Жаркие страны не греют

Рынок туристических услуг оказался в непростой ситуации в период кризиса. По признанию большинства игроков, в первые месяцы 2009 года снижение объемов рынка произошло почти на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Рынок туристических услуг оказался в непростой ситуации в период кризиса. По признанию большинства игроков, в первые месяцы 2009 года снижение объемов рынка произошло почти на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

В этих условиях стали пересматриваться отношения операторов и агентов, многие из которых показали свою несостоятельность. Недавно оператор S7 Tour провел встречу с турагентствами в рамках выездного мероприятия в Египте — одной из самых популярных стран в массовых туристических направлениях. На встрече с агентами руководство компании поделилось своим видением нынешней ситуации на рынке туристических услуг и его перспектив.

Председатель совета директоров S7 Tour, S7 Ticket Светлана Антошкина рассказала, что январь 2009 года по отношению к январю 2008-го показал сокращение объемов туристических перевозок компании на 40%. «Из них 30% — это сокращение перевозочных емкостей за счет прекращения эксплуатации российской техники, 10% — те рейсы, от которых мы были вынуждены отказаться для оптимизации рынка, например, в Сибирском регионе, в частности в Новосибирске», — делится Светлана Антошкина.

Она отметила, что новых туристических направлений в том году компания открывать не будет, пока останутся лишь зарекомендовавшие себя, те, в которых компания уверена, среди них — Турция, Болгария и Испания. Стоит отметить, что самым популярным направлением по Сибири по итогам этой зимы в компании назвали Таиланд.

Обсуждая планы на летний сезон, директор по продажам S7 Tour Марина Риффель пояснила, что из-за спада спроса в компании запланировано сокращение объема перевозок по отношению к прошлому году на 30%. «Что касается частоты рейсов, то сокращение коснется только Болгарии», — отметила госпожа Риффель.

Сортировка надежных

Новые рыночные условия изменили и характер отношений туроператор–турагент.

Федеральные операторы пересматривают сотрудничество с региональными. По словам Марины Риффель, в том же Новосибирске S7 работает с очень большим количеством операторов, и не все они одинаково сильны. Более того, кризис показал, что не все из них способны работать именно как операторы, и она полагает, что часть из них может перейти в разряд агентств. Внимательнее туроператоры сейчас относятся и к работе с агентствами, строже контролируя соблюдение условий. «Жестких изменений в работе с агентствами у нас не произошло. Как перевозчику нам выгодно сохранить как можно больше партнеров, — рассказала Марина Риффель. — В некоторых случаях мы готовы брать риски на себя. Но ужесточение требований к агентствам — оправданные меры с точки зрения гарантий перед туристами в первую очередь. Например, в конце прошлого года мы столкнулись с некоторыми проблемами в Кузбассе, когда, забронировав туры, некоторые из агентств исчезали, поэтому в нынешних условиях мы пересматриваем состав и количество наших агентств-партнеров».

Что касается изменения потребительского поведения на рынке туристических услуг, то основной тенденцией, которую отмечают игроки, стало уменьшение глубины бронирования, когда путевка выкупается в последний момент, что, конечно, хорошо для клиента и позволяет найти выгодный тур, но плохо для туроператора. Однако специалисты S7 Tour отмечают некоторое улучшение ситуации в январе–феврале этого года.

Кроме того, туристы стали еще более чувствительны к цене туров и специалисты предполагают, что ценовой фактор и в дальнейшем будет определяющим при выборе турпродукта. Вероятно, произойдет смещение спроса с туров среднеценового сегмента в более низкий. «Тем не менее мы не рассматриваем ценовой инструмент как основной в своей работе: поскольку это приводит к уменьшению маржи и прибыли, такой инструмент нам не интересен», — отметила коммерческий директор S7 Tour Вера Евсюкова.

Одним из необходимых инструментов стимулирования спроса в компании S7 Tour считают создание оригинального туристического продукта. Как пример Марина Риффель привела организованные этой зимой программы фитнес-туров, диско- и студенческих туров, специальные туры к 14, 23 февраля и 8 Марта. Ориентация на такие программы, по мнению руководства S7 Tour, может стать одной из антикризисных мер в нынешних условиях, поэтому компания сделает в этом году акцент на них в своей маркетинговой политике.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ