Чубайс: «На рассмотрении РОСНАНО уже более тысячи бизнес-проектов»

Генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс: «Во всем мире сегодня говорят о том, какие возможности есть у нанотехнологий. И раз эти технологии такие многообещающие – кто должен ими управлять? Я считаю создание госкорпорации РОСНАНО весьма логичным решением. Поскольку я не имел отношения к ее появлению, могу лишь хвалить тех, кто ее создавал».

АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС, генеральный директор РОСНАНО

— Во всем мире сегодня говорят о том, какие возможности есть у нанотехнологий. И раз эти технологии такие многообещающие – кто должен ими управлять? Я считаю создание госкорпорации РОСНАНО весьма логичным решением. Поскольку я не имел отношения к ее появлению, могу лишь хвалить тех, кто ее создавал.

На старте РОСНАНО получила весьма существенный ресурс — 130 млрд руб. Теперь перед корпорацией стоит главная цель — содействовать коммерциализации нанотехнологий в стране. То есть нам важно, чтобы в сфере нанотехнологий возник настоящий бизнес. РОСНАНО не собирается тратить деньги на развитие науки или даже прикладной науки в этом сегменте. Нам важно создание бизнеса в промышленных масштабах.

Сейчас мы находимся на этапе принятия заявок на проекты в сфере нанотехнологий. Подавать их могут абсолютно все — как физические лица, так и юридические. На сегодня у нас уже более тысячи заявок. Конечно, не все из них работоспособны, но наша задача — преобразовать заявку в конкретный проект. Путь от заявки до проекта достаточно сложный. В нем есть значительная часть научно-технической экспертизы и бизнес-экспертизы: маркетинговой, налоговой, корпоративной, производственно-технологической и так далее.

В результате проработки каждого из этапов появляется проект, готовый к реализации. Такой проект готовы софинансировать, но мы всегда выступаем как миноритарный акционер. Это очень важное условие. Необходимо, чтобы также присутствовал мажоритарный собственник, который будет финансировать проект вместе с нами. Мы не можем иметь долю более 49%. Таким образом, есть стратег, который отвечает своими деньгами за результат, а мы только помогаем ему. Вот, собственно, вся идея корпорации, которая на сегодняшний день начинает выходить на проектную мощность. Надеемся, что мы достигнем ее к III кварталу этого года. У нас есть планы утверждать по пять проектов в месяц, объем финансирования каждого — порядка 1,5 млрд рублей.

Исходя из этих цифр видно, что нанотехнологии — это небольшой бизнес. Работая в РАО ЕЭС, я разучился считать в рублях. Там одна электростанция стоит $1,5 млрд, а здесь всего — 1,5 млрд рублей. Поэтому развивать нанотехнологии — это во многом удел малого и среднего бизнеса, в том числе и малого инновационного бизнеса.

Но если мы ставим перед собой задачу вывести Россию в число лидеров в нанотехнологиях, то, помимо массового, многосотенного и даже многотысячного количества малых и средних предприятий, мы будем обязаны иметь национальных чемпионов — компании, бренды которых являются символом.

Рассмотрим бренд Nokia. Объяснить, что означает само название, вряд ли кто может. Между тем по звучанию на финское слово оно не похоже. Как рассказывают в компании, в 1991–1992 годах слово Nokia почти всеми воспринималось как японское. И это шло на руку самой компании. Потому что все считали: если японское, значит, хорошее. Финляндия в то время не существовала на карте инноваций так же, как мы сегодня не существуем на карте нанотехнологий, но за 10 лет финны перевернули страну.

Без брендов в сфере нано нам не обойтись.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ