«Произвол чиновников превратился в своеобразный бизнес»

На днях в Москве прошла вторая всероссийская конференция представителей малого и среднего бизнеса. Выступивший перед предпринимателями премьер Михаил Касьянов подчеркнул, что преодоление административных барьеров, а также создание удовлетворяющей потребностям бизнеса нормативной базы остаются одними из главных задач, стоящих перед правительством России. Проблемы нынешних взаимоотношений малого бизнеса с властью корреспонденту «»Ъ»-Сибирь» ЕЛЕНЕ ИЛЬИНОЙ прокомментировал участник конференции, первый заместитель председателя Новосибирской торгово-промышленной палаты, президент Торговой гильдии Новосибирска ОЛЕГ СУВОРОВ.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Олег Викторович, в конференции принял участие не только Михаил Касьянов, но мэр Москвы Михаил Лужков, депутаты Госдумы, а также полномочные представители президента РФ в федеральных округах. Как вы считаете, чем вызвана столь явная демонстрация внимания власти к предпринимательству в последнее время?

— Я думаю, тем, что предпринимательство начинает занимать все более значимое место в экономике государства. Показателен в этом отношении пример Москвы, бюджет которой на 20-30% формируется именно за счет малого и среднего бизнеса, и Зеленограда — там доля малого бизнеса в бюджете равна 50-60%. Однако его развитие сдерживают серьезные проблемы, главная из которых — административные барьеры. Преодолению последних главным образом и была посвящена конференция в Москве.

Дело в том, что с ростом предпринимательства у нас в стране неизбежно росли и административные барьеры. Сегодня этот процесс приобрел такие масштабы, что предприниматель на первое место среди препятствий развитию своего бизнеса ставит не налоги, не ограничение доступа к каким-либо ресурсам, а чиновничий бюрократизм.

— Как с этим обстоит дело в Новосибирске?

— На конференции выяснилось, что практически во всех регионах России эта проблема идентична. Новосибирск, к сожалению, не является исключением: те же самые чиновники, тот же самый раздутый аппарат, тот же самый набор организаций, имеющий право приостановить или полностью прекратить деятельность предпринимателя. Число контролирующих и проверяющих структур варьируется от 50 до 70 в различных регионах.

— В этом году проблемы преодоления административных барьеров впервые были озвучены на правительственном уровне. Как правительство намерено помочь предпринимателям?

— Михаил Касьянов заявил о намерениях правительства предпринять целый ряд шагов для решения этой проблемы. Во-первых, на рассмотрение в Думу направлены законопроекты, упрощающие порядок регистрации предприятий. Во-вторых, правительство намерено максимально сократить количество видов деятельности, подлежащих лицензированию (с 500 до 70-80). Наконец, будет установлен общий порядок проверок предпринимательской деятельности, предусматривающий не более одной проверки в два года для каждой контролирующей структуры. Тем же Касьяновым были озвучены проблемы кредитования малого бизнеса и имущественного комплекса. Правительством разрабатываются законопроекты по введению на территории России норм в системе кредитования через страховые фонды и т. д. Словом, конференция явилась неким подведением итогов работы правительства. На данный момент все, о чем оно заявляло ранее, сделано: подготовлены проекты соответствующих законов и внесены в Госдуму.

— Возвращаясь к проблемам предпринимателей Новосибирска, какие из структур представляют собой наибольшее препятствие для развития предпринимательства?

— Говоря от своего имени, я хорошо представляю те проблемы, которые стоят перед предпринимательством в целом. На сегодняшний день основным тормозом развития бизнеса являются федеральные структуры. То есть организации, которые подчиняются непосредственно центру. Мы специально провели социологический опрос, показавший, что top-list среди них возглавляет противопожарная служба. Чаще всего именно в этом ведомстве документы могут ждать рассмотрения на протяжении нескольких месяцев.

Предпринимателей возмущает не только длительность подписания документов. Им непонятно, зачем в Новосибирской области нужно, к примеру, получать разрешение на право торговли. Ведь в некоторых областях России такого разрешения получать не надо. Между тем, эта бумага требует от 15 до 20 подписей согласования. Впрочем, мы не покрываем рекорда Москвы, где для регистрации химчистки нужно пройти 58 согласований — об этом говорил сам Лужков.

— Скажите, вы в рамках общественных объединений предпринимателей пытаетесь общаться с властными структурами по этому поводу?

— Безусловно, мы постоянно проводим круглые столы. Примечательно, что представители администраций охотно соглашаются с тем, что существующие инструкции и законы заведомо невыполнимы.

На сегодняшний день районные администрации представляют для малого бизнеса самый высокий барьер на пути открытия дела. Именно районными властями выдается «бегунок», по которому предприниматель начинает поход по всем федеральным структурам. А пройти их совсем непросто. Дело в том, что проблемы города либо проблемы конкретного района слабо интересуют федеральные структуры. У них на руках есть прежде всего инструкция, которую они обязаны добросовестно исполнять. Далеко не всегда это делается добросовестно. На конференции красной нитью проходила мысль о том, что произвол чиновников превратился в своеобразный бизнес. По подсчетам специалистов, 10% от всего товарооборота составляют деньги, которые получают чиновники различных уровней.

Кроме того, предпринимательство сейчас попало в зависимость от корпуса «красных директоров». Всем известно, что доля предприятий малого бизнеса — владельцев собственных зданий, помещений или сооружений — очень мала. Все это принадлежит, как правило, крупным предприятиям, находящимся в государственной собственности или бывшим госпредприятиям. Чаще всего они находятся на грани банкротства. Сдавая в аренду свои площади малому бизнесу, они устанавливают высокие процентные ставки. В итоге предприниматель вынужден платить и налог, и аренду, плюс к тому — «десятину» чиновникам. Средств на развитие у малого бизнеса не остается.

— Насколько нам известно, структура торгово-промышленных палат обладает правом законодательной инициативы, тем самым она должна лоббировать интересы предпринимателей во властных структурах. Реализует ли это право Новосибирская торгово-промышленная палата?

— На самом деле ТПП не имеет такого права. Она по закону имеет право на экспертизу любых законодательных и нормативных актов до момента их принятия. Субъекты, которые их разрабатывают, просто обязаны сотрудничать с торгово-промышленной палатой. На сегодняшний день нами заключены соглашения почти со всеми комитетами и комиссиями облсовета и горсовета, где мы участвуем в экспертизе и разработке нормативных актов.

Сегодня аппарат Новосибирской торгово-промышленной палаты взял курс на поддержку малого предпринимательства. В то же время, в палате наметились разногласия между представителями крупного бизнеса, которые имеют более мощную поддержку властных структур, и представителями малого предпринимательства. Последние развиваются по особым законам, не всегда понятным большому бизнесу. Нам часто говорят, что «незнание законов не освобождает от ответственности». Но когда этих законов тысячи, их знать невозможно! Наверное, поэтому во многих предприятиях малого бизнеса появляются такие должности, как заместитель директора по работе с контролирующими и проверяющими органами. Это наше «изобретение», такого нет нигде.

Поэтому наша задача — способствовать установлению единых и простых правил игры для бизнеса. Об этом мы и заявили на конференции в Москве.

На правах рекламы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ