Импорт мяса: больше или меньше?

Несмотря на то что объем производства мяса и мясосодержащих продуктов в Новосибирской области остался тем же, что и в 2012 году, потребление мясной продукции увеличилось на 8%. Также эксперты и участники рынка отмечают сокращение импорта сырья. Тем не менее ситуация может измениться. О том, что ожидает мясоперерабатывающую отрасль в текущем году и кто может составить новосибирским производителям серьезную конкуренцию, — в материале «КС».

Сколько мяса переработали?

Как утверждают аналитики и участники отрасли, в целом для рынка мясопереработки Сибирского федерального округа характерны общероссийские тенденции. В 2013 году емкость рынка оценивалась в 450–455 тысяч тонн мяса. Если же говорить о распределении по долям, занимаемым импортной продукцией и товарами отечественных производителей, то пропорции соответствует средним значениям по России. Так, доля импортной мясной продукции занимает порядка 21,5% от общего объема потребления против 25,1% 2012 года, представил информацию аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко.

По данным Новосибирскстата, в прошлом году в Новосибирской области было реализовано в розницу мяса, включая мясо птицы, и продуктов из мяса на сумму 23,3 млрд рублей, что на 8% больше, чем в 2012 году. Причем основной рост пришелся на потребление мясных полуфабрикатов, рост потребления мяса животных составил по итогам года всего 1,6%, а потребление мяса домашней птицы выросло на 5%. Наибольшие продажи мясной продукции — почти 32% — традиционно пришлись на III квартал года, период массового забоя скота.

Производство же мяса и мясопродуктов осталось практически неизменным — 24,4 млрд рублей, т. е. всего на 0,6% выше, чем в 2012 году. Больше всего в натуральном выражении в регионе производили мяса и субпродуктов птицы — 45,1 тыс. тонн, меньше — мяса и субпродуктов свинины — 29,4 тыс. тонн и еще 15,9 тыс. тонн пришлось на мясо и субпродукты крупного рогатого скота.

Также в 2013 году новосибирские производители выпустили 146,2 тыс. тонн колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, из которых 40% составили вареные и копченые колбасы, а также сосиски и сардельки.

По словам генерального директора холдинга «Российские мясопродукты» Елены Бондаренко, сибирский рынок, следуя общероссийским тенденциям, прошел фазу своего роста в 2012 году, и на данный момент темпы его роста замедлились. «Но это говорит о зрелости потребительских рынков. И мясопереработка не исключение, — поясняет Елена Бондаренко. — Мы вступили в фазу острой конкуренции. И на первое место теперь выходят брендинг товаров, развитие новых категорий продуктов и нестандартные маркетинговые ходы».

В прошлом же году сырьевой рынок охарактеризовался нестабильностью. Повлиял на это рост курса доллара и евро по отношению к рублю, что привело к увеличению стоимости сырья. «Если раньше этот рынок был прогнозируем в пределах инфляции и зависел от сезонного фактора, то сейчас в основном на сырьевой рынок влияют макроэкономические и политические факторы», — отмечает генеральный директор холдинга «Российские мясопродукты» и считает, что этот тренд сохранится и в текущем году.

Говоря о собственных результатах в 2013 году, собеседница «КС» сообщила, что компания выполнила план продаж с незначительным ростом за счет развития новых территорий — это Казахстан, Урал, Центральная Россия — и маркетинговых мероприятий, в частности, запуска нового для рынка мясного продукта «Мясной Баф».

В свою очередь, по мнению бизнесмена Вадима Дымова, развитие рынка сдерживает, во-первых, отсутствие инфраструктуры. Во-вторых, в доработке нуждаются технические стандарты и регламенты. «К сдерживающим факторам развития пищевой промышленности я бы также отнес сумятицу в экспортной политике. Можно говорить и об отсутствии качественной логистики — разделки и убоя. И помимо этого, предприятиям не хватает стимулов для модернизации оборудования. Но если оценивать ситуацию в отрасли в целом, то все не так уж и плохо», — пояснил «КС» Вадим Дымов.

Технический регламент

Изменения, которые произойдут в законодательстве в 2014 году, также способны повлиять на рынок мясопродукции, считают в маркетинговом агентстве Grinderr.

Так, с 1 мая текущего года в России вводится технический регламент «О безопасности мяса и мясной продукции», в котором усиливаются требования как к процессу производства, так и к маркировке готовых изделий. Один из самых значимых пунктов — повышенные требования к месту убоя скота, которые фактически запрещают подворный забой и будут вынуждать фермеров везти животных на специальные пункты, что приведет к нерентабельности выращивания скота на продажу.

Также в новом регламенте появится разделение понятии «мясная» и «мясосодержащая» продукция, согласно которому продукт сможет называться «мясным» только если в нем содержится не менее 60% мяса, если же это доля меньше, то данный продукт отнесут к «мясосодержащему» или даже «мясорастительному продукту». Также обязательным требованием станет подтверждение того, что продукт не содержит ГМО.

Другое требование регламента коснется не только производителей, но и продавцов: с этого года будет запрещена перефасовка и перемаркировка продукции вне производства изготовителя. «Это значит, например, что в магазине нам уже не смогут отрезать 300 граммов от целой палки колбасы», — отмечают в Grinderr.

Эксперты считают маловероятным влияние новых положений техрегламента на перераспределение долей крупных промышленных предприятий в отличие от малых фермерских хозяйств.

Конкурентоспособность отечественного продукта усилится?

Как и прогнозировали игроки отрасли в прошлом году, рынок стремится к укрупнению. Помимо техрегламента, влиять на этот процесс будет влиять и обострение конкуренции. Правда, открытым остается география вопроса.

«Этот год начался с ограничений по ввозу свинины из стран Европейского союза, что привело к дефициту сырья на отечественном рынке и скачкообразному росту его стоимости, — рассказывает Елена Бондаренко. — Если ситуация не стабилизируется, это приведет к закрытию мелких неэффективных предприятий, поскольку они не смогут компенсировать рост цен на сырье повышением отпускных цен на продукцию», — также не в радужном свете описала перспективу малого бизнеса собеседница «КС».

Что касается импорта в принципе, то здесь прогнозы участников отрасли расходятся. По мнению Елены Бондаренко, вступление России в ВТО может сказаться на том, что в 2015 году втрое снизятся тарифы на ввоз готовой мясной продукции. Это в свою очередь приведет к увеличению доли импортных мясопродуктов, и рынок станет свободнее для конкуренции с зарубежными производителями. «Сибирь в этом плане лучше защищена в силу территориальной удаленности и патриотизма потребителей, которые выбирают местного производителя. Однако инициатором продвижения импорта станут крупные торговые сети, которые активно развиваются, в том числе в регионах нашего округа. Поэтому основной вызов для компании — это усиление конкуренции с зарубежными производителями», — уверена генеральный директор «РМП».

«В связи с ограничениями на поставки свинины из ЕС, а также развитием АПК в России я ожидаю, что в 2014 году вырастет доля продукции отечественного производства, — не соглашается Роман Гринченко. — На развитие отечественного производства также повлияет рост рентабельности бизнеса в сегменте мясопереработки, связанный с ослаблением рубля по отношению к основным мировым валютам, что приведет к увеличению конкурентоспособности продукции отечественного производства за счет повышения цен на импортные товары».

Аналитик «Инвесткафе» ожидает, что в связи с общей тенденцией снижения зависимости отечественных предприятий от зарубежной продукции и сырья наиболее значительный рост продемонстрируют федеральные вертикально интегрированные игроки, такие как ГК «Черкизово», приводит пример собеседник «КС».

Структура спроса

Стоит отметить, что информацией о предпочтениях сибирских покупателей ритейлеры делятся крайне неохотно. Из всех опрошенных «КС» участников рынка только в «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» и сеть «О’КЕЙ» обозначили общие направления и тенденции в спросе сибиряков на продукцию отрасли.

«Можно с уверенностью сказать, что региональная продукция пользуется приоритетом у клиентов в тех категориях, где нет прямой зависимости спроса от цены. Как, например, в категории охлажденной свинины. Здесь уверенно лидируют федеральные поставщики», — рассказывает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Оксана Токарева. Выделить какого-то определенного игрока она затруднилась, но заметила, что, «как правило, доминирует бренд, производящийся недалеко от города». Также собеседница «КС» отметила, что появившиеся в ассортименте в центрах мелкооптовой торговли в этом году субпродукты в вакууме (свиные языки, почки, печень, ножки; говяжьи почки, языки, печень, ноги, хвосты) стали пользоваться популярностью среди клиентов компании.

Комментируя появление новых производителей-поставщиков, Оксана Токарева сообщила, что «МЕТРО Кэш энд Керри» заинтересована в расширении ассортимента локальных производителей.

«Анализируя данные по нашей сети, могу сказать, что по-прежнему популярны красноярские и региональные производители: «Красноярская продуктовая компания», «Дымов», Абаканская мясная компания «Мавр», «Мясо» г. Канск, — говорит руководитель отдела внешних коммуникаций сети «О’Кей» Артем Глущенко. — Не уступают региональные поставщики – «Томский Свинокомпленкс», «Новокузнецкий Пищекомбинат», новосибирский «Кудряшовский комбинат», традиционно желанной продукцией у потребителей являются московский производитель «Черкизово», «Микоян», «Охотный ряд». Набирает популярность латвийский производитель «BIOVELA».

Но наибольшим же спросом у потребителей пользуется продукция ООО «СПК».

В 2013 году новых поставщиков по категории колбасные изделия в сети «О’Кей» заведено не было, но произошло расширение ассортимента действующих поставщиков, таких как ООО «СПК» – Новосибирск: «Большая SOSиска», ООО «ЯРСК» – Красноярск: Колбаски с/к «Стикадо-классические», Колбаски с/к «Стикадо-грецкий орех», ООО ТД «Мясной ряд» — Томск: Чипсы с/к мясные из говядины и свинины, Рулька в/к по-немецки, Сосиски «Max», Сосиски «Mini». Однако новинки появились в 2014-м: «В марте 2014 года на полках появилась продукция ОАО «Новосибирская Птицефабрика» и ТМ «Рядна», что привело к расширению ассортимента подкатегории мясных изделий из мяса птицы, также в 2014 году планируется ввод поставщика «Торговая площадь», — добавил Артем Глущенко.

Изменения в расстановке сил

Вместе с тем именно на рынке поставщиков мясной продукции, как говорят эксперты Grinderr, могут в ближайшее время пройти значительные изменения. В маркетинговом агентстве не говорят о конкуренции с иностранными производителями, а связывают это с покупкой холдингом «КДВ групп» Кузбасского пищекомбината (КПК). Сделка была закрыта в декабре 2013 года и включила в себя все активы предприятия, в том числе производство мясопродукции, комбикормовый завод, свинокомплекс, ферму по разведению бычков породы герефорд. Мощность завода — 24 тыс. тонн полуфабрикатов и колбас в год, а выручка в 2012 году составила почти 3,5 млрд рублей.

«КДВ групп» считается компанией, которая просто так активы не покупает, и если она начнет активное продвижение КПК на новосибирский рынок, то будет это делать весьма успешно, — считают аналитики. — Это значит, что новосибирским производителям придется столкнуться с дополнительной конкуренцией со стороны кузбасского производителя, доля которого в Новосибирске сейчас оценивается в 10–15%».

Несмотря на то что объемы импорта с прошлого года сократились на 4%, и наибольшую долю в нем составляет говядина — 30,4%, в основном мясо КРС в большем объеме является побочным продуктом молочных хозяйств. Массовый сегмент говядины практически не развивается, однако сегмент премиальной говядины в 2013 году получил неплохой импульс, впрочем, продолжая оставаться узкоспециализированным.

К тому же состав комбикормов примерно на 50% определяется импортным производством, и все это приводит к тому, что стоимость говядины сильно зависит от макроэкономических факторов и курса рубля в частности. Все это приводит к удорожанию мясной и мясосодержащей продукции и перераспределению покупательского спроса в сторону более дешевой свинины отечественного производства и мяса птицы, рынок которого состоит практически только из российского сырья.

Поэтому аналитики Grinderr, прогнозируя итоги 2014 года, отмечают тенденцию к увеличению сегментов low и middle в общей корзине потребления, в том числе в колбасах (вареных и сырокопченых), сосисках и прочей продукции мясоперерабатывающей промышленности. А также прогнозируется рост продаж продукции из мяса птицы, производство которого выросло в прошлом году на 6%, а доля импорта опустилась до 13%.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ