Совет Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России провел заседание на тему «Новая индустриализация как стратегия реагирования на внешние вызовы».
Участники совещания, прошедшего 18 марта, рассмотрели стратегию Новой индустриализации, обсудили предложения по ключевым мерам поддержки реального сектора экономики в условиях внешних вызовов для направления в правительство Российской Федерации в качестве позиции ТПП России.
Одной из ключевых тем выступления председателя Совета Торгово-промышленной палаты Константина Бабкина было изменение налоговой политики как одного из трех китов оздоровления экономики. «Сегодня налоговая политика решает, в основном, фискальные задачи. Но ей вполне по силам решать задачи стимулирования развития экономики. Для этого надо вернуть инвестиционную льготу: если предприятие вкладывается в развитие, то оно и налогов должно платить меньше», – подчеркнул он.
Также по мнению Константина Бабкина в рамках налоговой реформы необходимо совершить обратный налоговый маневр, ориентированный на снижение себестоимости российских товаров и повышение их конкурентоспособности. Налоговая система может и должна стимулировать развитие несырьевых товаропроизводителей. Вместо регрессивной шкалы налогов нужно ввести прогрессивную, снижать налоги в условиях профицита бюджета.
«До сих пор налоговая политика, по сути, преследовала одну цель – побольше собрать, поменьше потратить и побольше отложить в закрома. Каждый год мы откладывали порядка трех триллионов рублей в Фонд национального благосостояния – и эти деньги мы сейчас не можем вернуть из-за санкций – подчеркнул Константин Бабкин. – С другой стороны, можно порадоваться, что нам больше не придется платить эту «дань», деньги будут оставаться в России. И желательно, чтобы большая доля налогов оставалась регионам, пусть лучше Сибирь развивается, особенно малые города и поселки. Я считаю, что идея свести всю экономическую активность в семь огромных агломераций гибельна и пагубна и от нее нужно отказаться».
В качестве примера эксперт привел Германию, где НДС и подоходные налоги, составляющие порядка 70% налоговых доходов бюджета, делятся в равных пропорциях между федеральной казной и землями. Тогда как в России более 50% налоговых доходов (НДС, налог на добычу полезных ископаемых) полностью идет в Москву, а остальные делятся между федеральным и региональными бюджетами в разных пропорциях.