеров от тех или иных брендов.

Интересная ситуация сейчас происходит на автомобильном рынке Омска. Для москвичей этот город — обычный «миллионник». А следовательно, согласно всем стратегическим планам производителей, объем продаж там должен быть сопоставим с другими схожими по количеству населения городами. Под это стоит закладывать и количество дилерских центров. Сами же автодилеры, напротив, бьют себя в грудь и упорно показывают москвичам, что к ним не применимы стандарты «города-миллионника», и что по продажам Омск соизмерим с городами с 400-тысячным населением, но не более того. Некоторые дистрибьюторы к этому прислушиваются, но немалая часть считает, что дилеры попросту недорабатывают. У самих авторитейлеров бизнес становится все ближе к убыточному. И если кто-то готов жить при марже в 1,5%, то кому-то таких вольностей не позволяют кредиторы. На фоне негативной экономической конъюнктуры и сильной закредитованности в 2009–2010 годах подобные процессы привели к череде банкротств, а также массовому уходу с рынка автодилеров в Омске и Новосибирске. К счастью для покупателей, на этот раз подобных случаев практически не было, хотя эксперты и отмечают, что автомобильная «розница» в 2009–2010 годах, увы, так и не прошла процесс оздоровления. Так что остается надеяться, что в этот раз умудренные горьким опытом автодилеры не доведут ситуацию до собственного краха, а смогут не только удержаться, пусть и с потерями, но и отстоять свои интересы перед дистрибьюторами.

Примеры таких шагов тоже встречаются. Например, компания «МАКС Моторс», которая в этом году успешно открыла салон Jeep после длительных и тяжелых переговоров с дистрибьютором марки. Весной этого года автомобильное сообщество поразила омская мультибрендовая компания «Феникс Авто» Сергея Сырникова, которая по собственной инициативе расторгла дилерский договор с Audi и стала продавать Citroen. Такой шаг в компании объяснили не только убыточностью бизнеса по Audi, но и отсутствием понимания ситуации со стороны импортера и выдвигаемыми к дилеру требованиями. Другой крупный мультибрендовый авторитейлер — «РЕАЛ Моторс» из Алтая, принадлежащий Александру Частухину и Сергею Успенскому, — добровольно отказался от дилерства Opel, признав отрицательную рентабельность этого бизнеса ввиду низких продаж и наличия в городе еще одного дилера. Наконец, буквально на днях известный новосибирский бизнесмен Дмитрий Малахов принял решение о закрытии полнофункционального (!) салона KIA, который был запущен всего лишь в 2012 году. В условиях наличия в городе трех дилеров марки оказалось проще и целесообразнее сосредоточиться на более рентабельных бизнесах. Но дальше всех пошла новосибирская «СЛК-Моторс». В группе компаний в этом году отказались сразу от четырех брендов — Ford, Mitsubishi, Lada, Volvo. При этом «СЛК-Моторс» не должна была потерять в чистой прибыли, поскольку деятельность по некоторым брендам этой группы, по словам гендиректора группы компаний Натальи Ждановой, зачастую была убыточной. Подобных примеров немало. Опросив дилеров в различных регионах Сибири, я столкнулся с тем, что сразу несколько из них признали, что в ближайшее время могут отказаться от тех или иных брендов, закрыв соответствующие направления. Причина везде одна и та же — убытки и нежелание дистрибьюторов хоть как то думать об экономике дилеров.

Уже сейчас видно, что ряд достаточно крупных сибирских мультибрендовых игроков сделал ставку на сознательное сокращение портфеля брендов, забыв про свои былые амбиции и твердо решив сделать свой бизнес эффективнее. Вместе с тем, не все здесь так очевидно, и на этом фоне другие игроки, видя для себя новые возможности, предпочитали их использовать. Расторгая договор с Audi, в «Феникс Авто» предполагали, что немецкая марка не скоро найдет себе нового партнера с учетом текущих реалий рынка. Однако такая компания, безусловно, нашлась — ею стал бывший партнер все той же «Феникс Авто» — уральский «Авто Плюс». И «пазл» быстро сложился, ибо те проблемы, которые можно было считать неподъемными для местного игрока, оказались не столь критичными для иногороднего. Осталось продемонстрировать это на практике. В Новосибирске бренды Mitsubishi, Ford и Lada, от которых отказалась «СЛК-Моторс», так или иначе оказались в портфеле «МАКС Моторс». Таким образом, то, от чего открестились одни, с радостью подобрали другие, а кто-то даже и активно захватил. Расторгнув договор с «АвтоСтар-Азия», KIA тут же вывесила на сайте тендер на третье дилерство в Новосибирске.

В этом контексте примечательно и признание директора по развитию «РЕАЛ Моторс» Ольги Частухиной одному из местных СМИ о том, что при запуске Opel целью дилера было отнюдь не получение прибыли. Открытие салона нужно было для удержания позиций компании по бренду Сhevrolet, который дилерам дают только в «сцепке» с Opel. Вот и сейчас, несмотря на кризис, многие дилеры нередко продолжают руководствоваться не экономическими мотивами, а критериями совсем другого толка. И именно такой подход отлично играет на руку дистрибьюторам.

Наблюдая уменьшение продаж и падение своей доли, они начинают бить тревогу и искать выход из сложившейся ситуации. Тем более, что достижение намеченных показателей перед штаб-квартирой тоже никто не отменял, независимо от реалий рынка, и бонусы в любой ситуации лишними не бывают. Поступаться своей маржей тоже, в общем-то, не желательно. И выход часто оказывается весьма прост — найти в городе еще одного дилера, достаточно амбициозного и финансово обеспеченного, который будет более благосклонен к дистрибьютору, чем действующий партнер, и поможет нарастить долю марки в регионе. А также, к примеру, в качестве входного билета принять партию тех или иных неликвидных моделей, которые будут стоять в салоне и повиснут мертвых грузом на год, а то и два. И действительно, ведь как уже было сказано, об экономике обоих дилеров в данном случае дистрибьюторы нередко забывают. Потеряв в Новосибирске партнера, который объяснил расторжение договора тем, что в среднесрочной перспективе в городе нет места трем дилерам, KIA уверенно вывесила на сайте тендер, все равно желая найти третьего игрока. В итоге при продолжении падения рынка бизнес имеет все шансы со временем уйти в никуда сразу у всех дилеров марки. Так, например, в 2009–2010 годах Ford практически одновременно с минимальным временным интервалом лишился сразу двух своих омских дилеров — «Сибпроммаркета» и «Стайера», а Hyundai — двух своих новосибирских дилеров, «Автолэнда» и «Автостарта».

К чему все это в итоге все приведет, сказать сложно. Самый пессимистичный вариант с массовыми банкротствами мы уже видели в 2009–2010 годах. Хочется верить, что в этот раз все действующие силы процесса будут более дальновидными. В подтверждение этого в этот раз складывается уже другая ситуация — когда автодилеры по собственной инициативе закрывают те или иные салоны, отказываются от брендов, но при этом не вовлекая в этот процесс клиентов. Возможно, в этом и проявится естественное оздоровление рынка.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ