От низменных страстей до высоты духа

Выставка офортов великого испанского художника Франсиско Гойя открылась в Новосибирском государственном художественном музее 20 марта. Собрание из четырех серий официальных авторских оттисков из фондов Музея Современной истории России будет демонстрироваться до средины апреля.

На выставке представлены четыре полные серии офортов Гойи, последнее официальное издание с подлинных досок автора, в настоящее время являющееся объектом пристального внимания коллекционеров. Выпущенные ограниченным тиражом в 1937 году по заданию испанского правительства периода Гражданской войны, серии офортов «Капричос», «Бедствия войны», «Тавромахия» и «Пословицы» были переданы Советскому Союзу. Профсоюзы испанских трудящихся сделали советскому народу бесценный подарок. В сопроводительных письмах испанского Департамента изящных искусств было отмечено, что издание офортов 1937 года – дань памяти со всеми полагающимися почестями таланту бессмертного гравера.

«На родине Гойю называют самым испанским среди испанских художников. Его гений раскрывает и показывает нам Испанию 200-летней давности с ее социальными и политическими потрясениями. Это был очень тяжелый период: Гойя пережил несколько революций, политическую эмиграцию, несколько войн. Он величайший мастер кисти и входит в тройку величайших граверов мира наряду с Рембрандтом и Дюрером. В своем философском осмыслении окружающего мира он выше любых границ и ограничений», — подчеркнула заслуженный работник культуры РФ, заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова.

Также собеседница «КС» вспомнила слова Эрнеста Хэмингуэя, посвященные творчеству великого испанского художника: «Гойя верил в черное и серое, в сумерки и свет. Сон, подозрения, наблюдения, любовь, ненависть, обожание, страх, восхищение, презрение, обожание, — разумеется, ни одни художник не мог нарисовать всего этого. Он пытался». Она привела еще одну выразительную цитату, на сей раз из Ромена Роллана: «Самое большое мужество для человека – познать жизнь во всех ее проявлениях от низменных страстей до высоты духа и продолжать любить жизнь». По мнению Веры Панфилововй, внимательный зритель сможет разглядеть в гравюрах Гойи стремление к свету, прорастающее сквозь тяжкий труд познания, сложности личной судьбы и трагическую судьбы страны. «Это тяжело, но нам всем необходимо сделать это», — уверена Вера Панфилова.

По словам директора НГХМ Сергея Дубровина, это уже второй совместный проект с Музеем Современной истории России. «Уверен, что новосибирцы придут на выставку и увидят своими глазами бессмертные работы Гойи», — подчеркнул Сергей Дубровин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ