УФАС судится с новосибирским горсоветом

Миниатюра для: УФАС судится с новосибирским горсоветом

Совет депутатов Новосибирска оспаривает решение регионального УФАС в арбитражном суде. Антимонопольная служба предписала горсовету изменить правила распространения наружной рекламы и информации в Новосибирске. Комиссия УФАС нашла в правилах нарушения закона «О защите конкуренции» после рассмотрения заявления ЗАО «Корпорация «Руан». «КС» изучил материалы дела и поговорил с участниками конфликта, чтобы разобраться в проблеме.

Петербургское ЗАО «Корпорация «Руан», занимающееся размещением рекламных конструкций в городах России, обратилось в мае 2014 года в УФАС по Новосибирской области с жалобой на решение Совета депутатов. В заявлении содержались указания на то, что правила распространения наружной рекламы и информации в Новосибирске, утвержденные Советом депутатов 25 октября 2006 года, в ряде пунктов противоречат антимонопольному законодательству.

В частности, в пунктах «з», «и», «к», «л» части 5 приложения 2 к решению Совета депутатов, на которое указала «Корпорация «Руан», говорится о том, что участники конкурса на размещение конструкции должны представить следующую информацию: фотомонтаж рекламной конструкции в предполагаемом месте размещения, согласованный Западно-Сибирской железной дорогой при размещении в полосе отвода железных дорог; эскиз информационного поля рекламной конструкции с указанием размеров; план размещения рекламной конструкции с привязкой на местности с указанием расстояния до других рядом стоящих объектов; топографическую основу с указанием места размещения рекламной конструкции. Вместе с тем эти же требования выдвигаются к победителям конкурса. Таким образом, по мнению заявителя, участники конкурса должны затрачивать дополнительные средства, которые потом к ним не возвращаются.

Также компания «Руан» указывала на то, что при подаче документов организации Новосибирска и области получают дополнительные преимущества — ведь для того чтобы подготовить план размещения рекламной конструкции и топографическую основу, иногородним компаниям необходимо командировать в Новосибирск своих сотрудников.

Еще одно препятствие, по мнению представителей компании «Руан», — сроки подачи заявления. Извещение о проведении торгов на получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до проведения. В заявлении «Руан» отмечается, что срок отправки и получения «Почтой России» участником из Санкт-Петербурга согласования фотомонтажа рекламной конструкции — 20 дней, время, которое необходимо участнику конкурса, чтобы отправить согласование по почте в составе заявки, — 10 дней. По мнению компании «Руан», сроки согласования превышают один месяц.

Совет депутатов Новосибирска в части оспариваемых пунктов приложения 2 возразил, что все участники конкурсов воспринимаются как потенциальные победители, поэтому к ним и предъявляются требования по предоставлению указанной документации. Также совет депутатов сослался на положение о порядке организации и проведения конкурса, в котором говорится о критериях, влияющих на результаты конкурса: наилучшие предложения по благоустройству территории, наилучшие предложения по праздничному оформлению, наилучшие предложения участника конкурса по другим условиям, содержащимся в конкурсной документации.

УФАС вынесло решение, вступившее в силу 8 сентября, согласно которому Совет депутатов признается нарушившим антимонопольное законодательство по ряду пунктов, указанных в правилах размещения рекламных конструкций на территории города. Горсовету было предписано внести изменения в решение до 31 октября. Комиссия управления определила, что ни Совет депутатов, ни мэрия не предоставили пояснения о прямой или косвенной связи между пунктами «з», «и», «к», «л» части 5 приложения 2 и критериями по предложению наилучших условий.

Как отметили в юридическом отделе ЗАО «Корпорация «Руан», компания неоднократно подавала заявки на участие в конкурсах на установку и размещение рекламных конструкций в Новосибирске, однако все попытки были неудачными: «Заявки отклонялись «Городским центром наружной рекламы» по формальным основаниям». «Корпорация «Руан» писала жалобы в УФАС Новосибирской области, жалобы признавались обоснованными, но «Городской центр наружной рекламы» оспаривал решения антимонопольной службы в суде, затягивая процедуру отмены конкурсов, проведенных с нарушениями. По нашим данным, ни один иск об отмене решения УФАС не был удовлетворен. Из этого можно сделать вывод, что рынок наружной рекламы Новосибирска является закрытым даже для федеральных операторов, которым является «Корпорация «Руан», — пояснили «КС» в «Руане».

В юридическом отделе ЗАО «Корпорация «Руан» заявили, что после внесения в декабре 2013 года изменений в решение городского Совета Новосибирска о порядке проведения торгов на размещение наружной рекламы, которые позволили «Городскому центру наружной рекламы» отклонять заявки на законных основаниях, «Корпорация «Руан» обратилась в УФАС Новосибирской области с жалобой на указанное выше решение городского Совета как на нарушающее принципы свободы конкуренции, и эта жалоба была удовлетворена. Как примеры других городов, где «Корпорация «Руан» сталкивалась с ограничениями в сфере размещения рекламы и боролась с ними через антимонопольную службу и арбитражный суд, приводятся Иркутск, Екатеринбург, Ульяновск, Сергиев Посад.

На сайте арбитражного суда РФ можно найти несколько примеров «противостояния» ЗАО «Корпорации «Руан» с профильной муниципальной организацией. Суд несколько раз отказывал «Городскому центру наружной рекламы» в требованиях признать предписания УФАС недействительными (где в качестве третьего лица привлекалась «Корпорация «Руан»). 4 ноября в полном объеме было изготовлено решение суда — признать недействительными результаты торгов от 20 января и 17 февраля 2014 года, которые проводились МКУ Новосибирска «Городской центр наружной рекламы». Согласно материалам дела, «Городской центр наружной рекламы» при проведении конкурса на право заключения договора по размещению рекламных конструкций не стал рассматривать заявку «Руан», несмотря на всю необходимую документацию, и признал победителем ООО «РИМ-С». Получить комментарии от МКУ «ГЦНР» на момент публикации не удалось.

Горсовет Новосибирска подал заявление в арбитражный суд 27 октября. «Совет депутатов решил воспользоваться своим конституционным правом и обжаловать решение УФАС в арбитражном суде», — прокомментировали в пресс-службе горсовета.

В свою очередь в УФАС пояснили, что когда начинается делопроизводство в арбитражном суде, то исполнение предписаний приостанавливается автоматически, поэтому пока правила распространения наружной рекламы в Новосибирске останутся без изменений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ