Максим Веселов: «На первый план для бизнеса выходят надежность, предсказуемость и прозрачность работы финансового партнера»

Почему не стоит опасаться инвестировать в текущих условиях? В чем отличительные черты бизнеса Сибири от других регионов России? И что позволяет банкам успешно конкурировать в сегодняшней ситуации? Об этом в интервью «Континенту Сибирь» рассказал управляющий Новосибирским филиалом, глава регионального центра корпоративного бизнеса АО ЮниКредит Банка МАКСИМ ВЕСЕЛОВ.

— Максим Анатольевич, что, на ваш взгляд, можно считать наиболее важным во взаимодействии крупного бизнеса с банком в 2020 году?

— В текущих экономических условиях на первый план для корпоративного сектора выходят стабильность и предсказуемость кредитной организации. Поскольку чем меньше в этом останется «неизвестных» при внешней нестабильной обстановке, тем легче работать и планировать свою деятельность. А финансовый партнер — это существенная составляющая любого современного бизнеса. Поэтому, как я всегда говорю, банку важно быть именно надежным партнером.

— Как региональная специфика Сибири влияет на взаимоотношения с банками?

— Безусловно, в каждом регионе есть своя специфика, те или иные отраслевые тенденции. В зависимости от того, как складывается ситуация в базовой отрасли, складывается и бизнес в конкретном регионе, будь то Красноярский край, Кузбасс, Алтай или Новосибирская область с ее транспортными возможностями. Но вместе со всеми различиями, я считаю, предприниматели в регионах Сибири — это практически всегда надежные люди. Я не знаю, с чем это связано, но мы это наблюдаем. В этом и есть ключевая специфика бизнеса в Сибири.

— Какими критериями определяется такая надежность?

— Способностью выполнять свои обещания, строить честные партнерские отношения. Во многом это зависит от того, насколько человек консервативен в принятии финансовых решений. Насколько качественно он планирует все риски, не берет на себя обязательства, по которым не сможет отвечать. Из этого складывается и нормальная платежеспособность. Противоположная ситуация, когда клиент думает: «Возьму-ка я все, что мне дают банки, а уж потом разберемся». Вот это не всегда работает.

— Что в первую очередь определяет взаимодействие банка с бизнесом сегодня?

— Вы наверняка ожидаете услышать о цифровизации, о которой многие сейчас любят говорить. Действительно, на сегодня без нее сложно представить взаимодействие банков и клиентов. Чем дальше, тем все большую роль цифровые технологии играют во взаимоотношениях бизнеса с финансовым учреждением, особенно с учетом текущей ситуации. Все большее применение получают электронные подписи документов. Но тем не менее, необходимость в непосредственном общении с сотрудниками банка у большинства представителей корпоративного сектора, несомненно, остается.

— С чем это связано?

— Вопросы корпоративных клиентов, как правило, сложнее, на многие из них нет стандартизированных ответов, поэтому необходимость личного общения пока сохраняется. Для частных клиентов эта тенденция менее характерна. Например, я сам работаю в банке, но за своими частными потребностями в банк не пойду, потому что сейчас многое доступно в смартфоне.

— А как развиваются дистанционные сервисы в банке?

— За последнее время мы достигли большего прогресса в цифровой трансформации, чем за последние три года. Мы смогли это сделать благодаря значительным инвестициям, которые банк вложил в свои цифровые и мобильные сервисы в ходе реализации плана Transform-2019.

— Есть ли такие виды продуктов или услуг, которые можно было бы назвать ключевыми драйверами роста для банковской сферы на сегодня?

— Я бы вообще не стал сегодня говорить о драйверах роста банковской сферы. Ведь когда не растет экономика, банковская система тоже расти не может. По сути, финансовая система — это кровеносная система экономики. Да, экономика немного сжалась, и финансовая система, соответственно, не может находиться в противофазе.

— Тогда на какие направления продуктов вы сегодня больше всего возлагаете надежд, активнее всего продвигаете на рынке банковских услуг?

— Считаю, что важно делать акцент не на продуктах, а на клиентах. Потому что все коммерческие банки сейчас продают одно и то же. Ни у кого нет эксклюзива, все продукты давно существуют на рынке.

— В чем же остается конкурировать банкам?

— В этих условиях на первый план выходит, конечно, качество. В том числе — ориентация на ключевую потребность клиента, решить которую банк предлагает комплексом услуг. Если проводить аналогию с покупателем розничного магазина, то ему будет выгоднее прийти в один супермаркет за двадцатью наименованиями продуктов, чем идти в двадцать магазинов за каждым продуктом отдельно.

— Насколько востребованы сегодня на рынке в корпоративном секторе именно кредитные продукты? Как изменилось отношение банков к кредитному риску в текущих условиях?

— В текущей ситуации бизнес управляет своими финансами более эффективно, и потребность в кредитах не растет. Кроме того, с учетом рисков в экономике, частный капитал инвестирует меньше — это заметно по многим статистическим данным. Исключением являются те направления, развитие которых стимулирует государство. Это льготные программы, которых на сегодня достаточно много. Вот это, безусловно, является стимулирующим фактором для инвестирования, получения кредитов и дальнейшего развития.

— Поскольку мы говорим о некоем количестве избыточных денег, которые компании сейчас не инвестируют, что вы посоветовали бы вашим клиентам  как лучше распорядиться свободными денежными ресурсами?

— Мой совет: несмотря на наличие риска, нужно инвестировать в свой бизнес. Потому что никакой финансовый инструмент с высокой вероятностью не даст ту доходность, которую бизнесмен сможет заработать самостоятельно, инвестируя туда, где он имеет максимальную компетенцию.

— А как же банковский интерес?

— Мы привыкли разговаривать честно со своими контрагентами. Конечно, я бы мог продать вам какие-нибудь акции, облигации, структурированные продукты или что-то экзотическое, говоря о том, что за этим будущее. Но я не стану этого делать с учетом того, что это несет в себе риски, которые вы, возможно, не сможете самостоятельно оценить. Безусловно, это и вопрос репутации. Ведь если вы сегодня продаете, а завтра клиент несет финансовые потери по вашему совету — то что дальше? Интерес может быть только долгосрочным, а поэтому должен быть взаимным.

— Учитывая, что текущий год был непростым для бизнеса, много ли было запросов на кредитные каникулы для бизнеса, реструктуризации?

— Основной спрос был весной. При этом, независимо от периода, мы всегда открыты для диалога с клиентом — готовы поддержать и найти оптимальное решение, которое позволит компании двигаться дальше. Клиенты это знают и зачастую обращаются к нам на ранних этапах, когда задачу можно решить без кардинальных изменений условий заключенного договора.

— Как вы считаете, долго ли могут продлиться ограничения?

— Я бы не теоретизировал сейчас, а посмотрел, что будет дальше. Те, кто вводят ограничения, уже понимают, что одними ограничениями не обойтись, нужно дать что-то взамен. А взамен целесообразно дать правила, выполняя которые, бизнес сможет работать и не просить деньги у государства.

— Как за этот год, по вашим наблюдениям, поменялся финансовый рынок в целом?

— Я бы не говорил о каких-то существенных переменах. Представители бизнеса давно научились гибко реагировать на изменения, банки научились этому еще раньше, поэтому для отрасли внешние вызовы не стали причиной существенных корректировок. Безусловно, на первоначальном этапе изменение формата работы на дистанционный показало для многих скрытые резервы. Как ни странно, но и эффективность работы повысилась благодаря более рациональному подходу сотрудников к использованию рабочего времени. С ростом эффективности, как следствие, обострилась и конкуренция.

— Что помогает выдержать эту конкуренцию?

— Конкурировать в банковской сфере ценой и продуктами сложно и не имеет смысла, как я уже отмечал. Для нас всегда были главными наши действующие партнеры и их потребности. А для них, в свою очередь, особую роль играют те качества, о которых я уже упомянул в самом начале — надежность, предсказуемость и прозрачность работы банка. Именно это и будет определять рыночные позиции в долгосрочном периоде.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ