Аптечные страсти

Попытавшись проанализировать сибирский аптечный рынок, корреспондент «КС» убедился в том, что он переживает не лучшие времена. С одной стороны, рынок характеризуется серьезной конкуренцией, но, с другой стороны, не очевидно, как она сказывается на потребителях.

Согласно официальным данным министерства здравоохранения Новосибирской области, на фармацевтическом рынке региона работает 460 юридических лиц, которые получили соответствующие лицензии. 382 из них при этом имеют частную форму собственности и работают в 1071 аптечном учреждении.

Если же опираться на данные Яндекса, то общее число аптек в Новосибирской области, по словам регионального представителя компании Ольги Молодан, составляет 673. В свою очередь 2ГИС сообщает, что по показателю числа таких заведений на 100 тысяч жителей города Новосибирск занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга с показателем в 768 аптек (по сравнению с 4366 и 1263 соответственно). В соседнем Омске этот показатель составляет 548, а в Красноярске — 533, то есть на порядок меньше, чем в столице Сибири.

Даже исходя из сухих данных статистики, нетрудно догадаться, что конкуренция на рынке достаточно сильна. Раскрученные бренды либо уступают конкурентам свои «насиженные» места, либо исчезают из поля зрения вовсе. В борьбе за покупателей участники рынка активно вводят системы скидок, выдают карты постоянных посетителей, именуют себя «аптеками низких цен» или даже аптечными «дискаунтерами». Однако стоит пройтись по нескольким аптекам, расположенным по соседству буквально в шаговой доступности, как становится ясно, что все эти заявления имеют мало общего с действительностью. Ценовая политика тех, что позиционируют себя как аптеки эконом-класса, на деле не выдерживает критики: препараты в них зачастую дороже, чем у конкурентов без приставки «эконом».

В региональном министерстве здравоохранения на наш запрос ограничились сухим комментарием на этот счет: «Анализ конкурентоспособности фармацевтических организаций и прогноз их дальнейшего развития не входит в компетенцию министерства здравоохранения Новосибирской области». При этом в ведомстве уточнили, что государственное регулирование цен на лекарственные препараты распространяется на медикаменты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. «На остальные группы лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения юридическое лицо устанавливает цену самостоятельно», — поясняют в министерстве.

Анализируя ситуацию на рынке фарм-ритейла Сибири, «КС», безусловно, ожидал, что его участники окажутся не слишком открытыми и вряд ли начнут делиться информацией с прессой, однако на деле все оказалось еще хуже. Так, несмотря на заверения руководства сети муниципальных аптек, «КС» так и не удалось заполучить комментария от этого предприятия. Под различным предлогом сроки, в которые сеть сможет подготовить ответы на вопросы, отодвигались, однако в конечном итоге комментарии так и не были предоставлены. А руководитель одной из коммерческих аптечных сетей в телефонной беседе с «КС» даже сам начал выяснять, для чего изданию понадобились комментарии и с какой целью готовится материал.

«Выбор за потребителем»

По словам участников рынка, все же согласившихся поговорить с «КС», розничные аптечные сети не очень-то довольны поведением конкурентов-дискаунтеров. Однако в сети-дискаунтере «Ладушка» запрос корреспондента «КС» оставили без внимания.

«Лучшее доказательство конкурентоспособности — это стабильные экономические показатели, — считает руководитель отдела маркетинга группы круглосуточных аптек «Белая аптека» Элина Пыхалова. — Не думаю, что конкурентная ситуация на аптечном рынке Новосибирска может серьезно отразиться на известных аптечных брендах. Однако рынок переживает сейчас не самый лучший период. Прежде всего речь идет о появлении дискаунтеров, что заставляет аптеки искать неценовые методы в конкурентной борьбе: уделять больше внимания сервису, повышению профессионального уровня персонала, маркетингу и т. д. Вероятнее всего, пострадать от действий аптек-дискаунтеров могут несетевые игроки, либо аптеки с нестабильными экономическими показателями. Им просто не хватит внутренних ресурсов для противостояния агрессивной демпинговой политике. Мы понимаем, что прямая ценовая конкуренция с не совсем честной игрой аптек-дискаунтеров губительна для аптечного рынка. Громкие заявления аптек-дискаунтеров про торговлю по оптовым ценам — не более, чем миф, рекламная уловка. Их агрессивная демпинговая политика вызывает много вопросов как у других участников рынка, так и у крупных дистрибьюторов.

Согласитесь, очень странно, когда их розничная цена является практически входной ценой для всех остальных игроков на рынке, притом, что аренду и заработную плату сотрудникам они вынуждены платить, как и все прочие розничные предприятия.

«Представьте, что вы продаете у себя аспирин за 100 рублей, а тут появляюсь я и продаю его по 30. После того, как я «задавлю» всех конкурентов, я выкуплю их предприятия и подниму цены»

Соответственно, розничную наценку они не могут убрать полностью. Вопрос тогда заключается в поставках препаратов по столь низким ценам. Но здесь опять же выбор остается за потребителем: кто-то выбирает исключительно низкие цены, не задавая себе элементарных вопросов о качестве приобретаемых лекарств, а для кого-то важна гарантия качества, безопасность и определенный уровень сервиса». Что касается дополнительных услуг и предложений, то, по ее словам, они и так появляются. За последние годы продажи парафармацевтики и сопутствующих товаров резко увеличились. Сейчас в аптеке можно купить детское и спортивное питание, соки, косметику и т. д. При этом для того, чтобы быть успешным на рынке, по мнению его игроков, нужно слышать своего потребителя. Так, если клиент захочет получать в аптеке дополнительные услуги, то почему бы и нет. Уже сейчас в некоторых аптеках можно, например, измерить давление.

«Мы ушли в прошлое»

Характеризуя тренды на рынке, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических организаций Новосибирска Эдуард Майер констатирует появление иногородних аптек, которые пытаются «отхватить» свою часть рынка. По его словам, такие игроки открывают свою аптеку рядом с другими и обрушивают цены в этом районе. «Представьте, что вы продаете у себя аспирин, скажем, за 100 рублей. А тут появляюсь я и продаю его по 30. Куда пойдет потребитель – понятно. А я, после того, как «задавлю» всех конкурентов, выкуплю их предприятия и подниму цены», — отмечает Эдуард Майер. По его словам, такого рода вещи происходили еще в 19-м веке. Исходя из этого, собеседник «КС» делает вывод, что, по сути, сейчас на рынке наблюдается именно этот период развития рынка, и тем самым произошел откат в прошлое. Причем подобная ситуация складывается во многих регионах. «Кое-где антимонопольной службе удалось оштрафовать нарушителей на суммы по полмиллиона рублей. У нас пока налагают штрафы в 20тысяч рублей, в 30 тысяч. Конечно же, для них это уколы комара», — поясняет глава Ассоциации фармацевтических организаций.

По словам господина Майера, сети-дискаунтеры продают в своих аптеках препараты на 2% ниже закупочной цены дистрибьюторов. Разумеется, при таких расценках они работают себе в убыток. Но они имеют финансовые возможности какое-то время терпеть убытки для того, чтобы захватить рынок и через какое-то время окупить эти затраты. Помимо демпинга, конкуренты используют также недобросовестную рекламу и не выполняют необходимые требования по хранению фармацевтической продукции. «Конечно, все это — нарушение лицензионных требований, — говорит Эдуард Майер. — Но за ними достаточно большие капиталы и очень мощные юридические службы, а в нашем законодательстве есть прорехи. К примеру, аптеку могут проверить на соответствие всем требованиям в момент ее открытия, а в следующий раз — только через три года. Вот и получается, что можно открыться, в течение трех лет работать как угодно, а затем просто закрыться, изменить название… и снова открыться, нередко даже на том же самом месте. Надо сказать, ситуацией очень озабочены наши проверяющие органы. Но при существующем законодательстве они фактически ничего не могут сделать. Нельзя внезапно проверить аптеку даже по требованию прокуратуры, о проверке нужно сообщить за сутки. Антимонопольщики же могут включить свои инструменты воздействия только в тот момент, когда предприятие захватило половину рынка. Такой доли у них пока нет».

По мнению исполнительного директора Ассоциации, ситуацию на новосибирском рынке фарм-ритейла можно будет изменить только после изменений федерального законодательства. «Во-первых, необходимо разрешить внезапные проверки, — считает Майер. — Во-вторых, мы с помощью депутатов боремся за то, чтобы нам предоставили возможность решать вопрос о вхождении новых аптек на рынок. Конечно, это все произойдет, и общественные организации превратятся в саморегулируемые. Но это случится года через два, мы же хотим ускорить процесс. Подобное уже произошло в Северо-Западном округе, и в тех регионах ситуацию удалось взять под контроль. Но для того, чтобы добиться этих перемен, нужно, чтобы инициатива исходила не только от нас, а чтобы и сами потребители, покупатели тоже обращались в соответствующие службы со своими жалобами. Ведь Маргарет Тэтчер в свое время сказала, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Наверняка при таких низких ценах часть препаратов — это какая-то контрафактная продукция».

P.S. Редакция «КС» продолжает следить за рынком фарм-ритейла Сибири и открыта для комментариев его участников. Мы не оставляем надежды заполучить комментарии и ответы на свои запросы, которые будут отражены в последующих публикациях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ