Оперный театр — будут новые премьеры

В этом году Новосибирский государственный академический театр оперы и балета не спешит закрываться на каникулы. Еще в июне мы встречали последние премьеры и вплоть до 23 июля продолжаем наслаждаться любимыми спектаклями в репертуаре. Директор НГАТОиБ Борис Мездрич собрал журналистов на брифинг, чтобы вспомнить главные события завершающегося 68-го театрального сезона и рассказать о планах на будущее.

Премьеры сезона

— Основные позиции таковы: за сезон мы выпустили «Мессу» Бернстайна и две одноактные оперы вместе с Новосибирской консерваторией, «Брачный вексель» Джоаккино Россини и «Мавру» Игоря Стравинского. Оперу Перголези «Служанка-госпожа» мы впервые поставили в фойе театра. Возобновленный балет «Пульчинелла» в хореографии Кирилла Симонова увидел свет на большой сцене в апреле этого года. Премьеру «Весны Священной» Игоря Стравинского в оригинальной постановке Патрика де Бана, приуроченную к столетию этого легендарного спектакля, мы показали публике совсем недавно. Всего с начала года мы выпустили четыре оперных постановки и два балета. Вместе взятые, они были показаны 23 раза.

Фестиваль балета

— Очередной VI Сибирский фестиваль балета получился насыщенным, масштабным и протяженным во времени. К нам приезжал Московский Академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, который показал «Коппелию» в постановке Ролана Пети. У зрителей, которые видели на нашей сцене балет «Кармен» его же авторства, была прекрасная возможность расширить представление о творчестве этого выдающегося хореографа. Также московский театр представил одноактные балеты в постановке Йормы Эло и Иржи Килиана. В рамках года культурного обмена приезжала труппа современного танца из Германии под руководством Малу Айраудо со спектаклем «Где-то». Открывала фестиваль группа Complexion из Нью-Йорка. Наши собственные балетные премьеры, «Пульчинелла» и «Весна Священная», также увидели свет во время фестиваля, были в программе и балеты из нашего постоянного репертуара. Всего новосибирской публике было показано 14 спектаклей, в которых приняли участие 252 человека артистического и художественного персонала нашего театра и 125 гастролеров.

Гастрольные поездки

— Большое внимание мы уделяем поездкам по России, поскольку территориально мы — крайний к востоку федеральный театр. Наша миссия — показывать спектакли в разных городах страны, особенно в Новосибирской области и регионах Сибири и Дальнего Востока. Так, прошлым летом мы выезжали с гастролями во Владивосток. В сентябре побывали в Барнауле на праздновании 75-летия Алтайского края, затем показали два вечера одноактных балетов в Ульяновске на Международном форуме «Культура и развитие». В этом сезоне мы также стали выезжать в населенные пункты Новосибирской области: Маслянино, Тулинку, Верх-Ирмень, Тогучин, Коченево. Кроме того, впервые после 26-летнего перерыва театр отправился на гастроли в Омск, где представил «Реквием» Верди в новом концертном зале Омской филармонии вместимостью около 1000 мест. Это большой, хорошо расположенный город, в котором, к сожалению, нет удобной для нас сценической площадки.

Будущие гастроли

— Тем не менее 3 февраля 2014 года мы планируем показать омским зрителям «Фауста» Гуно — для этого пришлось разработать особую форму представления. В новом омском филармоническом зале есть электронный экран размером примерно 7 х 4 метра, и мы планируем провести концертное исполнение оперы в сопровождении видеозаписи спектакля, созданной для трансляции в Интернете. Декорации, которые невозможно установить в помещении концертного зала, балетные сцены и другие элементы визуального воплощения спектакля омские зрители увидят в записи. Концертное исполнение с видеоверсией спектакля уже готовится: дирижер Петр Белякин изучает запись. Перед коллективом стоит нестандартная задача синхронизировать живое исполнение солистов, хора и оркестра с видеопоказом.

— Совсем скоро, 24 июля, оркестр и балет вылетают в китайский город Урумчи для участия в Синьцзянском международном фестивале танца. Этот крупный город с четырехмиллионным населением находится в двух часах лета от Новосибирска, там мы покажем по два спектакля «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Едем в полном составе, со всеми декорациями. Зал Дома Народных собраний, в котором пройдут представления, рассчитан на 4 тысячи зрителей. Говорить же о зарубежных гастролях будущего сезона пока преждевременно — переговоры ведутся, но пока не подписаны контракты, мы не можем их анонсировать.

Оригинальные проекты

— Театр принял участие в важных культурных инициативах, среди которых масштабный «Форум снега» и Год Германии в России, в рамках которого состоялся концерт «12 виолончелистов Берлинской филармонии». Очень серьезная акция была осуществлена в связи со столетием Александра Покрышкина. Режиссер Игорь Селин поставил мощную концертную программу, в которой приняло участие множество коллективов, а в оформлении сцены был использован боевой самолет ИЛ-16, восстановленный с помощью уникального новосибирского коллектива «Росавиареставрация». На праздничном спектакле-концерте присутствовал президент РФ Владимир Путин. Это была серьезная работа, нам помогали все, потому что имя Александра Покрышкина открывает любые двери. Приятно сознавать, что остались имена, которые объединяют всех.

— Еще один интересный проект под названием «Байкал-Опера» был осуществлен совместно с Бурятским театром оперы и балета. Deca-Dance — спектакль израильской балетной труппы «Батшева Данс Компани», которая выступила у нас в рамках международного фестиваля имени Чехова. В честь Дня памяти и скорби и в связи со 100-летием Бенджамина Бриттена впервые в Новосибирске был исполнен его «Военный реквием», дирижер Айнарс Рубикис. В масштабном концерте с оригинальным сценическим оформлением принял участие Королевский камерный оркестр «Северная симфония» из английского города Ньюкасла, а также хор новосибирской ДМШ № 2 и академический хор из Барнаула. Концертные программы, реализованные по-театральному зрелищно, мы начали показывать в этом сезоне. В перерывах между дождями вместе с мэрией мы смогли провести обещанный open-air — сыграли редкую, ранее не исполнявшуюся в Новосибирске Симфонию № 4 Филиппа Гласса и сочинение Rave-Elation современного австралийского композитора Мэтью Хиндсона, впервые прозвучавшее в России, о чем, кстати, уведомил официальный сайт композитора. Дирижировал концертом, посвященным 120-летию города, Айнарс Рубикис.

Совместно с консерваторией

— Уже в третий раз на сцене театра прошел совместный концерт выпускников Новосибирской консерватории Gaudeamus-Gala. Это очень интересный проект, который вызывает значительный интерес и способствует развитию нашего сотрудничества и партнерства. Коллеги из консерватории подтверждают, что студенты не только стремятся принять участие в оперных постановках, которые мы выпускаем вместе уже второй сезон и оставляем в репертуаре театра, но также очень серьезно относятся к концертам Gaudeamus-Gala, в ходе которых выпускникам торжественно вручают красные дипломы. Это очень серьезно и престижно.


— «Щелкунчик» — безусловно, один из таких проектов. Уже сейчас есть все основания полагать, что это будет редкостный спектакль, в котором сохранена классическая хореография Вайнонена.

Симфонические концерты

— Симфонические концертные программы, которых за сезон прошло более десятка, стали важной частью музыкальной жизни театра. Есть интересное новшество — до того, как зазвучит музыка, желающие могут стать участниками «Разговора перед концертом». Так мы назвали беседы со зрителями, которые проводит в концертном зале музыковед Сергей Коробейников. Также в нашей афише появились симфонические концерты для детей. Важным событием стало приобретение рояля Steinway и концерт в честь его презентации. Выбрать рояль для нашего уникального по своим масштабам зала помог Денис Мацуев, он же взялся опробовать великолепный инструмент. Теперь рояль Steinway участвует в концертах, а для его хранения оборудовано специальное помещение.

Персоны и проекты

— В начале июля состоялся творческий вечер художественного руководителя балетной труппы театра, народного артиста РФ Игоря Зеленского. Постоянный приглашенный солист Сергей Полунин за сезон выступил на нашей сцене шесть раз, сегодня это один из мировых лидеров в балетном исполнительском искусстве. Впервые были организованы интеренет-трансляции спектаклей театра. С помощью сайта paraclassics.com мы показали всему миру «Лебединое озеро», «Фауста», «Мессу» и «Корсара». В среднем каждый спектакль собрал около 25 тысяч просмотров, из которых около 60% приходится на российских зрителей, остальное делят между собой Европа, Америка и Азия — нас не смотрят только в Антарктиде! Это очень важно, такие трансляции помогают театру налаживать новые контакты. Еще одно значительное, хотя и невидимое зрителям событие — приглашение итальянского коуча Паоло де Наполи для занятия с солистами оперы. Маэстро учит артистов лучше интонировать, совершенствовать звукоизвлечение и итальянское произношение. Для нас это первый опыт, хотя такая практика обычна для оперных театров — де Наполи известен в мире, в России он работал с солистами Мариинского и Большого театров.

Почетные звания

— Большая радость — два наших сотрудника получили почетные звания. Прима-балерина театра Анна Жарова стала народной артисткой России, недавно губернатор Василий Юрченко в торжественной обстановке вручил ей заслуженную награду. Мы рады, что заслуги Анны Жаровой отмечены по достоинству, особенно учитывая, несколько редко звания «народного» удостаиваются артисты из регионов. Мы поздравляем также заместителя директора театра по финансово-экономической работе и главного бухгалтера театра Людмилу Алексеевну Марченко с получением государственной награды, почетного звания «Заслуженный экономист Российской Федерации». Об этом стоит сказать отдельно — «Заслуженными экономистами» обычно становятся сотрудники банковской сферы или казначейства, поэтому звание финансисту из театра можно считать исключительным фактом.

Жизнь труппы

— Наши артисты успешно принимают участие в различных профессиональных конкурсах. На Дельфийских играх артист балета Иван Оскорбин взял золотую медаль, а Светлана Свинко — серебряную. Солистка оперной труппы Ирина Чурилова получила Гран-при в Тулузе, ее коллега Ира Новикова — третью премию открытого всероссийского конкурса в Саратове. Труппа театра пополняется новыми перспективными молодыми исполнителями. В том числе приняты выпускники Новосибирской консерватории Анастасия Дмитриева, Дарья Шувалова, Сергей Кузьмин, Иван Гынгазов; в труппе театра начал работу студент IV курса Новосибирской консерватории Сергей Поваляев. Также в Новосибирск вернулся бас Владимир Огнев. В балетную труппу приняты шесть выпускников Новосибирского хореографического колледжа, два выпускника Пермского хореографического колледжа, два человека из Красноярска, один артист из Астраханского театра оперы и балета. Еще одна радостная новость — наша несравненная Вероника Джиоева в июне родила дочку, ее назвали Адрианой.

Попечительский совет

— В этом сезоне учрежден и начал активную деятельность Попечительский совет театра. Губернатор Новосибирской области Василий Алексеевич Юрченко возглавил Совет, прошло уже несколько заседаний. На мой взгляд, к настоящему моменту проделана серьезная работа. Ее конкретным результатом можно считать принятие закона о поправках к бюджету Новосибирской области о выделении средств на финансирование постановки балетного спектакля «Щелкунчик» для новосибирского театра оперы и балета в размере 40 млн рублей. Этот проект без преувеличения можно назвать уникальным. Хотя по статусу мы являемся федеральным театром, реально мы живем и работаем в Новосибирске, выполняя также функции городского и областного театра. Ситуация с финансированием федеральных театров, расположенных за пределами столиц, в последнее время такова, что мы ощущаем нехватку денег на создание новых постановок. Речь идет о крупных проектах, требующих значительных затрат на создание декораций, костюмов, поддержание труппы и так далее. При этом затраты на производство спектакля в Новосибирске ничем не отличаются от аналогичных затрат в Москве или Санкт-Петербурге.

— С другой стороны, есть и издержки. Например, очень долго идет работа с документами, даже мелкие вопросы вроде аренды трех квадратных метров для кофейных автоматов оформляются по полгода.

Задачи финансирования

— Если вы посмотрите на такие работы театра, как «Аида», «Фауст», «Лебединое озеро», новый балет «Весна Священная», то поймете, что их производство требует значительных вложений. Как репертуарный театр мы должны выпускать четыре больших премьеры за год, не считая одноактных постановок, совместных проектов с консерваторией, фестиваля балета и других проектов. Федеральных денег и того, что зарабатывает театр от продажи билетов, для этого недостаточно. В случае ограниченного финансирования мы вынуждены будем переходить на выпуск небольших по формату премьер, теряя при этом потенциал и репутацию, а также принципиально важную возможность выпускать масштабные спектакли на высоком художественном уровне.

— Увеличить бюджетное финансирование за счет федерального центра крайне сложно. Дело в том, что при производстве новых спектаклей учитывается только количественный аспект, при этом содержательный план новых постановок не принимается в расчет. Для отчета безразлично, что именно мы выпустим: одноактный балет или масштабную премьеру. Так сейчас устроена жизнь — формальности порой оказываются важнее смысла. Однако мы должны осуществлять достойные постановки, которые много лет будут пользоваться популярностью у зрителей.

В ожидании «Щелкунчика»

— «Щелкунчик» — безусловно, один из таких проектов. Уже сейчас есть все основания полагать, что это будет редкостный спектакль, в котором сохранена классическая хореография Вайнонена. Сценография доверена именитому театральному художнику из Италии Эцио Фриджерио и его супруге, художнику по костюмам, обладательнице «Оскара» Франке Скуарчапино. Это люди солидного возраста (Эцио уже исполнилось 83 года), за плечами которых огромный опыт. Одна из последних ярких работ — «Спящая красавица» на исторической сцене Большого театра, открытой после реконструкции. Уже сегодня мы видим, что декорации для «Щелкунчика» выполнены очень интересно, это будет пышное классическое зрелище. Зная возможности нашего оркестра и балетной труппы, можно говорить о том, что спектакль будет долго жить в репертуаре. Балет «Щелкунчик», который сегодня есть в нашей афише, за 18 лет объездил с гастролями весь мир, его увидели около 200 тыс. зрителей.

— Премьера нового «Щелкунчика» станет возможна благодаря поддержке областного и регионального бюджетов. Такая модель финансирования ранее была успешно опробована в ходе реконструкции здания театра, в котором мы успешно работаем уже восемь лет. Поддержка художественной продукции — это совершенно новое направление. Так, федеральное финансирование направлено на выплату гонораров постановочной группе. Создание декораций, реквизита, костюмов, париков и обуви (всего 202 костюма) в свою очередь будет осуществлено при поддержке местных бюджетов. При этом важно понимать, что по сути эти средства поступят не в театр, а через театр — населению. Это не пафос и не риторика, это реальная жизнь. Понимая высокую ответственность за эти средства, мы активно ведем подготовку премьеры. Согласно договору о субсидии часть спектаклей мы будем показывать бесплатно для социально незащищенных слоев населения. Поддержка театра, его постановок — серьезный и дальновидный шаг, который говорит о том, что Новосибирская область становится лидером в вопросах, связанных с качеством жизни населения.

Планы на 69-й сезон

— В 2013 году выйдет опера Джузеппе Верди «Набукко», скорее всего, в концертном варианте. В форме одноактного балета будет поставлено Гран-па из балета «Пахита» Д. Минкуса. Новый «Щелкунчик» должен выйти 25 декабря, премьера состоится на Губернаторской елке. В апреле 2014 года мы также планируем показать публике свежую постановку знаменитой «Травиаты» Верди. Кроме того, в свет выйдет одноактный балет, к постановке которого приглашен один их лучших современных балетмейстеров Дэвид Доусон. Весной снова выпустим две одноактных оперы с консерваторией, продолжится традиция концертов Gaudeamus.

— Во втором полугодии 2014 года планируем постановку балета «Ромео и Джульетта», постановщик Йохан Кобборг — вы видели его как танцовщика в «Королях танца», а в последние годы он успешно реализует себя как хореограф. Мы понимаем, что за этим названием для старшего поколения новосибирских зрителей стоят имена Любови Гершуновой и Анатолия Бердышева, которые танцевали в замечательном спектакле в постановке Касаткиной и Васильева. Когда мы делали памятник Любе Гершуновой, мы использовали фотографию, где она с цветами выходит на поклон в финале «Ромео и Джульетты». В декабре 2014 года нас ждет «Тангейзер» Рихарда Вагнера в постановке Тимофея Кулябина, у дирижерского пульта — Айнарс Рубикис.

Театр станет доступнее

— На сегодняшний день с помощью московского оператора по продаже билетов Концерт.ру и его филиала в Новосибирске зритель имеет возможность купить билеты на наши спектакли в любом магазине «Евросети». Билеты стоят немного дороже, чем в кассах театра, зато жители отдаленных районов получили возможность приобрести их рядом с домом. Значительно увеличился объем реализации билетов через сайт театра, сегодня доля онлайн-продаж составляет около 10%. В ближайшее время будут запущены сервисы по продаже билетов через мобильные устройства, сейчас идет их тестирование. Привлечение молодежи до 30 лет — наша ключевая задача, пока эта возрастная категория нечастый гость в театре. Продвижение в социальных сетях приносит свои плоды, особенно когда мы проводим оригинальные, нестандартные акции. От классических инструментов продаж мы не также не отказываемся, продолжает функционировать система уполномоченных по работе со зрителями. В планах — введение театральных абонементов по мере увеличения глубины планирования репертуара.

Государство как учредитель

— Инициативы государства в управлении театрами можно оценить как неравнозначные. В целом идет развитие отношений в направлении все более жесткого нормирования деятельности театра, в том числе есть и вполне позитивные идеи. Существует федеральная целевая программа, все показатели которой мы выдерживаем — в этом отношении мы отличники. Например, средняя зарплата работников нашего театра достигает сегодня 144% от величины официального среднего заработка по региону. Этот целевой показатель был сформирован по факту, и такое соотношение нам предстоит поддерживать в будущем.

— С другой стороны, есть и издержки. Например, очень долго идет работа с документами, даже мелкие вопросы вроде аренды трех квадратных метров для кофейных автоматов оформляются по полгода. В будущем предусмотрены изменения программы грантов для творческого персонала, в которой мы участвуем с 2009 года. Эти средства, которые распределяют художественные руководители, стали хорошей добавкой к заработной плате сотрудников — посмотрите, у театра стоит множество машин. С 2015 года денежные средства по грантам будут выделяться на реализацию художественных проектов. Возникает вопрос о критериях отбора, мы будем вынуждены думать о том, чтобы наши художественные проекты понравились комиссии. Как это будет происходить на практике, покажет время.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ