Королевские танцы на сцене оперного театра

Новая, третья по счету программа международного продюсерского проекта «Короли танца» была представлена на сцене новосибирского театра оперы и балета 13 октября. Спектакль, прошедший в формате мировой премьеры, представлял собой цикл самостоятельных работ современных западных хореографов.

В первом отделении все пять звезд — Иван Васильев и Дэвид Холберг из Большого театра, Денис Матвиенко из Мариинки, Гийом Котэ из Национального балета Канады и Марсело Гомес из Американского Балетного Театра — объединили исполнительские усилия в одноактном балете маститого Мауро Бигонцетти Jazzy five. Пять королей, наряженных Игорем Чапуриным в партикулярные костюмы и футболки, разыграли динамичный сюжет о чувствах и амбициях современного молодого мужчины.

Второе отделение было посвящено сольным выходам. Дэвид Холберг исполнил знаменитый номер Kaburias, некогда сочиненный классиком современной хореографии Начо Дуато для собственного исполнения. Гийом Котэ вышел в пронзительном Tue Марко Геке, Денис Матвиенко исполнил еще один хореографический дебют — композицию «Виновен» Эдварда Клюга. Иван Васильев в «Лабиринтах одиночества» Патрика да Бана поразил публику уже привычной великолепной элевацией и вновь явленным драматическим даром. Атлетичный мачо Марсело Гомес вышел в композиции Йорма Эло Still of king.

Финальный танец стал великолепным образцом коллективного творчества. Хореография оптимистичной коды с провокационным названием «KO’d», что означает «нокаут», принадлежит авторству Марсело Гомеса, музыку для этого заключительного удара сочинил другой король — Гийом Котэ, а костюмы — Дэвид Холберг.

Появление звезд современного балета в нашем городе стало возможно благодаря координации усилий Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и двух американских продюсерских компаний — Ardani Artist и Segestrom Center of the Arts. О проекте рассказывает СЕРГЕЙ ДАНИЛЯН, его креативный директор и продюсер.

— Расскажите об особенностях третьей программы «Королей танца».

— «Опус 3» принципиально отличается от предыдущих по формату и по содержанию, потому что все работы новые. Если раньше у нас в каждой программе один-два номера оставались из предыдущей версии, в частности, одноактный балет, впервые поставленный для четырех танцовщиков, то сейчас Федерико Бигонцетти поставил совершенно новый одноактный балет для пяти исполнителей, а во второй части зрители увидят работы некоторых балетмейстеров, которые еще мало известны российской публике. Есть много дебютов: хореографический дебют Марсело Гомеса, композиторский дебют танцовщика Национального балета Канады Гийома Котэ, который, кстати, в последнем номере сам играет на рояле на сцене. Дэвид Холберг стал премьером Большого театра — это необычная ситуация, потому что мы привыкли, что русский балет поставляет своих танцовщиков в лучшие мировые труппы, а этот опыт показывает, что современный театр открыт и уже не может быть таким, как раньше. Событий очень много, в том числе хореографическая премьера испанца Патрика де Бана, немца Марко Геке, и хотя эти имена пока ничего не говорят нашей публике, это новое поколение молодых хореографов, которые сегодня делают новый стиль современного танца.

— Удалось ли раскрыть все возможности каждого из исполнителей?

— Есть базовые технические возможности, которые, как правило, удается раскрыть довольно полно. Но есть и артистические резервы, всей глубины которых, возможно, не осознаем ни мы, ни сами артисты. Эти скрытые возможности может раскрыть хореограф при создании сольного номера для данного артиста. Я знаю, что в Новосибирске очень популярен Иван Васильев, премьер Большого театра. Вы будете приятно удивлены, увидев его в совершенно неожиданном качестве в его сольной работе. Мы создаем индивидуальные постановки для каждого участника проекта, чтобы каждый танцовщик мог чувствовать себя свободным, раскрепощенным, мог более полно раскрыться. У нас есть правило: если артисту что-то не нравится или он чувствует себя неуютно в данном хореографическом материале, мы всегда идем навстречу, а не говорим «за это заплачено, значит, нужно танцевать». Когда человек танцует без удовольствия, зрители обязательно это чувствуют.

— Будут ли исполняться где-то еще оригинальные танцы, поставленные в рамках вашего проекта?

— Эти произведения принадлежат агентству Ardani Artist на основании подписанных соглашений в течение трех лет с момента создания, после чего артисты имеют право использовать их в своих сольных проектах. Надеюсь, что наиболее удачные произведения, созданные в рамках проекта «Короли танца», будут иметь долгую сценическую жизнь. Для нас всегда очень важно, когда в программках указано, что этот номер был создан специально для этого артиста в рамках программы «Короли танца». А наш проект живет и развивается, меняясь из года в год.

— Насколько легко работать с несколькими звездами сразу?

— С танцовщиками-мужчинами достаточно легко, поскольку они очень ценят этот проект, прекрасно понимают, зачем им это надо. Для каждого из них это возможность встречи с новой хореографией, поэтому артисты готовы работать и обогащать свой репертуар. Самое сложное — найти перерыв в их текущей работе на один месяц, который они могут провести вместе для подготовительной работы, и еще один месяц для турне.

— Куда направятся «Короли танца» после Новосибирска?

— Мы сделали новую программу «Опус 3» в Нью-Йорке, потом показывали ее в Москве и Санкт-Петербурге, в Рижской опере и сейчас здесь, в Новосибирске. После этого нас ждет Киев, и, наконец, мы дадим четыре спектакля в Калифорнии в рамках официального празднования 25-летия Segestrom Center of the Arts. В разные годы мы побывали в Ростове, Краснодаре, Одессе, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, и каждый город для них — открытие. Артисты открывают для себя Россию, русского зрителя, русские театры во многих городах. И хотя зрители еще, может быть, не слишком искушены в знании новой хореографии, но они по крайней мере хотят ее понять, узнать, что происходит в мире. Плюс, естественно, все коммуникации, важные для нас: передвижение, проживание, питание. Мы видим, что от года к году многое здесь меняется. Да, и появились комфортабельные гостиницы, например, Double Tree Hilton. Здесь важен момент восстановления, потому что когда ты летишь, потом репетируешь, танцуешь, то, конечно, организм требует отдыха, и когда условия привычные с точки зрения комфорта, это очень важно.

— То есть артисты не только радуют нас своим мастерством, но и сами обогащаются в результате знакомства с каждым городом, с каждым театром?

— Безусловно. Мы благодарны директору новосибирского оперного театра Борису Мездричу за приглашение и великолепную организацию гастролей. Ценный опыт, скажем, здесь в Новосибирске — это внимание со стороны художественного руководителя балета Игоря Зеленского, который также сотрудничал с нами в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Он там опекал ребят, дал для нас несколько классов, которые для артистов просто бесценны. И тот факт, что он нашел в своем достаточно сложном расписании время, чтобы приехать в Новосибирск, очень важен. Он прилетел утром и назначил класс на 9.45. Хотя обычно в это время артисты спят, они все дружно пришли на занятия — это добрый знак уважения к старшему коллеге и руководителю балетной труппы театра.

— Почему вы продюсируете именно балет?

— Наша компания Ardani Artist существует уже 21 год, из них 17 лет мы работаем на американском рынке. Будучи человеком глубоко театральным, я в какой-то момент понял, что для меня достаточно сложно было бы донести до англоязычного зрителя какие-то особенности русского драматического театра. Я очень люблю балет, и за эти годы многое узнал, но одним из главных факторов для меня всегда являлся танец как универсальный язык общения, который доступен зрителям любой страны. Я работаю, используя знание русской театральной культуры и знание современного западного хореографического искусства. «Короли танца» — не единственный наш проект, но он очень успешен, и за пять лет своего существования превратился в творческую лабораторию для танцовщиков-мужчин. Они встречаются с коллегами из разных театров, разных стран, с разной хореографией, вместе живут и путешествуют — это как одна команда, одна семья. Мы вместе работаем и радуемся тому, что у нас получается. Кроме этого, у нас есть проект «Отражения» с Дианой Вишневой, который получил очень высокую оценку критики и три «Золотые маски» в России. Сейчас мы готовим проект «Диалоги», премьера которого состоится в Мариинском театре, и другие постановки. У нас большие планы.

ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА

Анна Терешкова, директор «Сибирского центра современного искусства»:

— Мы увидели действительно великолепную мировую премьеру, собравшую на одной сцене лучших танцовщиков нашего времени. Премьера Большого театра Ивана Васильева, которому сейчас всего 21 год, новосибирская публика помнит еще совсем юным — приятно сознавать, что буквально на наших глазах он вырос в одного из самых востребованных и высокооплачиваемых артистов в мире. Уже за время реализации проекта «Короли танца. Опус 3» звезда Мариинского театра Денис Матвиенко возглавил балетную труппу Национальной оперы Украины, а Дэвид Холберг из Американского театра балета стал солистом Большого театра. Танцевали действительно прекрасно — одна моя знакомая даже плакала от восторга. Проект удался благодаря гениальной продюсерской работе Сергея Даниляна, который разработал успешную концепцию, собрал ярких лидеров, согласовал их невероятно сложные графики. Вечерний прием, устроенный по инициативе Игоря Зеленского и при поддержке «Премьер-клуба» и ресторатора Дениса Иванова, позволил артистам немного отдохнуть и расслабиться после исполнения напряженной программы.

Марина Захир, управляющий партнер «Национального агентства сохранения бизнеса»:

— Программа «Короли танца» интересна в первую очередь тем, что она очень отличалась от балета в привычном понимании, ведь мы были воспитаны на больших постановках с единым сюжетом, красивыми костюмами и возвышенными романтическими эмоциями. В этой программе все было по-другому. Во-первых, необычный состав исполнителей — на сцену вышли пять танцовщиков-мужчин. Во-вторых, сам формат концерта, состоящего из отдельных хореографических номеров, которые в конце концов сложились в единое целое. И конечно, порадовали открытые, яркие, современные эмоции, переданные языком танца. Сами артисты, с которыми мы встретились на торжественном ужине после концерта, — очень приятные, позитивные ребята, свободные от звездной болезни, открытые и общительные, несмотря на усталость. Особенно понравился канадский артист Гийом Котэ, очень харизматичный, артистичный юноша, прекрасный танцовщик и к тому же композитор.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ