ИТ-стратегия — между «фантастикой» и «книгой мертвых»

Насколько эффективны затраты моей компании на ИТ? Все ли из них необходимы? Работают ли они на ключевые цели компании? Такие сомнения присущи большинству топ-руководителей, с кем мне приходилось общаться. Развеять их может только отчетливая ИТ-стратегия предприятия. Главное, что дает этот документ руководителю бизнеса, — основу для принятия решений в сфере корпоративных ИТ. О разработке ИТ-стратегий написано многое, и, конечно, передать все это в рамках небольшой колонки невозможно. Поэтому сосредоточусь на самом важном. Итак, на какие вопросы, на мой взгляд, должна обязательно отвечать ИТ-стратегия?

Первое, что следует прояснить, — какова роль ИТ в вашем бизнесе. Представьте, что у вас в компании разом вышли из строя все компьютеры и информационные системы. Как долго в этих условиях сможет прожить ваше предприятие, делая для клиентов вид, что ничего не случилось? Если протянете хотя бы день, значит, ваш бизнес относительно независим от ИТ. Если меньше, то информационные технологии являются для вас одним из базовых ресурсов. В первом случае ИТ, скорее всего, выполняют вспомогательную роль по автоматизации бизнес-процессов, и важно лишь поддерживать вашуИТ-инфраструктуру в актуальном состоянии, следя за своевременностью программных и аппаратных обновлений. Во втором случае, чтобы «быть в рынке», вы просто обязаны находиться в постоянном поиске ИТ-инноваций, которые дадут вам нужные конкурентные преимущества.

Установив степень влияния ИТ на ваш бизнес, необходимо сформулировать четкие цели и задачи ИТ-службыв контексте основных целей компании. Например, если ваша бизнес-цель на предстоящий год — рост доходов от существующей клиентской базы, то релевантная цель ИТ-службы — запуск CRM-системы, которая усилит взаимодействие торгового персонала с клиентами.

Но чтобы ваша ИТ-стратегия не превратилась в научно-фантастическую повесть, важно подвести под сформулированные цели необходимые ресурсы. Какие именно и в каком объеме — это тоже фиксируется в ИТ-стратегии. Прописываются все программные и аппаратные средства, для них планируются соответствующие бюджеты. Отдельный вопрос — ресурсы человеческие. На фоне кадрового дефицита в ИТ-сфере он приобретает особую остроту. Какой штат специалистов необходим для выполнения поставленных задач? Какими компетенциями они должны обладать? Какие инструменты мотивации использовать? Чтобы эти проблемы были успешно решены, нужно уже на этапе разработки ИТ-стратегии погружать в них специалистов HR-отдела. Вместе с последними стоит отразить в стратегии и систему управления ИТ-службой, ее оргструктуру, полномочия ее руководителя.

Мне часто приходилось видеть, как ИТ-стратегия после ее утверждения складывалась в стол и превращалась в бесполезный архивный материал, «книгу мертвых». Что тому виной? Зачастую в таких стратегиях отсутствует либо плохо прописан roadmap — «дорожная карта», определяющая план достижения поставленных целей. Кем и в какие сроки должна быть выполнена каждая задача, какие средства нужно для этого обеспечить, по каким индикаторам оценить выполнение — в хорошей «дорожной карте» должны быть ответы на все эти вопросы. Еще одна причина «смерти» ИТ-стратегий — непредвиденные изменения на рынке, которые лишают актуальности приоритеты, заложенные в документ. В итоге об утвержденной стратегии все забывают, и ИТ-служба в компании снова начинает жить, что называется, по наитию, транжиря средства на сиюминутные непродуманные проекты. «Лекарством» здесь выступают регулярная ревизия и актуализация ИТ-стратегии. Делать это нужно не реже одного раза в год при нормальном развитии событий, а в случае непредвиденных рыночных изменений — сразу вслед за их наступлением.

Надеюсь, сказанное выше поможет руководителям компаний, не имеющим ИТ-стратегии, решиться на ее разработку, а ее обладателям — убедиться в правильности сделанного шага. В следующих выпусках колонки обсудим, что является самым важным в корпоративных ИТ-ресурсах: программных, аппаратных, организационных.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ