Театральный привет из 90-х

Документальный театр, пользующийся все большей популярностью на российской сцене, в Новосибирске до сих пор редкость. Несколько опытов в этом жанре в последние несколько лет были предприняты Содружеством драматургов «ДрамСиб», но показывались они в формате читки. Тем не менее влиятельная тенденция добралась до новосибирского театра — на 21 декабря анонсирована премьера документального спектакля «До и после сникерса».

Постановка заявлена как спектакль-исследование о ключевом периоде новейшей истории нашей страны, о 90-х годах, о переходном этапе от социализма к капитализму, о десятилетии, ставшем для одних временем свободы и надежды, эйфории и счастья, для других — крушением надежд и поражением.

Над проектом работают режиссер Константин Колесник (бывший актер «Красного факела» и постановщик нескольких спектаклей на сцене этого театра), художник Антон Болкунов (театр «Старый дом») и литератор, журналист, переводчик Сергей Самойленко. Идея спектакля принадлежит Юлии Чуриловой, регулярно и успешно продюсирующей в Новосибирске новый, неформатный театр, например, спектакль «Путешествие Алисы в Швейцарию», поставленный на средства гранта Гете-института и игравшийся на нескольких нетеатральных площадках, который вошел в лонг-лист национальной премии «Золотая Маска».

Выбор темы, по мнению авторов спектакля, закономерен: 90-е годы — самый не отрефлексированный в искусстве период новой отечественной истории, время, безусловно, сложное и противоречивое, но не нашедшее отражения ни в литературе, ни на сцене. Это десятилетие внезапно оказалось в центре общественного внимания в последние месяцы — флешмоб с фотографиями, запущенный Colta.ru в «Фейсбуке», открытие Центра Бориса Ельцина, Нобелевская премия Светлане Алексиевич, в том числе и за книгу «Время секонд хэнд». Однако спектакль «До и после сникерса», утверждают авторы, был задуман еще до взрыва интереса к этому периоду.

Спектакль создается с частичным использованием техники «вербатим». Получившая широкое распространение техника подразумевает, что весь текст спектакля представляет собой документально, дословно записанные свидетельства реальных людей. Для этого спектакля были взяты анонимные интервью у нескольких десятков человек: художников, бандитов, чиновников, бизнесменов и др. Но «До и после сникерса» — спектакль документальный только отчасти. Материалом для него стали не только личные истории новосибирцев о 90-х, но и опыт самих авторов, документы, публикации СМИ того времени.

Все эти истории будут рассказаны четырьмя актерами: Антониной Кузнецовой, Артемом Свиряковым, Денисом Старковым, Полиной Парагой. Создатели спектакля надеются, что зрителям, знающие о 90-х не понаслышке, смогут эмоционально подключиться к актерам и, может быть, заново оценить это время. Спектакль, созданный при поддержке Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска, будет показан на площадке театра La Pushkin в Центральном парке 21–23 декабря.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Федор Бухтояров, архитектор:

— Вспоминаю 90-е годы как время совершенно нормальное. Для меня это было десятилетие профессиональной реализации. В 1993 году я окончил институт и сразу же начал работать, сначала в одном бюро, потом в другом. То есть все сложилось до неправдоподобия благополучно — мне не пришлось торговать «Сникерсами», сразу нашел работу. С бандитами не приходилось сталкиваться, разве что по касательной в конце десятилетия, когда среди наших клиентов были торговцы спиртом и чем-то еще, но все это прошло без каких-то больших эксцессов. Для меня эти годы запомнились в основном непрерывной работой, из-за которой у меня просто не было времени обращать внимание на то, что происходило вокруг.

Александр Филюрин, директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин»:

— 90-е годы — это время, когда мы, неожиданно вдохнувшие свободы, принялись строить капитализм, ну или то, что мы называли капитализмом. С другой стороны, мне, молодому научному сотруднику, как и многим другим, надо было просто выживать, кормить семью. Все, что нам было известно о капитализме-бизнесе-предпринимательстве, мы почерпнули из советской пропаганды, из лекций по политэкономии и книги Носова «Незнайка на Луне». Учиться предпринимательству и управлению компанией было не у кого, поэтому 90-е стали для нас временем вдохновенного творчества. Что-то мы прочитали в наспех переведенных книгах, остальное придумали сами. Сорок раз сделали глупости, три раза получилось удачно. Каких только авантюристов, жуликов и удачливых дураков не встречал я в это веселое время среди бизнесменов и «бизнесменов», но жизнь быстро расставила всех по местам. Так или иначе, к началу нулевых в стране появились мобильная связь, современная строительная индустрия, достойный ритейл, банковская система и многое другое. Рекламная отрасль возникла с нуля и к концу 90-х по совокупным оборотам уже превышала, например, угольную. Не верьте мудакам, которые называют 90-е лихими. Это были творческие, креативные годы, время работы, поиска и преодоления советского морока.

Алексей Казаринов, директор агентства событий «Ура!»:

— Я мог бы определить 90-е годы как наличие возможностей. Тогда возможно было практически все, из десяти культурных проектов можно было реализовать восемь-девять, сегодня в лучшем случае два-три. Тогда дистанция между придуманным проектом и его осуществлением была минимальной, все делалось сразу и без колебаний. Сегодня, прежде чем что-то сделать, приходится много раз взвесить: не задеваю ли я чьи-то интересы, не оскорбляю ли какую-нибудь группу граждан. В 90-е не было цензуры, ни внешней, ни внутренней. Сегодня она есть, во всяком случае внутренняя. Говоря образно, если тогда наш корабль летел по волнам на всех парусах, то сейчас он еле плывет, потому что оброс ракушками.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ