Четвертый мост: необходим для города и зависим от бюджета

Миниатюра для: Четвертый мост: необходим для города и зависим от бюджета

В этом году в Новосибирске будет официально запущен долгожданный третий мост. Однако это событие может в определенной мере стать лишь репетицией реализации последующих, более масштабных проектов. На сегодняшний момент «Институт «Стройпроект» уже занимается составлением проектной документации для строительства четвертого моста с рабочим названием «Центральный». Если целесообразность наличия еще одного моста не вызывает сомнения ни у аналитиков, ни у простых автомобилистов, то вопрос местоположения объекта и механизма его финансирования порождает бурные дискуссии на разных уровнях. Насколько необходим четвертый мост для города и откуда будут привлекаться средства на финансирование проекта? «КС» проанализировал ситуацию и обратился к представителям власти и бизнеса, чтобы постараться ответить на эти вопросы.

Почему нужен четвертый мост

Приоритет строительства четвертого моста связан с естественными экономическими предпосылками. По мнению первого вице-мэра Новосибирска Андрея Ксензова, организация развязок на транспортных узлах площадей Южная, Труда и Энергетиков улучшит доступ к промышленным территориям на левом берегу: «Мы считаем, что после третьего моста мы должны «развязать» центр города, создать прямой путь в аэропорт и экономически важные территории, которые будут развиваться в Ленинском районе».

Для таких крупных городов, как Новосибирск, развитие дорожной инфраструктуры имеет особенно большое значение. «Во-первых, вокруг крупных транспортных объектов развивается дорожная сеть, во-вторых, удается получить сильный экономический эффект: 1 млрд рублей инвестиций в дорожное строительство дает более тысячи рабочих мест», — подчеркивает Андрей Ксензов.

Если говорить о проблеме пробок и транспортной доступности Новосибирска, то мост, несомненно, необходим городу, и даже не один. По мнению координатора новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России Владимира Кириллова, согласно генплану развития города и темпам автомобилизации, в Новосибирске пора строить не четвертый, а седьмой мост: «За последние семь лет количество автомобилей в Новосибирске удвоилось, темпы роста автомобилизации выше раз в десять, чем в советское время, когда разрабатывался генплан». Кириллов считает, что дискуссионный вопрос — это место строительства четвертого моста, а не его необходимость: «Мы неоднократно проводили совещания с экспертами из СГУПСа и Торгово-Промышленной палаты. Если делать поправку на время, концентрацию жителей и пробочные явления на Восточный обход и Северный обход, то, может быть, четвертый мост было бы необходимо делать в районе Матвеевки». Тем не менее, по словам Кириллова, если некоторые депутаты говорят о том, что мост правильнее строить в каком-то конкретном месте, надо смотреть, чьи интересы они лоббируют.

С необходимостью наличия в Новосибирске четвертого моста в связи с ростом автомобилизации согласны и аналитики. По мнению менеджера отдела сопровождения сделок и реструктуризации бизнеса KPMG в России и СНГ Наталии Резниченко, четвертый мост поспособствует разрешению ситуации с пробками в центре города. «Историческое расположение Новосибирска изначально требовало наличия большого количества мостов, соединяющих побережья Оби. Строительство четвертого моста в Новосибирске может улучшить транспортную ситуацию в городе, которая возникла в связи с ростом автомобилизации населения. Так, если Бугринский мост позволит транзитным автомобилям объехать город, то четвертый мост повысит пропускную способность центральной части Новосибирска».

Строительство четвертого моста также необходимо в плане поддержания уже существующей дорожно-транспортной системы города, считают в мэрии. Без Центрального моста невозможно будет осуществлять плановый ремонт моста Октябрьского, которому в 2018 году исполняется 70 лет.

Откуда деньги?

Напомним, что строительство четвертого моста заложено в генеральном плане Новосибирска. Для проекта возведения моста был выбран балочный вариант (в отличие от вантовой системы, которая воплощена в Бугринском мосте). Технико-экономическим обоснованием проекта занималось омское ОАО «Мостовик». При этом сметная стоимость строительства балочного моста составляет 20,94 млрд рублей, стоимость создания проектной документации — 532 млн рублей.

В мае этого года был объявлен конкурс на разработку проектной документации объекта «Мостовой переход через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска», заказчиком выступило ОАО «Центральный мост», учредителями которого являются правительство области и мэрия города с равными долями участия. По словам Андрея Ксензова, на текущий момент мэрия и облправительство вложили по 10 млн рублей на содержание акционерного общества.

Конкурс на проектирование моста в конце июня выиграла компания «Институт «Стройпроект» из Санкт-Петербурга. Изначально цена контракта составляла 548,7 млн рублей, победитель снизил цену до 532 млн рублей. 25 июня УФАС по Новосибирской области приостановило итоги конкурса из-за жалобы московской компании «Гипротрансмост», которая до участия в тендере допущена не была. 2 июля итоги конкурса были признаны законными.

Как уже было сказано, проект четвертого моста вызывал бурные обсуждения в законодательной власти региона. Так, на обсуждении этого вопроса в рамках 45-й сессии Совета депутатов Новосибирска выяснилось, что средств на проектирование, которое должно быть закончено к концу года, нет в бюджете 2015 года, не говоря уже о бюджете года текущего. Председатель комиссии Совета депутатов Новосибирска по наказам избирателей Дмитрий Асанцев попросил мэра Анатолия Локтя в будущем обсуждать подобные значимые для города вопросы с депутатами, так как может случиться, что сумму не смогут принять в бюджете.

В свою очередь председатель комиссии Совета депутатов по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов называет действия, связанные с тендером на проектирование четвертого моста, «вопиющим нарушением бюджетного процесса». По его словам, после последней сессии горсовета ответа по поводу того, откуда все-таки будут брать средства на проект, депутаты так и не получили. Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов на вопрос, каким образом будет финансироваться работа «Института «Стройпроект», ответил, что средства будут заложены в бюджете города и области на 2015–2016 годы. Игорь Салов считает, что решения, касающиеся бюджетных средств, нельзя принимать без участия депутатского корпуса, особенно в контексте ситуации с растущим внутренним долгом: «Исполнительный орган не имеет права проводить конкурсные процедуры, если средства по итогам этого конкурса не предусмотрены в бюджете. Больше того, у нас не было информации ни заседаниях комиссий, ни на совете председателей. Желательно было бы услышать подробные планы мэрии и правительства по этому поводу», — поясняет собеседник «КС».

Государственно-частное партнерство — кто и как?

В начале 2014 года стало известно, что четвертый мост будут строить в рамках государственно-частного партнерства. По словам врио губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого, власти пытаются сделать все возможное, чтобы проектная документация была готова к ноябрю–декабрю этого года. В плане государственно-частного партнерства бюджетные средства планируется пока вкладывать на подготовку проекта и площадки под строительство.

По мнению первого вице-президента ОАО «Сибмост» Владислава Кошкина, проектировать мостовой переход нужно однозначно: «Без проектирования говорить о стоимости объекта преждевременно. А без определения цены невозможно вести переговоры ни о федеральном софинансировании, ни о привлечении инвесторов. Именно инженерный проект определит инвестиционную привлекательность объекта».

Будет ли мост платным, Андрей Ксензов пока с уверенностью сказать не может, он называет разные варианты взаимодействия властей и инвесторов. Если проект четвертого моста будет полностью инвестиционным, то тогда необходимо будет делать его платным. В качестве примера Ксензов называет проект Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Если подготовительные работы оплачивает «Центральный мост», а непосредственно строительство ведут инвесторы — тогда надо рассматривать варианты взаимодействия в плане рентабельности для партнеров. По словам первого заместителя мэра, уже в 2013 году проводились переговоры с ВТБ, и, возможно, руководство заинтересуется проектом. «Интерес инвестора, который кредитует проект, будет состоять, во-первых, в участии в строительстве, во-вторых — в арендной плате. К примеру, из бюджета будут выделяться деньги на доступность к проезду по мосту в течение 10–15 лет».

Схема государственно-частного партнерства предполагает определенный порядок проведения тендера: «Конкурс будет проводиться не среди строительных организаций, а среди инвесторов, которые в свою очередь по внутреннему конкурсу будут привлекать в консорциум подрядчиков», — отмечает Владислав Кошкин. Что касается потенциального инвестора, то первый вице-президент «Сибмоста» комментирует ситуацию следующим образом: «Эксперты ВТБ оценивают эффективность вложений положительно, так как, по их замерам, ситуация c «пробками в Новосибирске гораздо серьезнее, чем в той же Москве». В планах ОАО «Сибмост» — участие в торгах и работах по четвертому мосту, в том числе намерение участвовать в конкурсе на его строительство.

Некоторые из депутатов горсовета не разделяют позитивного настроя в плане привлечения инвесторов для такого дорогостоящего проекта. По мнению Игоря Салова, система государственно-частного партнерства в области фактически не работает: «Любой инвестор вкладывает деньги с условием рентабельности. Ему нужно понимать, откуда и в какие сроки он вернет свои деньги, а также с какой прибылью». Салов считает, что проект четвертого моста сомнителен на сегодняшний день не только в плане отсутствия бюджетных средств, но также в плане неясности перспектив, которые может получить инвестор. В такой ситуации честнее будет рассчитывать на поддержку федеральных властей.

По мнению Андрея Ксензова, начинать подобный проект без поддержки федеральных властей нельзя: «Мы будем стараться попасть в программу федеральных строек. Предварительные согласования проходили только на уровне специалистов. Пока с руководителями министерств и ведомств мы такие переговоры не вели, но надеемся, что это произойдет в ближайшее время».

Исходя из роста дефицита бюджета система государственно-частного партнерства может посодействовать экономической ситуации, которая наблюдается в регионе, но при этом бюджетные средства все равно придется задействовать. «При государственно-частном партнерстве, как правило, не требуется единовременного финансирования на стадии строительства. При этом минимальные инвестиции со стороны государства на стадии подготовки проекта необходимы, т. к. необходимо структурировать проект для привлечения частного сектора для реализации проекта», — констатирует Наталия Резниченко.

Четвертый или пятый?

Центральный мост должен будет связать два транспортных узла — площадь Южную на правом берегу и площадь Труда и Энергетиков на левом берегу. По данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, на Южной площади сходятся такие магистрали, как Фабричная, Красный проспект, Большевистская, Ипподромская, на левом берегу узел также загружен — через него едут с улиц Станционной, Станиславской, Широкой, проезда Энергетиков. Таким образом, главная функция четвертого моста — обеспечить непрерывное движение на самых загруженных транспортных развязках.

Как было сказано выше, некоторые депутаты горсовета Новосибирска высказали свои сомнения по поводу проекта строительства четвертого моста. Один из аспектов, который вызвал возмущение, — почему городу нужен именно четвертый, а не пятый мост? По словам председателя комиссии Совета депутатов по градостроительству Вячеслава Илюхина, пятый мост оказался бы более полезным для города, так как позволил бы жителям Заельцовского и Калининского районов выезжать на левый берег, минуя центр.

Пробочные явления в Новосибирске — серьезная проблема, которая имеет место в каждом районе города. По информации, предоставленной мэрией, четвертый и пятый мосты несут разную функциональную нагрузку. Если четвертый мост будет служить для внутригородских перевозок, то пятый мост нужен для более эффективного осуществления внутреннего и внешнего транзита. Мостовой переход начинается от «Экспоцентра» на Станционной и заканчивается в районе Северного обхода (в качестве альтернативы которому он в свое время рассматривался), проходя по пойме реки Ельцовка-1. Строительство пятого моста было бы связано со сносом большего количества домов, а также он бы имел длину почти в два раза больше, чем четвертый (его протяженность — 5,1 км).

В ожидании третьего моста

Бугринский мост должен быть сдан в сентябре 2014 года. Его строительство затянулось на четыре года вместо двух с половиной лет по контракту, с чем и связан иск компании «Сибмост» к властям Новосибирска на сумму 2 млрд рублей. Как комментирует компания, этот шаг был вынужденной, но необходимой мерой — из-за непредоставления заказчиком рабочих площадок вовремя произошло удорожание строительства через коэффициенты инфляции, компания значительно увеличила расходы по кредитам, налогам, и т. д. Тем не менее, отмечают в ОАО «Сибмост», работы по строительству ведутся круглосуточно, чтобы успеть в срок.

Власти, понимая важность проекта для города, комментируют эту ситуацию в спокойном ключе. По мнению врио губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого, иск «Сибмоста» — «нормальный хозяйственный спор». «Не вовремя были выполнены условия по предоставлению площадки, поэтому у застройщика возникли объективные трудности при выполнении контракта. За четыре года строительства, конечно, официально произошло удорожание многих позиций, прежде всего металла как основного элемента мостостроения. Поэтому у застройщика есть право требовать от заказчика неустойку. Будем ждать решения суда», — комментирует врио губернатора.

С Владимиром Городецким соглашается и Андрей Ксензов: «Мы никогда не скрывали, что имеются проблемы в плане расселения людей, тем не менее мы всегда старались находить решения, чтобы строительство не останавливалось ни на минуту. Любой подрядчик имеет право подать в суд, если он понес убытки по проекту в силу каких-то причин, в том числе законодательных. Если суд вынесет решение в пользу «Сибмоста», мы будем платить с областными властями пополам. Хотя хочу отметить, что по конкурсу, который прошел в 2009 году, цена строительства моста была зафиксирована».

Представители областного и городского правительств считают, что мост обязательно оправдает возложенные на него ожидания после ввода в эксплуатацию, когда заработает в полную силу. По мнению Городецкого, максимальная результативность работы над улучшением ситуации в этой части города будет достигнута, когда в комплексе заработают третий, четвертый мосты и Восточный обход.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ