По-прежнему значительно ниже себестоимости

Обоснован ли рост тарифов на проезд в Новосибирске?

В Новосибирске ожидается рост тарифов на проезд в общественном транспорте. Он обусловлен ростом себестоимости оказания услуги, в том числе увеличением цен на горюче-смазочные материалы. Напомним, что тариф не поднимался с 2015 года и остается одним из самых низких среди городов-миллионников.

По данным мэрии Новосибирска, в настоящий момент себестоимость проезда на автобусе в среднем составляет 39,4 рубля, на электротранспорте — 26,4 рубля. Последний раз стоимость проезда повышалась в 2015 году — с 17 рублей до 19 рублей за проезд на автобусе. В свою очередь цены на литр топлива за этот же период выросли примерно на 8 рублей.

«В Новосибирске оплату за проезд в общественном транспорте можно считать самой низкой в России. Ниже только в Кемерове — 16 рублей за автобус против 19 рублей в Новосибирске. А в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, тариф составляет 55 рублей и 40 рублей соответственно. В Екатеринбурге — 28 рублей, Нижнем Новгороде — 28 рублей, Казани — 25 рублей, Челябинске — 23 рубля», — отметил заместитель мэра Новосибирска Данияр Сафиуллин. — То есть по сравнению с Новосибирском тариф везде высокий. Если говорить про троллейбус и трамвай, то у нас проезд стоит 18 рублей, в Москве — 55 рублей, в Санкт-Петербурге — 40 рублей, в Екатеринбурге — 28 рублей, в Челябинске — 23 рубля. Если мы рассматриваем тариф на услуги метрополитена, то в Новосибирске он тоже самый низкий — 20 рублей. В Москве стоимость составляет 55 рублей, в Санкт-Петербурге — 45 рублей, в Екатеринбурге — 28 рублей, в Казани — 25 рублей».

Рост стоимости проезда на общественном транспортеСогласно данным мэрии Новосибирска, в названных городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, за период с 2015 года цены на проезд на любом виде общественного транспорта поднимались в среднем около двух раз и были увеличены приблизительно на 4–5 рублей.

«Что стоит перевезти одного пассажира? Конечно, к сожалению, это не 18, не 19 и не 20 рублей. Но мы же не можем сократить количество водителей и кондукторов. Поэтому вопрос повышения тарифа, с учетом тех цифр, которые я озвучил по другим городам, на сегодня самый актуальный», — отметил Данияр Сафиуллин.

Стоит отметить, что основная часть денег с продажи билетов на муниципальный транспорт направляется на нужды муниципальных перевозчиков. Если цена не соответствует себестоимости, то обслуживание транспорта становится неэффективным. Все непокрытые расходы транспортных предприятий ложатся на бюджет города.

«Субсидия, помощь предприятиям и муниципальным, и немуниципальным по городу Новосибирску из бюджета города в год составляет 1 миллиард рублей. Эти деньги тратятся на то, чтобы поддержать перевозчиков. Мы оплачиваем льготные категории пассажиров, которые ездят на автобусах, троллейбусах, трамваях», — подтверждает Данияр Саффиулин.

Рост стоимости проезда на общественном транспортеНовосибирские перевозчики не могут самостоятельно обеспечивать обслуживание и обновление автопарка. В этом году у Новосибирской области получилось сэкономить деньги на льготных проездах. Полученные средства решили потратить на помощь муниципалитетам в покупке новых автобусов. Но нельзя утверждать, что такая возможность появится и в будущем, а обновлять автопарк надо постоянно. Кроме покупки новых автобусов, необходимо содержать в порядке старые. Лучше обстоят дела с обновлением трамвайного подвижного состава. Мэрия Новосибирска получает обновленные вагоны, модернизированные на совместном с белорусами предприятии «БКМ-Сибирь».

Кроме муниципальных автобусов, в Новосибирске большое количество перевозчиков, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. Как сказано выше, эти перевозчики тоже получают деньги из бюджета Новосибирска.

При этом деятельность коммерческих перевозчиков направлена на получение выгоды. Из этого следуют простои на остановках для набора большего количества пассажиров, невыход на маршрут в вечернее время, если водитель считает, что не соберет необходимое количество пассажиров.

Решить эту проблему планировалось с помощью государственного контракта с частными перевозчиками, но в этом случае финансовая нагрузка все равно ложится на городской бюджет, потому что именно городские власти будут платить за услуги, которые оказывают перевозчики.

«Вопрос повышения тарифов обсуждается продолжительное время, на сегодня муниципальными предприятиями и немуниципальными перевозчиками поданы комплекты документов в департамент по тарифам Новосибирской области. Специалисты департамента проводят анализ этих документов, после чего уже будет принято решение о повышении тарифов и о размере тарифа», — заявлял ранее «Континенту Сибирь» начальник управления пассажирских перевозок мэрии Владимир Кондауров.

О повышении тарифов просят и сами перевозчики. Президент саморегулируемой организации «Транспортный союз Сибири» Валерий Новоселов обратился к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову и мэру Новосибирска Анатолию Локтю, спикеру городского Совета Новосибирска Дмитрию Асанцеву и спикеру Законодательного собрания Новосибирской области Андрею Шимкиву с просьбой о повышении тарифа.  «Разница достигла критических значений: в августе 2018 года наше отставание от тарифа по сравнению с Казанью составило уже 5 рублей, а от Екатеринбурга и Нижнего Новгорода — 9 рублей. Это отставание достигает почти 50% от величины сегодняшнего тарифа в Новосибирске», — говорится в обращении перевозчиков.

Кроме того, участники рынка заявляют, что недостаток средств, вызванный большой разницей между себестоимостью и фактической ценой за проезд, может служить причиной аварийных ситуаций, так как из-за недостатка средств предприятия экономят на запчастях для подвижного состава.

«Повышение цен позволит обеспечить нормативное содержание подвижного состава, снять социальную напряженность, уменьшить отставание уровня заработной платы, обеспечить безопасность движения на дорогах городов и районов Новосибирской области», — приводит доводы в письме Валерий Новоселов.

Председатель Новосибирской областной организации профсоюза автотранспорта и дорожного хозяйства Анатолий Немцев поддержал обращение Валерия Новоселова. По его словам, из-за несоответствия цен на муниципальном предприятии ПАТП-4 «нарушаются сроки выплаты заработной платы, которая к тому же заморожена с 2014 года. Долги поставщикам за моторное топливо в МКП «ПАТП-4» составили более 20 млн рублей. Много нареканий среди перевозчиков вызывает 44-й ФЗ. По их словам, топливо на АЗС дешевле, чем они покупают на торгах», — говорится в его обращении.

Однако поднять стоимость проезда до себестоимости оказания этой услуги невозможно из-за значительной разницы между двумя этими цифрами. В этом случае проезд в автобусе стоил бы 39 рублей. Примером может служить Москва с безналичной системой оплаты, где разовая поездка на автобусе стоит 55 рублей, а при оформлении определенного тарифа стоимость падает до 36 рублей.

«Но я вас уверяю, Москва к этой системе шла десять лет», — отметил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Роман Дронов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ