На деревню к дедушке

Сельский туризм - как тренд развития туротрасли Алтая

Подоить козу, собрать колорадских жуков с картофельных кустов и научиться варить настоящую уху по-коноваловски из леща, чебака, пескаря и окуня – лишь часть того досуга, который на сегодняшний день предлагают владельцы и хозяева усадеб Алтайского края. Сельский туризм постепенно становится трендом, а жители мегаполисов охотно едут в деревни, чтобы вернуться к истокам. Корреспондент «КС» проехала по Красногорскому, Алтайскому и Солонешенскому районам края и лично убедилась в этом.

Дождь льет стеной. Под отбивающий дробь стук капель из автобуса доносятся обрывки фраз о почему-то забытых резиновых сапогах и дождевиках. Алтайский край на этот раз встречает журналистов дождем, который, впрочем, не менее прекрасен, чем солнечный пейзаж – картину тяжелых свинцовых туч, вольготно накрывших долины и поля, в городе не встретишь.

Маршрут путешествия, пролегает по территории Красногорского, Алтайского и Солонешенского районов Алтайского края.

Дядя Володя и карагужинский сыр

selo_01

Ближе к полудню на небе появляются просветы, а дорога сворачивает к усадьбе Коноваловых, расположенной в селе Усть-Кажа Красногорского района. До Бийска отсюда 120 километров. Свое название село получило не случайно – оно находится в устье слияния бурной Бии и глубокой, теплой Кажушки. Благодаря этому Усть-Кажа прославилось рыбалкой: в местных водах можно поймать тайменя, окуня, щуку, сига, ершей, а в августе-сентябре – сибирского хариуса.

«В Усть-Каже доводилось ловить и крупную рыбу – однажды на удочку попался 34-килограммовый таймень», — вспоминает владелец усадьбы Владимир Коновалов или просто дядя Володя.

Сегодня село живет сельским хозяйством, пчеловодством, а также туризмом. За летний период усадьбу Коновалова посещает порядка 100 человек. Туристам предлагают окунуться в колоритный быт села: заняться рыбалкой, посетить баню «по-черному», сходить в лес за ягодами, грибами и лечебными травами, а также попробовать экологически чистые продукты, выращенные и собранные непосредственно в усадьбе. Коронное блюдо дяди Володи – «уха по-коноваловски».

«Лещ, чебак, пескарь, окунь, пара сырых яиц, несколько листиков малины прямо с куста и немного водочки – и ароматная «уха по-коноваловски» готова», — зачерпывая из котелка ложкой дымящуюся жидкость говорит Владимир Коновалов.

Еще одна не менее колоритная усадьба, расположенная в Красногорском районе – усадьба-пасека Бедаревой на реке Иша. Стоит отметить, что данное место входит в туристические маршруты «Малое Золотое Кольцо Алтая», «Большое Золотое Кольцо Алтая» и «Гурманы Алтая». Ее владельцы – семья Бедаревых, в совершенстве владеет искусством пчеловодства.

«У нас на пасеке маленький СССР, — говорит Борис Бедарев. – Кажется, что и улья и пчелы на вид все одинаковы, если же приглядеться, можно увидеть, что здесь и карпатки, и среднерусская, и кавказская. Интернационал, в общем. При этом каждая пчела знает свой улей и никогда не залетит в чужой, а в одном улье может проживать до 50 тысяч пчел». Всего на территории пасеки Бедаревых около 50 ульев. За сезон каждый из них способен дать до 120 килограммов меда, однако более половины «урожая» — до 90 килограммов, по праву оставляется на прокорм пчелам.

Разнообразить сельский досуг в Красногорском районе также можно посещением научно-производственного центра «Алтайская чайная компания» и Карагужинского маслосырзавода. Последний из них имеет богатую историю – он был основан еще в 1927 году.

Традиции сыроварения в Алтайском крае уходят корнями в начало XX века. «В 1910 году «Сибирский Союз маслодельных артелей» начинает выпуск сыра. К 1913 году на территории Алтая работает уже восемь небольших сырзаводов, а через год их становится 28. Спустя три года часть сырзаводов приобретает английская фирма «Лонденсвиль», а немного позднее — швейцарская контора братьев Штуке. Оттуда и берет свое начало Карагужинский маслосырзавод», — рассказывает экскурсовод Лариса Фейер.

Сегодня на заводе производят восемь сортов сыра – «Советский», «Голландский», «Витязь», «Горный», «Славянский», «Фаворит» и «Карагужинский». До 90% продукции поставляется в Москву. На производство 2,5 тонн сыра уходит 25 тонн молока. Сырье завод получает от местных хозяйств и с собственных пастбищ.

По словам Ларисы Фейер, вкус и цвет сыра зависит от трав, которые едят коровы, а также погоды: «К примеру, летом масло обычно ярко-желтое, с мягким сливочным вкусом, зимой – более бледное. Бывает и так, что если животные пасутся в дождливую погоду, масло приобретает горьковатый привкус».

Настоящий мараловод – это призвание

Сельский туризм органично связан с событийным. В этом плане Алтайский край дает фору многим регионам – ежегодно на его территории проходит до 800 различных мероприятий, включая сельские и районные праздники, из них 22 – довольно масштабные. В их число входит «Фестиваль Алтайского марала», который проходит на территории края уже во второй раз.

Владелец базы отдыха и мараловодческого комплекса «Никольское» Петр Свиридов на спрос не жалуется: «Нынешний летний сезон уже весь выкуплен, в частности, весь август – бизнесменом Александром Ракшиным (основатель компании «Мария-Ра». – «КС»). Туристы охотно совмещают отдых и лечение, в нашем случае – пантовые ванны».

Сегодня на территории Алтайского и Солонешенского районов Алтайского края расположено девять мараловодческих хозяйств, где в общей сложности, по данным туристского центра Алтайского края «Алтайтурцентра» содержится порядка 20 тысяч маралов. Условия для этого здесь самые благоприятные – на одном кв. метре произрастает до 60 сортов различных горных трав: размер и вес пантов напрямую зависит от кормовой базы маралов. Каждый год в мае-июне животным срезают неокостеневшие рога. На их основе впоследствии и варятся пантовые ванны.

«Алтайский край выращивает в среднем 10 тонн пантов в год. Однако большая их часть – 90-95% сегодня уходит в Корею», — уточняет Петр Свиридов.

Срезать панты – одно дело, а быть настоящим мараловодом – совсем другое. Так, опытный специалист всегда знает, когда животное родилось, сколько пантов оно дает каждый год, а также в совершенстве владеет всеми тонкостями технологии варки и консервирования пантов. Пантовые ванны – процедура эффективная, и как следствие – не дешевая: в среднем один сеанс стоит от 1500 рублей.

На «Фестиваль Алтайского марала» съезжаются не только мараловоды и владельцы мараловодческих хозяйств, но и хозяева близлежащих усадеб. Они привозят с собой «гастрономическую» составляющую мероприятия – подкопченное сало, дранники по-макарьевски с грибами, медовуху, пироги с ревенем и картофелем – уйти голодным невозможно.

«К нам обычно приезжают жители европейской части России, либо с севера, которым не хватает солнца, общения с природой и домашней еды, — говорит хозяйка усадьбы Колмогоровых Юлия Колмогорова. – Шведский стол в отеле им заменяет парное молоко и яичница, приготовленная из свежих деревенских яиц. Для некоторых гостей, к тому же, в диковинку посмотреть, как растет морковка, попробовать самим подоить козу или пособирать колорадских жуков». Елена Колмогорова призналась, что сверхприбылей от туристической деятельности она не получает, однако, это дает существенную прибавку к семейному бюджету, который позволяет ей прожить всю зиму.

Троица в Березовке

selo_03

Заключительной точкой путешествия стал Солонешенский район. В отличие от Красногорского и Алтайского, он является предгорным. Сочная зелень полей здесь плавно перетекает в холмы.

В районе сконцентрированы памятники всех основных археологических эпох – от каменного века до средневековья. И именно здесь расположены «Денисова пещера» и комплексный заказник краевого значения «Каскад водопадов на реке Шинок».

Сельский и событийный туризм в Солонешенском районе также обрел свое яркое воплощение – уже 10 лет подряд на его территории проходят народные гулянья в честь праздника Троицы. В этом году — в селе Березовка. Местные жители берегут свое культурное наследие – воссоздают старорусские костюмы, вспоминают игры и обряды предков.

«С утра и до самого вечера на Троицу проходят народные гулянья, а их финалом является бросание венков из березы в реку. Этот обряд, к тому же, считается традиционным гаданием на замужество: если венок прибьется к ближнему берегу – девушке суждено выйти замуж в родном селе, к дальнему – вдали от дома. Если венок уплыл далеко – свадьба состоится не скоро, а если рядом – уже близко», — со знанием дела рассказала руководитель фольклорного коллектива «Соловушки» Надежда Еремина. К слову, почти все венки обычно прибивает к ближнему берегу.

К концу пути окончательно распогодилось. Грозовые облака и дождь сменились безоблачной синевой и кристально чистым воздухом. В течение всей поездки сигналы базовых станций пробивались крайне редко, а об интернете пришлось забыть до самого Новосибирска. Однако именно это позволило отключиться от бесконечного информационного потока, а также осознать, что путешествие в село может стать любопытной альтернативой привычному отпуску.

Материал газеты «Новосибирский Метрорид»,  фото — Айжан Жакипбекова.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ