Прямая речь. Банкиры комментируют ситуацию в секторе

«КС» попросил банкиров спрогнозировать, насколько будет богат на интеграционные процессы следующий год, за счет чего банки стремятся усилить свои рыночные позиции, на чем планируют зарабатывать и как меняются приоритеты банковского сервиса.

Сергей Сутормин, генеральный директор ОАО «Новосибирский Муниципальный банк»

— С большой долей уверенности можно прогнозировать рост сделок на банковском рынке M&A в 2014 году. К этому подталкивает как ухудшение общей экономической ситуации, которая серьезно затрудняет ведение бизнеса, так и политика Банка России, стимулирующая консолидацию банковского сектора и уход с рынка мелких игроков. Ужесточение пруденциальных норм, требований по капиталу и другие ограничительные меры регулятора будут подвигать малые и средние банки к поиску возможностей повысить свою конкурентоспособность, в том числе за счет продажи или слияния с более сильным партнером. Банкам-покупателям сегодняшняя ситуация на руку, т. к. в условиях ухудшения рынка предложение превышает спрос, а стоимость приобретаемых активов падает.

На новосибирском рынке сделки M&A также не исключены, но вряд ли они будут многочисленными, в том числе потому, что большинство банков, работающих на территории области, являются филиалами кредитных организаций других регионов.

Ирина Демчук, старший вице-президент, управляющий Новосибирским филиалом НОМОС-БАНКа

— В 2014 году мы ожидаем процессы оптимизации банковской системы на фоне снижения деловой активности как в России, так и в Новосибирской области. Эти процессы уже происходят. Банки будут придерживаться более взвешенной политики в области кредитования физических и юридических лиц. Также очевидны снижение ликвидности банковского сектора с учетом оттока капитала и снижение доходности домохозяйств.

Вилен Ли, директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКА

— За счет чего банки стремятся усилить свои рыночные позиции?

— Сегодня все банковские продукты на рынке примерно одинаковы, и лишь обслуживание клиентов делает их отличительной от других банковской услугой, которая может оправдать или не оправдать ожидания клиента. Иными словами, «купить клиента», завоевать покупателя и сделать лояльным к банку можно только через качественный сервис, быстрое принятие решений, разнообразие предоставляемых услуг, в том числе комплексных, развитие дистанционного банковского обслуживания.

— На чем банки зарабатывали в 2013-м и будут зарабатывать в 2014 году?

— Сегодня основные доходы отечественные банки получают за счет выдачи потребительских кредитов. В течение ближайших лет также будет сохраняться тенденция роста доли потребительских кредитов в кредитном портфеле банков, так как именно они характеризуются стабильным спросом, хорошей доходностью и приемлемым уровнем рисков. При этом в 2014 году в связи с высоким уровнем закредитованности россиян большая часть банков переориентируется на выдачу кредитов с обеспечением, также кредитные организации будут совершенствовать скоринговую модель, чтобы еще более точно оценивать рисковые составляющие портфеля, систематизировать все процессы.

Также стоит отметить, что в ближайшие годы с учетом рыночных реалий банки будут диверсифицировать свой бизнес и доходы, обращая внимание не только на процентные, но и комиссионные прибыли, и стараться зарабатывать в том числе и на классическом транзакционном банкинге, кросс-продажах и пр.

Марина Гирина, директор филиала «Новосибирск» КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО)

— За счет чего банки стремятся усилить свои рыночные позиции?

— Ввиду жестокой конкуренции на рынке банковских услуг основной акцент банки делают на повышение качества обслуживания клиентов. Клиентоориентированность и персональный подход — это то, что сейчас наиболее востребовано клиентами. Если клиент чувствует, что его понимают, предугадывают его потребности, решают задачи, то он охотно приобретает услуги банка.

— Как меняются приоритеты банковского сервиса?

— Мы видим неснижающийся спрос на жильеи, соответственно, ипотечные кредиты. В 2013 году мы начали активно развивать это направление в нашем банке, тесно сотрудничаем с АИЖК. Перспективным сегментом рынка продолжает выступать малый бизнес. Динамика же выдачи нецелевых (необеспеченных) потребительских кредитов постепенно снижается.

Вклады населения, — безусловно, один из приоритетных источников формирования пассивов банка. Можно констатировать возрастающую финансовую грамотность населения в этом направлении.

— На чем банки зарабатывали в 2013-м и будут зарабатывать в 2014 году?

— Мы полагаем, что в 2014 году продолжат расти такие сегменты розничного банковского бизнеса, как ипотечное кредитование и кредитные карты. Беззалоговое кредитование будет расти, но меньшими темпами, что связано, кроме прочего, и с действиями регулятора. Автокредиты будут достаточно стабильны, если не произойдет резких изменений на рынке продаж автомобилей.

Конечно, важным направлением и в 2013-м, и в 2014 году будет выступать работа с малым и средним бизнесом, со стороны которого потребность в финансировании крайне велика. И, конечно, банки все большее внимание будут уделять получению непроцентного, комиссионного дохода.

Владислава Афанасьева, начальник пресс-центра Сибирского банка ОАО «Сбербанк России»

— На чем банки зарабатывали в 2013-м и будут зарабатывать в 2014 году?

— По итогам 2013 года наибольшим спросом у населения пользовались ипотечные предложения и линейка потребительских кредитов. Корпоративные клиенты ориентировалась на предложения по размещению средств.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ