Готов ли ваш бизнес к цифровому миру?

Тема цифровой экономики сегодня активно обсуждается на всех уровнях. «КС» уже не раз отражал на своих страницах точки зрения бизнеса и власти по поводу этой программы. Достаточно весомую роль в ее внедрении и продвижении играют представители рынка связи, в частности, «Ростелеком». 9 ноября глава «Ростелекома» Михаил Осеевский посетил Новосибирск, где встретился с сотрудниками и клиентами компании. Представители бизнеса и органов власти смогли совместно обсудить перспективы и тренды телеком-рынка, а также их влияние на текущую деятельность операторов связи. На встрече удалось поприсутствовать и корреспонденту «КС».

«Сейчас время идет очень быстро. Меняются люди, меняется бизнес, меняются технологии, меняется «Ростелеком», — такими словами поприветствовал участников мероприятия президент «Ростелекома» Михаил Осеевский. — Сегодня мои коллеги зададут вам целый ряд вопросов, в том числе и о том, каким вам видится цифровое будущее. Скажу честно, в общих чертах мы уже представляем многие ваши ответы, поэтому вся наша встреча сегодня в основном будет посвящена тому, что «Ростелеком» в действительности совсем не такой, как его обычно представляют. По крайней мере сегодня он уже стал другим, а завтра может измениться еще сильнее».

Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский
Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский

Большое внимание президент «Ростелекома» уделил цифровой экономике, которая, по его словам, уже вошла в жизнь — в первую очередь благодаря широкому внедрению информационных технологий в повседневность: «Вы все, наверное, в курсе, что правительство уже приняло программу, которая так и называется — «Цифровая экономика». Но нельзя забывать о том, что современные технологии сделали возможным хранение, обработку и передачу огромных объемов данных, сегодня каждый из нас является пользователем огромного количества сервисов и приложений, без которых не мыслит своей жизни. Цифровые технологии все активнее внедряются и в бизнес, и в государство, в вопросы обороны и безопасности, поэтому цифровая экономика — это не просто проект, это реальность, где мы живем».

«Ростелеком», по словам Михаила Осеевского, принимал в формировании проекта самое активное участие, во всех пяти его ключевых направлениях: законотворчество, подготовка кадров, развитие инфраструктуры, кибербезопасность и создание отраслевых платформ. «Мы отвечаем за своего рода фундамент этой структуры, потому что являемся базовым национальным оператором, которому требуется обслуживать сотни тысяч километров ВОЛС, разветвленную сеть ЦОДов, поддерживать эффективную работу на международных рынках», — подчеркнул он и отметил, что несмотря на необходимость не оставлять без внимания ни одно из направлений, прежде всего для компании важен B2C-сегмент. На него сейчас приходится свыше половины выручки, которая суммарно составляет более 200 млрд рублей в год. В среднем по стране уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет, по данным «Ростелекома», уже превысил 70%, Новосибирская область значительно опередила среднероссийский уровень, перешагнув отметку в 85% — во многом благодаря конвергенции программ по устранению цифрового неравенства: федеральной, региональной и собственной инвестиционной программы «Ростелекома».

Бизнес и его потребности, как отметил Михаил Осеевский, — второе ключевое направление, которое важно развивать в сегодняшних условиях. «Мы считаем, что в ближайший год рынок будет расти взрывным образом, в нем все большую роль будет играть сервисная модель, поставка решений под ключ, все больше B2B-пользователей будут переводить капитальные затраты в операционные. Задача оператора — работать эффективнее и сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах».

Демонстрационная зона "Решения для бизнеса"
Демонстрационная зона «Решения для бизнеса»

Более подробно это направление осветил старший вице-президент по развитию и управлению бизнеса «Ростелекома» Владимир Кириенко.

Чем аренда лучше покупки?

«Каждый бизнес должен первым делом ответить самому себе на вопрос, что он готов сделать сам, а что можно передать другим, которые могут сделать это лучше, — высказался Владимир Кириенко. — Сегодня мы живем в киберфизическом мире, где границы отраслей и направлений становятся все более расплывчатыми, и для бизнеса это может стать либо угрозой, либо возможностью роста, в зависимости от того, как он сам воспользуется этим явлением».

Рост M2M (Mashine to Mashine) подключений и развитие Интернета вещей (Internet of Things) в ближайшие годы будет делать наш мир все более «цифровым». Вице-президент «Ростелекома» привел несколько прогнозов на 2021 год, когда, по ожиданиям аналитиков, число подключенных к всемирной паутине устройств перешагнет отметку в 50 миллиардов — и в подавляющем большинстве это будут подключения M2M и промышленный Интернет. Объем трафика всех этих устройств превысит 400 зеттабайт. На основании этих данных можно сделать выводы как для собственного бизнеса, так и для бизнес-модели в целом.

Тема цифровой экономики сегодня активно обсуждается на всех уровнях

Изменения так или иначе коснутся всех отраслей. Помимо новых быстрорастущих возможностей (вроде «каршеринга»), они затронут такие классические отрасли, как ритейл, страхование, банковское дело и так далее. И даже саму ИТ-отрасль. Владимир Кириенко привел следующий пример: первой компанией, закрепившейся в Топ-5 мировых брендов, лидирующих по сумме капитализации, стала Microsoft, в 2007 году она была единственным представителем ИТ в первой пятерке. В 2017-м их было уже четверо: к Microsoft добавились Amazon, Apple и Google. И не исключено, что через пять лет ИТ-отрасль займет всю верхнюю пятерку. И не факт, что это будут уже знакомые нам имена.

Тема цифровой экономики сегодня активно обсуждается на всех уровнях

Microsoft кому-то может показаться стабильной компанией со стабильной моделью работы, которая уже позволила ей подняться на самый верх, но если вглядеться в суть ее бизнес-модели, можно понять, как значительно она изменилась за десять лет. Если в 2007 году компания получала основную выручку от продажи софта, то на текущий момент основу выручки составляют «облачные» сервисы, например, Azure. И даже проверенные временем и рынком предложения изменили модель, к примеру, та же Windows перешла на SaaS (Software as a service, аренда программного обеспечения), и теперь уже не нужно покупать саму программу. Ведь можно купить право ее использования. Также и с оборудованием: нет смысла покупать серверы, если компания сама может их предоставить. Amazon, изначально специализирующийся на интернет-продажах, не только успел обогнать по продажам офлайновый Wallmart, но еще и двигается в новые, неосвоенные сегменты. Apple и Google заслужили свои места не только за создание информационных продуктов, но главным образом за организацию больших открытых экосистем, с помощью которых стало возможным объединить мобильное устройство с навигатором, банковским хранилищем, контентной приставкой и другими вещами. «Будущее строится по принципу экосистемы: взять различных поставщиков и разработчиков, предоставить общую технологическую платформу и запустить в работу», — пояснил Владимир Кириенко.

«Какие технологии лежат в основе цифровой экономики? — задает вопрос Владимир Кириенко. — Во-первых, конечно, «облака». Это направление сегодня растет двузначными темпами, только в России, например, в этом году оно вырастет более чем на 30%. По прогнозам аналитиков, в 2018 году более 80% всех вычислений будет делаться с использованием «облачных» технологий».

В качестве второго ключевого направления «Ростелеком» выделил информационную безопасность. Владимир Кириенко сравнивает эту технологию с иммунитетом человека и считает, что развитие современной компании невозможно без цифровой «иммунизации»: «Мы постоянно находимся под риском, явным и неявным. Данные представляют ценность сами по себе, и не факт, что мы почувствуем угрозу». Вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» Валерий Ермаков отметил, что «явные» угрозы, такие как DDoS-атаки, локеры или шифровальщики, — это лишь малая часть всех опасностей и далеко не самая угрожающая. Самые опасные угрозы — это те, которые сам пользователь не замечает, а они происходят чаще, чем многие себе представляют. И если раньше в случае атаки бизнес рисковал в худшем случае слегка подмоченной репутацией, то теперь риски стали куда более весомыми. По его словам, по темпам прироста кибератак Россия занимает первое место в мире. В среднем каждые восемь секунд происходит одна атака. Средний ущерб от каждой атаки — 20 млн рублей. Происходят они, как правило, в ночное время. Владимир Кириенко добавил, что большинство киберугроз исходит изнутри компаний: от самих сотрудников, либо недобросовестных, либо прямо злонамеренных, а также от не до конца отлаженного внешнего контура.

Вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» Валерий Ермаков
Вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» Валерий Ермаков

Еще один пример привел Михаил Осеевский. Он отметил, что «Ростелекому» приходилось выявлять случаи, когда сотрудники компаний используют служебное оборудования для майнинга, то есть нецелевого использования компьютерных мощностей для добычи биткойнов: «Подобные случаи происходили в очень крупных компаниях. Это происходит либо в тайне от менеджмента и ИТ-служб, либо совместно с ними. Вот тогда и появляется необходимость привлекать независимых экспертов».

Следующее ключевое направление, которое не все пока что воспринимают всерьез, — биометрические технологии. По словам Владимира Кириенко, сейчас разрабатывается единая биометрическая платформа для всей страны, которая в перспективе позволит сделать идентификацию понятной и простой: «В 2018 году мы планируем развернуть платформу, которая сможет осуществлять банковские услуги: удаленное открытие счета, работа с ним и чтобы это было возможно с помощью приложения на смартфоне или через портал «Госуслуги», на котором сейчас зарегистрировано более 50 млн пользователей».

На тему биометрии «Ростелеком» привел пример реализованного в Москве совместно с МВД пилотного проекта по распознаванию лиц — камеры фиксируют проходящих мимо людей. «В память системы загружены были фотографии находящихся в розыске, и в течение 12 минут получили более 400 снимков похожих лиц, попавших в поле зрения камеры, — рассказывает Владимир Кириенко. — С точки зрения безопасности это колоссальный прорыв, но без полноценной экосистемы невозможный — представьте только, какие ресурсы требуются для того, чтобы проанализировать данные, поступающие с тысяч камер. И это пример того, что уже становится возможным».

Тема цифровой экономики сегодня активно обсуждается на всех уровнях

И еще один тренд — развитие искусственного интеллекта (ИИ), обработка данных, машинное обучение, новые алгоритмы. Здесь представитель «Ростелекома» привел пример из опыта своей компании: «Нам нужно было определить тренды на ближайшие годы, для чего требовалось проанализировать большой объем данных, и эту работу поручили ИИ». Была построена следующая цепочка задач: два с половиной миллиона научных публикаций — затем два миллиона патентов на ту же тему — затем последовавшие за ними публичные сделки числом более 130 тысяч. Все это было проанализировано по 50 параметрам, какие комбинации привлекают больше всего инвестиций. И вот результат: ключевыми направлениями стали ИИ, кибербезопасность, экономика совместного использования, роботизация, «облака», «умный город», биометрия. «Мы видим тренд: люди сделали открытие, запатентовали, обнародовали, получили инвестицию. Это все происходит не в одночасье, может пройти два года или три. Как правило, инвестиции оправдываются лет через пять — через этот срок мы увидим всплеск в этих отраслях», — делает вывод Владимир Кириенко. По его словам, роботизация для большинства людей — достаточно отдаленное будущее, но это может быть совсем не так. Это не просто игрушки, а сплав серьезных технологий.

«Индустриальный Интернет — это направление, которое еще только зарождается, еще идет тестирование протоколов сбора и обмена информации, еще обкатывается оборудование. Сегодня мы проводим скорее поисковые работы, совместно с крупнейшими российскими компаниями, — так характеризует уровень развития направления Михаил Осеевский. — Добывающая отрасль, сельское хозяйство, энергетика, машиностроение — эти отрасли, на мой взгляд, будут активно потреблять информационные технологии. Есть, конечно, готовые модели, но решения для каждой компании должны быть индивидуальными, потому что нужно будет найти зоны повышения эффективности».

По его мнению, максимально продвинутой в мире компанией с точки зрения индустриального интернета является General Electric, которая производит авиационные двигатели, полностью перешла на цифровые технологии: моделирует, конструирует, отправляет заказы на комплектующие — все с помощью компьютеров. И на испытаниях модели двигателей оснащаются множеством датчиков, которые собирают данные для обработки. Как результат — снижение издержек, обеспечение безопасности. Также президент «Ростелекома» отметил, что уже сейчас в России внедряются аналогичные схемы, и один крупный производитель электродвигателей уже использует аналогичные датчики для сокращения аварийности и оптимизации рабочих процессов.

Что нужно для цифровой экономики в первую очередь?

Все гости встречи имели возможность высказать свою точку зрения, «Ростелеком» в свою очередь интересовало, что, по их мнению, нужно для успешной цифровизации экономики и как они видят место «Ростелекома» в этой системе.

Самыми популярными вариантами были наличие квалифицированного персонала (спикеры несколько раз подчеркнули важность кадрового вопроса), а также интеграционные меры. С последним «Ростелеком» согласился — Владимир Кириенко напомнил, что цифровая экономика не является иерархической инфраструктурой, все общаются со всеми, ищут лучшую практику. Поэтому еще одним критерием успеха можно назвать изучение проверенного опыта — с высокой вероятностью на ваш вопрос кто-то уже ответил, и создавать что-то с нуля не придется. И еще один критерий, выделенный «Ростелекомом», — поддержка со стороны руководства. Поскольку процесс модернизации зачастую долгий и трудный, без скорых видимых результатов, он должен быть как минимум организованным. В России поддержка со стороны руководства, отметили представители «Ростелекома», предоставлена была.

Старший вице-президент по развитию и управлению бизнеса «Ростелекома» Владимир Кириенко
Старший вице-президент по развитию и управлению бизнеса «Ростелекома» Владимир Кириенко

Что касается кадров, то тут, по мнению Владимира Кириенко, важнее «поймать» нужный баланс между собственными ресурсами и аутсорсингом: «Никто, кроме вас, не примет лучшего решения, что нужно вашему бизнесу, можно только структурировать запросы и подбирать подходящие решения». Тем не менее, по его словам, крупные мировые компании одна за другой отказываются от собственных ИТ-структур, поскольку это оказывается эффективнее. Такое решение уже приняли Netflix, Coca Cola, Disney и другие. Эти меры помогают не только снизить издержки, но и систематизировать их, а также устранить риск форс-мажора, вызванный поломкой, устареванием, неожиданной нехваткой ресурса или потерей сотрудника, занятого этим направлением.

Михаил Осеевский сравнил то, что происходит сейчас, с промышленной революцией. Самые значительные цифровые изменения прошли в сферах медиа и массовой информации, сейчас очередь подходит к сфере услуг: торговля, услуги, отчасти связанные с ними промышленные отрасли (беспилотные автомобили). Следующий шаг — промышленность, здравоохранение, добыча ресурсов, машиностроение. Эта зона на текущий момент затронута лишь базово, без единой платформы информатизации.

О ситуации в Новосибирской области рассказал заместитель руководителя департамента информатизации Новосибирской области Павел Жучков: «Новосибирская область идет своим путем, у нас, в отличие от большинства других регионов, есть ЦОД, собственная сеть передачи данных. Сервисные модели мы развиваем внутри нашей системы, для органов власти, для муниципалитетов. Безусловно, нам параллельно приходится решать озвученные здесь проблемы: модернизация, персонал, обслуживание. У нас три подведомственных учреждения для сопровождения модели, мы обслуживаем государственную сеть передачи данных протяженностью семь тысяч километров, которая связывает все ведомства в закольцованную сеть. Сейчас, на мой взгляд, слишком рано отказываться от наработанного потенциала в пользу новой модели, ведь наша инфраструктура достаточно новая, развивалась последние 3–5 лет. Мы, разумеется, понимаем проблемы, которые придется решать, понимаем, какое требуется финансирование, чтобы все это поддерживать. Тем не менее мы готовы использовать эту модель и дальше. С другой стороны, объем взаимоотношений растет год от года, в каждом крупном нашем проекте мы опираемся на решения и компетенцию «Ростелекома».

Заместитель руководителя департамента информатизации Новосибирской области Павел Жучков
Заместитель руководителя департамента информатизации Новосибирской области Павел Жучков

Самым важным проектом сотрудничества с «Ростелекомом» Павел Жучков назвал конвергенцию федерального и областного проекта по устранению цифрового неравенства. По итогам тройственного соглашения между Минкомсвязи РФ, «Ростелекомом» и Новосибирской областью были объединены федеральная программа УЦН, региональная «500+» и инвестиционная программа компании, разрешены вопросы софинансирования.

«Мы совместно реализуем инновационную систему взаимодействия, и рассчитываем на дальнейшее углубление партнерства», — подвел итог Павел Жучков.

Одним из ключевых адресатов промышленных интернет-решений «Ростелеком назвал энергетическую отрасль. Среди гостей встречи был и генеральный директор АО «СИБЭКО» Руслан Власов, который привел один из наглядных примеров того, как промышленное предприятие может «цифровизироваться». «Как наши коллеги уже заметили, что не стоит сводить «Ростелеком» к телефонному проводу, так не нужно представлять энергетику, как кипящий чайник, это далеко не так, — прокомментировал Руслан Власов. — Система теплоснабжения — это очень сложное предприятие с технологической точки зрения. И многие моменты, выделенные Владимиром Кириенко, могут стать очень полезными в нашей отрасли. Мы с «Ростелекомом» давно уже сотрудничаем, начав, как и многие, с телефонии и передачи данных, а сейчас создаем интеллектуальную систему теплоснабжения. Применение цифровых технологий в индустрии позволит перейти на новый уровень управления, раскрыть заложенную в производственных циклах эффективность».

Генеральный директор АО «СИБЭКО» Руслан Власов
Генеральный директор АО «СИБЭКО» Руслан Власов

Он отметил, что уже первый запуск пилотного проекта позволил обнаружить недочеты там, где руководство компании не могло обнаружить их раньше, а онлайн-мониторинг мог вскрывать дефекты с помощью математической модели.

«За «цифрой» будущее, и я очень рад, что есть кому это реализовать, — резюмировал Руслан Власов. — Я уверен, что это позволит вывести бизнес на совершенно новый качественный уровень».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ