Найти свое место в «жизни»

    Профиль — страхование

    К 1 июля все страховые компании должны определиться с выбором, будут они заниматься таким видом страхования, как страхование жизни, или нет. В случае положительного ответа страховщики должны будут сформировать специализированные компании, занимающиеся только «жизнью». По оценкам экспертов, такую ношу потянут не многие сибирские компании. Уже сейчас в регионах часть игроков начинает уходить с рынка, другие с уверенностью заявляют о том, что не только останутся, но и сохранят за собой позиции лидеров.

    Лидеры по «жизни»

    По данным Представительства Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по Сибирскому федеральному округу, на 1.10.06 лидером по страхованию жизни в округе было кемеровское ООО «Сибирский страховой альянс», собравшее за 9 месяцев более 86 млн руб. страховых премий. На втором находилось ЗАО «Сибирская страховая компания« (Кемерово) — 62,4 млн, на третьем — ОАО «Росгосстрах-Сибирь» (Новосибирск) — 58,5 млн. Маркетолог ООО «Сибирский страховой альянс» Ольга Журбина объяснила удачную работу компании верно выбранным способом воздействия на клиентов, хорошо сформированной аудиторией и интересными тарифами. «За 2006 год мы заключили около 184 тыс. договоров на срок от одного до трех лет. Нашими основными клиентами сегодня являются люди предпенсионного возраста и топ-менеджеры кемеровских компаний, — говорит собеседник «СУ«. — Как правило, клиенты заключают несколько договоров, формируя интересный для себя страховой пакет. Привлекает их и предлагаемая нами доходность. По итогам 2006 года она составила 14–20% годовых, в зависимости от сформированного пакета». «Мы работаем в Кемерове уже 13-й год, люди нам доверяют и знают нас как надежного партнера, выполняющего свои обязательства, — за минувший год доходность по накопительному страхованию составила у нас до 20% годовых», — объясняет лидерство своей компании в регионе заместитель директора по страхованию ЗАО «Сибирская страховая компания» Светлана Давтян.

    По возмещениям по страхованию жизни в округе также лидировали кемеровские страховщики. Больше всего за 9 месяцев 2006 года, как и за 2005 год, страхователям выплатила Сибирская страховая компания — почти 87 млн руб. На втором месте находился «Сибирский страховой альянс« — 51 млн, на третьем — «РГС-Сибирь» (Новосибирск) — 48,2 млн. Опрошенные «СУ» участники рынка объясняют это спецификой распространенного в регионе накопительного страхования, по которому страховой взнос с обещанным компанией процентом возвращается страхователю в конце срока страхования, который в большинстве случаев составляет 1 год.

    По количеству заключенных договоров, как и в прошлом году, в округе лидируют омские компании. Первое место занимает ЗАО «АСК «Омск-АСКО» — 387,9 тыс. договоров, на втором находится ОАО «СК «АСТОР» (Омск) — 175,7 тыс., на третьем — «Сибирский страховой альянс« — 121,7 тыс. Лидерство «Омск-АСКО» в округе в компании объясняют просто. «Мы работаем со страхованием жизни уже более 10 лет. У нас очень большая сеть агентов, которые умеют продавать этот продукт. В 2005–2006 годах, например, наибольшим спросом пользовались краткосрочное накопительное и ритуальное страхование, — говорит гендиректор компании Владимир Уксусов. — Что касается долгосрочного страхования, то до 1998 года у нас было заключено более 90 тыс. договоров сроком до 2015 года, и люди хорошо страховались, потому что мы предлагали неплохой процент — от 18% до 30% в зависимости от сроков страхования. После дефолта нам удалось вернуть клиентам деньги, но с тех пор люди относятся к этому виду страховок с большим скептицизмом, и развивать его очень тяжело».

    В то же время у ряда игроков наблюдается резкое сокращение количества заключенных договоров. В частности, за 9 месяцев 2007 года в ООО «Боместра» было заключено более 71 тыс. договоров, а в 2005 году — более 160 тыс. Гендиректор компании Любовь Кассихина рассказала «СУ», что в минувшем году основной объем давали коллективные договоры с компаниями-партнерами в Кемерове, а в 2006 году «Боместра» начала постепенно уходить с рынка. Существенно сократилось количество договоров и у Сибирской страховой компании — с 45 тыс. до 3 тыс.

    Несколько иная ситуация прослеживалась в филиалах федеральных страховщиков. В частности, в Красноярском филиале ЖАСО, который по объему взносов поднялся с 27-го (2005 год) на 7-е место (2006-й) и продемонстрировал трехкратный рост по количеству договоров, «СУ» пояснили, что резкий рост связан с активизацией работы компании с банками в рамках программ авто-, жилищного и потребительского кредитования. В данной ситуации речь идет о заключении договоров не только краткосрочного, но и долгосрочного страхования на срок от одного года до 15 лет. Что касается чисто рискового страхования на добровольной основе, то оно в крае по-прежнему развивается медленными темпами.

    В целом же, по оценкам экспертов, в регионах в 2006 году еще сохранялись такие виды страховок, как монополисы, в которые включались медицинское страхование и «жизнь». Они давали большой прирост по количеству договоров, объему взносов и выплат. Кроме того, в 2006 году некоторые региональные компании достаточно активно занимались потребительским кредитованием, таким образом размещая привлеченные резервы и привлекая хорошей доходностью.

    Планы на будущее

    Развитие ситуации в сегменте страхования жизни участники рынка прогнозируют очень неохотно. Только часть из опрошенных «СУ» страховщиков с уверенностью заявила, что к 1 июля 2007 года решили выделить страхование жизни в отдельный бизнес, как это требует законодательство, увеличить уставный капитал и по-прежнему работать на рынке.

    В Сибирской страховой компании намерены специализироваться на страховании жизни и постепенно сворачивают другие виды страховок, за исключением страхования от несчастных случаев. «Мы собираемся развивать долгосрочные виды страхования и пока не планируем укрупняться. Хотя не исключаем, что в случае дальнейшего ужесточения требований со стороны регулятора нам придется искать партнеров«, — говорит Светлана Давтян. Однозначные намерения сохранить позиции в регионе высказали в ООО «Коместра-Томь». «Страховая корпорация «Коместра-Томь» сегодня занимает 90% рынка страхования жизни в Томской области. Сборы в 2006 году составили около $1 млн, и мы надеемся остаться в лидерах в ближайшие пять лет, хотя филиалы федеральных компаний начинают осваивать страхование жизни, — заявил председатель совета директоров ООО «Коместра-Томь« Вадим Чмух. — Для удержания лидерских позиций предполагаем инвестировать в ближайшие три года до $1,5 млн в обучение персонала, продвижение продуктов и организацию новых точек продаж».

    В «Боместре» «СУ», напротив, заявили, что отказываются от «жизни» по собственной инициативе. «Мы перестали работать с некоторыми компаниями из Кемерова, ушли в Березовск и теперь будем перестраивать свою работу на рынке страхования, — пояснила Любовь Кассихина. — Самостоятельно мы не сможем увеличить УК, большой портфель по «жизни« в Березовске сформировать невозможно, а привлекать новых учредителей не планируем, так что будем заниматься теми видами страхования, которые нам по силам».

    В «Омск-АСКО» с 1 января текущего года уже полностью прекратили работу по заключению договоров по страхованию жизни и к 1 июля планируют расторгнуть и погасить все старые обязательства. «Нам невыгодно заниматься этой деятельностью, так как нужно создавать новую компанию и формировать уставный капитал в $2 млн, — пояснил «СУ» Владимир Уксусов. — Год назад мы вели переговоры и пытались скооперироваться с другой местной компанией, «АСТОР«, по принципу специализации бизнеса, но вопрос не был решен. Сейчас ищем применение своей сети агентов и планируем совместно работать с другой компанией, где есть страхование жизни».

    Есть на рынке и категория «колеблющихся». В СК «АСТОР» «СУ» рассказали, что пока не определились с дальнейшим вариантом развития событий — уходить из этого сегмента либо выделять «жизнь» в отдельный бизнес. «У нас еще есть время до конца марта, чтобы принять решение», — говорит директор компании Александр Кондратьев. Акционеры «Сибирского страхового альянса» также пока не определились со стратегией дальнейшего развития — создавать две специализированные компании, которые будут заниматься классическим страхованием и «жизнью», либо полностью переключиться на «жизнь», оставив из прочих видов только «несчастный случай».

    Большое влияние на принятие решения о том, быть компании на рынке страхования жизни или не быть, по словам собеседников «СУ«, играет окупаемость бизнеса. В «Коместра-Томь» и «Сибирском страховом альянсе» заявили, что страхование жизни — окупаемый бизнес. «Уже сегодня этот вид достаточно рентабелен, и это — результат отсутствия конкуренции, высоких инвестиционных доходов и самой большой агентской сети в области (200 человек)«, — говорит Вадим Чмух. В ООО «Росгосстрах-Сибирь» «СУ» также рассказали, что «жизнь» является самостоятельным и прибыльным видом бизнеса. По итогам работы в 2006 году специалистами компании только в Новосибирске было заключено около 1000 договоров долгосрочного страхования. В текущем году их количество растет на 20–30% ежемесячно.

    Большинство участников рынка заявили «СУ», что страхование жизни — достаточно дорогой вид бизнеса, особенно для региональной компании. По оценкам руководителя представительства ВСС в СФО Владимира Голубкова, на уровень безубыточности по жизни страховщик может выйти только через два-три года после начала работы на этом сегменте. При этом от компании потребуются значительные финансовые вложения, так как ей нужно будет провести огромную работу по разъяснению, пропаганде и популяризации данного вида страхования. В ОАО «СФ «СТИФ» называют еще более длительный срок окупаемости страхования жизни — четыре-пять лет. «Первые два-три года в компании идет накопление страховых резервов. В это время страховым агентам выплачиваются большие суммы (хотя я думаю, что это неправильно), идет формирование агентской сети, а это требует больших затрат, — говорит генеральный директор Лариса Сахончик. — Очень много средств уходит на рекламу, если ты нормально «раскручиваешь« бизнес. В итоге уже на первоначальном этапе в этот бизнес требуется вложить не один десяток миллионов рублей. Далеко не каждый регионал в состоянии найти такие средства«.»Если компании сразу удастся набрать большой портфель, что маловероятно, то она может заниматься только одной «жизнью«, которая сама по себе является очень выгодным видом страхования. Но при условии распределения резервов по рекомендации ФССН страховщику практически не остается денег даже на поддержание существования компании, не то что на развитие», — с пессимизмом отмечает один из участников страхового рынка.

    Впрочем, с аналогичными проблемами могут сталкиваться и федералы. В частности, в РОСНО «СУ» заявили, что о прибыли со страхования жизни пока не может быть и речи. Хотя компании готовы вкладывать в эту сферу деньги. «Данный сегмент рынка в России еще практически не тронут. Население в нашей стране миллионное, а страховку по жизни имеют единицы. Как правило, те, до кого правильно дошла информация, кто имеет знакомых или родных за рубежом, кто просто идет в ногу со временем и знает, что надеяться можно только на себя», — комментирует ситуацию директор филиала «Среднесибирской дирекции ОАО «РОСНО» Дмитрий Солдаткин.

    Место под солнцем

    В итоге участники рынка расходятся в оценках перспективности и возможности лидерства региональных страховых компаний на локальных рынках. По оценкам собеседников «СУ», одной из важных составляющих является имя страховщика, заработанное за минувшие годы. «Гигантомания свойственна далеко не всем, и всегда найдутся клиенты, которые скажут: мне ближе региональная компания. Поэтому регионалы всегда смогут сохранить за собой часть локального рынка», — уверена Лариса Сахончик. Об этом же «СУ» заявили в Сибирской страховой компании. В «Сибирском страховом альянсе» в качестве конкурентного преимущества называют еще и доходность, которую компания предлагает своим клиентам. «Большинство федеральных компаний предлагают максимум 5% годовых, и их клиенты, разобравшись в системе страхования жизни, переходят к нам, — рассказывает Ольга Журбина. — Имеет большое значение и тот факт, что люди видят, как их деньги работают. Дело в том, что мы вкладываем часть средств в лизинговую компанию нашего холдинга и они идут в экономику Кузбасского региона. При нашей помощи в области и городе открыто много магазинов, компаний малого бизнеса».

    Но результаты, которые показывает «Сибирский страховой альянс», по мнению экспертов, все же являются исключением из правил. Для большинства регионалов главной проблемой становится отсутствие инструментов инвестирования, которые смогли бы дать доходность, перекрывающую предложение федералов. «У нас объемы сборов таковы, что мы не можем создать нормальные резервы, с которых можно получить хороший доход. Кроме того, мы ограничены в инструментах инвестирования. Самое надежное вложение в недвижимость сейчас для нас недоступно в связи с изменениями в страховом законодательстве, банковские депозиты на наших суммах не очень прибыльны. В итоге в 2006 году мы показали доходность на уровне 3% годовых, — говорит Владимир Уксусов. — В похожей ситуации находятся и другие местные компании, работающие на омском рынке».

    Впрочем, собеседники «СУ» отмечают, что выход из ситуации можно найти. Например, «СТИФ» в настоящее время уже работает с рядом управляющих компаний и изучает перспективность инвестирования средств в ПИФы. «Пока мы работаем с небольшими суммами, чтобы посмотреть, какая будет доходность, и страхуемся, чтобы не потерять больше деньги, — говорит Лариса Сахончик. — Но делать это нужно, так как те инструменты, которыми до настоящего времени пользовалось большинство страховых компаний, не всегда корректны, а сейчас ФССН будет контролировать размещение резервов в режиме on-line». А «Сибирский страховой альянс» пускает деньги в рост в лизинговую компанию и ценные бумаги.

    Большие надежды участники рынка «жизни» возлагают на работу с юрлицами. «Думаю, что страховщики постараются в первую очередь провести работу именно с этой категорией потенциальных страхователей, так как это может позволить быстро увеличить число застрахованных. Самыми интересными будут организации, которые включили или планируют включить данный вид страхования в социальный пакет, гарантируемый работникам», — говорит Владимир Голубков. «Мы собираемся активизировать работу на тех рынках, где до сегодняшнего дня мало присутствовали, но где давно работают наши конкуренты — в корпоративном сегменте, — соглашается Дмитрий Солдаткин. — Обсуждение программ долгосрочной мотивации мы предполагаем начинать с тем, кто является нашим клиентом по добровольному медицинскому страхованию, так как он уже предпринимает какие-то действия по развитию «программ лояльности» и готов нести затраты на «соцпакет».

    В то же время большинство опрошенных «СУ» страховщиков говорят о том, что вовлечение юрлиц в процесс страхования жизни — перспектива пока еще туманного будущего. Предприятия будут заинтересованы в том, чтобы страховать своих сотрудников на паритетной основе или по полной программе только после того, как получат налоговые льготы. Пока им проще отдать людям зарплату в конвертах, чтобы человек при желании сам пришел в страховую компанию. А этого обычно не происходит, так как страховая культура в обществе пока находится на очень низком уровне.

    Данные по страхованию жизни
    за январь-сентябрь 2006 года

    N Наименование Город Взносы,
    тыс.руб.
    Выплаты,
    тыс.руб.
    Кол-во
    дог-ов
    1 ООО «Сибирский страховой альянс Кемерово 86 170 51 089 121 745
    2 ЗАО «Сибирская страховая компания« Кемерово 62 385 86 962 2 951
    3 ООО «Росгосстрах-Сибирь» Новосибирск 58 525 48 260 7 255
    4 ЗАО «АСК «Омск-АСКО» Омск 47 373 38 847 387 905
    5 Страховая группа «БАСК» Белово 45 516 36 996 1 157
    6 ООО «СК «Коместра-Томь» Томск 31 441 36 945 26
    7 ОАО «ЖАСО» Красноярский ф-л Красноярск 22 545 374 6 352
    8 ОАО «СК «АСТОР» Омск 21 815 20 267 175 653
    9 ОАО «СФ «СТИФ« Новосибирск 20 233 22 122 83
    10 ООО «Росгосстрах-Сибирь» ф-л «Управление по Республике Бурятия» Улан-Удэ 17 946 11 744 609

    По данным представительства Всероссийского союза страховщиков в СФО

    Данные по страхованию жизни
    за январь-декабрь 2005 года

    N Наименование Город Взносы,
    тыс.руб.
    Выплаты,
    тыс.руб.
    Кол-во
    дог-ов
    1 ЗАО «Сибирская страховая компания« Кемерово 118 851 89 911 45 426
    2 ООО «Росгосстрах-Сибирь» Новосибирск 77 328 58 643 8 478
    3 ООО «Сибирский страховой альянс Кемерово 60 919 21 107 Нет данных
    4 Страховая группа «БАСК» Белово 51 403 39 554 1 240
    5 ЗАО «АСК «Омск-АСКО» Омск 50 490 859 Нет данных
    6 ОАО «ВостСибЖасо» Иркутск 37 259 64 975 5 662
    7 ОАО «СФ «СТИФ» Новосибирск 35 041 32 272 131
    8 ООО «СК «Коместра-Томь» Томск 32 165 23 180 63
    9 ОАО «СК «АСТОР« Омск 29 714 31 370 255 626
    10 ООО «Росгосстрах-Сибирь» ф-л «Управление по Республике Бурятия» Улан-Удэ 20 166 11 555 2 635

    По данным представительства Всероссийского союза страховщиков в СФО

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ