«Один из путей выживания на ювелирном рынке — диверсификация деятельности»

Как отмечают многие эксперты, новосибирский ювелирный рынок испытывает острую конкуренцию и близок к перенасыщению, причиной этому в том числе послужил относительно недавний заход в регион сильных федеральных игроков. Динамика роста на рынке ювелирных изделий последних лет постепенно снижается, а по прогнозам аналитиков, в 2015 году по сравнению с 2014-м и вовсе упадет почти в два раза и составит примерно 7%.

О том, как чувствуют себя региональные производители ювелирных изделий в сложившихся условиях, с какими еще проблемами сталкивается отрасль, а также о различиях ювелирной моды в России и в мире корреспонденту «КС» рассказал генеральный директор Новосибирского ювелирного завода «Адалит», председатель профильного комитета НТПП в сфере оборота драгоценных металлов ВИТАЛИЙ ВИТУХИН.

— Виталий Геннадьевич, расскажите, когда и по каким причинам в отрасли производства ювелирных изделий из золота произошел перелом?

— Значительное изменение ситуации произошло примерно в 2011 году, когда цены на золото стали стремительно расти. Даже кризис 2008 года прошел для отрасли менее болезненно. Естественно, что производители некоторое время терпели и ждали изменения ситуации, позже оно, конечно, наступило, однако в тот момент многие игроки были вынуждены уйти с рынка. К примеру, тогда наблюдалась примерно такая картина: цена сырья могла сегодня обгонять вчерашнюю цену на готовую продукцию. Соответственно, сегодня мы могли продавать изделие со всеми накрутками за 1200 рублей за грамм, а на следующий день цена за грамм только сырья поднималась до 1300 рублей. Таким образом, немногие компании пережили этот момент, сохранив прежние объемы производства и клиентскую базу. На текущий момент производство ювелирных изделий в России, после кризиса и скачков цены на золото начиная примерно с 2009 года стагнирует, проще говоря, постепенно загибается.

— Те, кому все же удалось сохранить бизнес, как действовали?

— Одним из вариантов сохранения бизнеса тогда стало сокращение объемов производства, соответственно, сокращение залежей металла и изделий на складе. Параллельно с этим очень важно в современных рыночных условиях держать курс на диверсификацию деятельности. В этом я убедился на собственном опыте, если бы у компании было только производство ювелирных изделий, то в 2011 году завод просто не справился бы с рыночными условиями.

— Вам удалось нарастить производство, которое было сокращено в трудные для ювелирной отрасли времена?

— Нужно признать, что сейчас наша компания перестала быть значительным и постоянным игроком на рынке производства ювелирных изделий в общероссийском масштабе, но с другой стороны, нам удалось выжить и не потерять предприятие. Сейчас производство загружается только под конкретные заказы. Естественно, покупателей стало меньше, потому что не все будут ждать изготовление изделия по заявке, но тем не менее у нас есть определенные группы товаров, которые пользуются спросом и котируется по всей стране, к примеру, гладкие обручальные кольца, легкая штамповка, корпоративная символика, то есть значки, медали, сувенирная продукция под конкретного заказчика и так далее. Таким образом, география клиентов сохранилась, но изменилась форма работы. К тому же за последние пять лет рентабельность производства ювелирных изделий — самая низкая из всех наших направлений деятельности, а это сеть розничных ювелирных магазинов, сеть ломбардов, а также строительство недвижимости и сдача ее в аренду.

— Если говорить об основных игроках в производстве ювелирных изделий в СФО, кого бы вы могли выделить?

— Это сибирский ювелирный завод «Атолл», кузбасская фабрика «Золотое руно», ЗАО «Адалит», а на рынке серебряных изделий — «Сибювелир».

— Какие основные проблемы в Новосибирской области испытывает отрасль на сегодняшний день?

— В первую очередь значительное сокращение производства, это связано прежде всего с падением покупательской способности, а также с очень высокой конкуренцией на рынке. В Новосибирск зашли глобальные розничные сети, такие как «585», «Золотой», на текущий момент эти две сети окончательно развились. Раньше на единицу площади размещалось в целом 2–3 ювелирных магазина, а сейчас — 7–8. Естественно, что у всех магазинов либо значительно, либо в какой-то мере упала выручка, это касается розничного сегмента. Соответственно, и закуп изделий розничными магазинами у производителей и оптовиков упал, и объем производства пошел на спад. Кроме этого, растет проблема неплатежей оптовикам. Нужно отметить, что диверсифицированные компании достаточно безболезненно переживают негативные тенденции, потому что за счет этого доля денег в обороте золота не глобальная. А те предприятия, которые занимаются только ювелиркой, на мой взгляд, испытывают проблемы.

— Виталий Геннадьевич, какие компании вы могли бы отнести к лидерам розничного сегмента ювелирной отрасли и как изменился расклад сил в этом направлении в Новосибирской области за последнее время?

— На мой взгляд, по рознице сильными игроками являются сети федерального значения «585», Gold, «Адамас», «Алмазы Якутии», «Золотой», из местных сетей можно отметить группу «Хризолит».

— Многие аналитики говорят о том, что в ближайшее время ювелирный рынок может еще больше стать ориентированным на массовый сегмент, согласны ли вы с этим утверждением?

— Да, действительно, такая тенденция есть. Мы уже более 20 лет занимаем позицию производства изделий, ориентированных на средний класс. Считаю, что продать килограмм простых изделий проще, чем одно супердорогое и эксклюзивное изделие. Со средним классом работать значительно удобнее. Об этом говорит и то, что одна из непрекращающихся тенденций на ювелирном рынке заключается в том, что чем легче изделие, тем оно дороже за грамм металла, но в то же время интерес покупателя к легким изделиям остается выше, чем к более тяжелым, потому что в любом случае они дешевле.

Однако должен признать, что в последнее время у тех компаний, которые производят и продают элитную ювелирную продукцию, тоже дела идут достаточно хорошо. Явно очертился класс людей, которые настроены на то, чтобы приобретать очень дорогие, эксклюзивные изделия, и их покупательская способность соответствует их намерениям. Элитные ювелирные изделия сейчас пользуются спросом, рынок еще не насыщен, и ориентированные на такую продукцию продавцы, чувствуют себя на рынке пока что вполне неплохо. В Новосибирске продажей эксклюзивных изделий занимается, например, «Алмазный дом». Хотя есть и негативные примеры в сегменте элитной ювелирной продукции, к примеру, разорился магазин «Император», также ушли с новосибирского рынка «Ювелюкс» и La Serenissima.

— Насколько сильно в производстве ювелирных изделий актуально понятие моды и как часто должна обновляться модельная линейка изделий?

— Это понятие приобретает все большую актуальность в производстве ювелирных изделий. Однако в России это только начинает набирать обороты. К примеру, в Турции, Италии, Таиланде модельные линейки обновляются минимум раз в год. У нас, конечно, производители стремятся к такой частоте обновлений, но на сегодняшний день этого еще не удалось достичь, да и непонятно, надо ли. Кроме того, в России есть еще одна любопытная особенность: некоторые модели выпускаются около 50 лет и продолжают изготавливаться.

— А какие, например, это модели и с чем это связано?

— Если говорить о конкретных примерах, то это серьги-«шары» разного диаметра, и серьги, которые на обывательском языке называются «самовары», «цыганщина» так называемая.

В нашей компании был период, когда новый руководитель розницы убрал из ассортимента наших магазинов «самовары» и «шары». Вскоре после этого все магазины запаниковали, потому что стали терять часть клиентов, которые приходили именно за этими изделиями и не найдя их, уходили. Поэтому я уверен, что ряд подобных изделий будет еще долго востребован. В других странах такой привязанности к некоторым классическим образцам продукции не наблюдается. Таким образом, можно говорить о том, что именно в России есть понятие сложившейся классики в ювелирных изделиях, которая уникальна и не повторяется в других странах.

— А если говорить о региональной моде, есть ли какие-то особенности или она совпадает с общероссийской?

— Об этом можно говорить в следующем ключе: часто бывает так, что в каком-либо городе у населения также есть свои запросы и предпочтения. К примеру, в Новосибирске больше продаются одни изделия, а в других городах области — другие. В мелких городах, по статистике, как раз больше будут продаваться именно классические модели, те же «шары» и «цыганщина». Региональная, местечковая мода в России тоже имеет место.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ