«Народный» рейтинг банков

Взаимоотношения банка и клиента всегда были очень закрытой темой, о которой стороны говорили крайне неохотно. В нынешней ситуации тема стала еще более деликатной, так как кредитные организации находятся в состоянии постоянной переоценки своих требований и компаний, которые могут им соответствовать. «КС» провел опрос среди предприятий, работающих в разных отраслях и регионах Сибирского федерального округа, с просьбой оценить аспекты взаимодействия банков и клиентов. Результаты «клиентского» рейтинга — в нашем материале.

Как отметили опрошенные «КС» представители компаний, наиболее оперативно и охотно на просьбы клиентов о кредитовании и предоставлении финансовых услуг реагирует Сбербанк. В то же время многие участники рынка заявляют, что готовность кредитных организаций к сотрудничеству является достаточно условной. Сегодня все банки очень осторожно подходят к вопросу кредитования юридических лиц. Активнее и охотнее ресурсы предоставляют те банки, в которых у компании уже есть положительная кредитная история. Еще лучше, если сотрудничество не прерывалось и клиент сейчас работает с этим банком. Если компания испытывает финансовые затруднения, то, как правило, она не может получить заем или гарантию ни в одном из банков.

Об оперативности многих банков в вопросах коммерческого кредитования большинство собеседников «КС» также высказались достаточно скептически. «В настоящее время рассмотрение заявок на кредит затягивается на месяцы в связи с огромным количеством запрашиваемой банками информации, справок, выписок, расшифровок. Я, конечно, утрирую, но такое впечатление, что скоро с нас начнут требовать медицинские справки со всеми анализами, чтобы подстраховаться — вдруг пошатнувшееся от нервотрепок во время кризиса здоровье собственника и руководства компании не позволит заемщику выполнить взятые на себя обязательства», — говорит руководитель одной из участвовавших в сборе данных для рейтинга компаний.

Отзывы участников рынка о качестве и спектре услуг, оказываемых банками, оказались более позитивными. По словам опрошенных «КС» бизнесменов, практически в каждой кредитной организации сегодня можно найти все услуги и продукты, которые необходимы предприятию. Среди самых «сервисных» предприниматели чаще всего называли Сбербанк, ВТБ и ЮниКредит Банк. Правда, собеседники «КС» отметили, что у каждой кредитной организации своя политика, методы работы, критерии оценки надежности заемщика и т. п. Так что наличие в линейке предложений полного спектра продуктов и услуг отнюдь не гарантирует их доступность для нынешних и потенциальных клиентов банка.

Одной из самых больных тем во взаимоотношениях банков и клиентов сегодня является вопрос о реструктуризации полученных ранее займов. На более лояльное отношение кредитора могут рассчитывать те заемщики-юрлица, которые заранее включили в договор, заключенный с банком, возможность реструктуризации. В некоторых ситуациях банк сам может предложить клиенту пересмотреть структуру выплат, если качество обеспечения по займу ухудшилось, а заемщика терять невыгодно для бизнеса самого банка. Среди тех кредитных организаций, которые более охотно принимают решение о реструктуризации, участники рынка назвали госбанки ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк. Некоторые внесли в этот список и Промсвязьбанк. «Они нашли возможность не изменять условия и процентные ставки по кредитным договорам, заключенным в 2008 году», — пояснили участники опроса.

Однако единицы из работающих на сибирском рынке компаний сегодня могут похвастаться тем, что на них практически не сказался кризис. Большинство лихорадочно сводит концы с концами, учится экономить каждую копейку и заявляет, что решение о реструктуризации тяжело получить в любом банке, потому что в такой ситуации риски кредитора многократно возрастают. «Лично я сейчас вообще не могу привести ни одного примера по реструктуризации займа, так как не знаю ни одной реальной сделки, — заявил руководитель одного из сибирских предприятий. — Все утопает в бесконечных переговорах, согласованиях, обсуждениях и пр. Как правило, банкиры занимают достаточно жесткую позицию в данном вопросе, и при нынешней ситуации вряд ли пойдут навстречу клиенту. Им проще запустить процедуру взыскания с должников через суды. Складывается такое впечатление, что про завтрашний день никто не думает. При таком отношении банки надолго отобьют у предприятий желание брать кредиты».

Наиболее часто в предоставлении нового займа, по словам собеседников «КС», отказывают Райффайзенбанк, УРСА Банк, Банк Москвы и РОСБАНК. Как отмечают собеседники «КС», чаще всего представители кредитных организаций отвечают потенциальным заемщикам следующее: «Сейчас мы вообще не занимаемся новыми клиентами и работаем только с теми, кто пришел в наш банк до начала кризиса», — либо: «На кредитование отрасли, где работает ваша компания, у нас в банке наложен запрет». Чаще всего такой ответ получают строительные предприятия и компании, так или иначе связанные с этим сегментом рынка. В последнее время к ним присоединились автодилеры. «Для предприятий, связанных с автомобильным бизнесом, как, например, мы, строительным или ритейловым, тема коммерческого кредита просто закрыта, т. е. получить займы сегодня вообще невозможно. С другой стороны, существующие ставки от 20–21% годовых и выше предприятиям просто не нужны, так как делают бизнес бессмысленным», — констатирует топ-менеджер компании-автодилера.

Большинство участников рынка уверено, что практически все банки ужесточили требования к существующим и потенциальным клиентам по текущим и новым кредитам. Бизнесмены жалуются на увеличение процентных ставок в 2–2,5 раза, снижение коэффициента дисконта по залогам с 0,9 до 0,35, отказы в предоставлении долгосрочных кредитов на срок более 1 года. Многие сетуют на то, что банки ужесточили условия сопровождения кредитных линий, повысили процент поддержания оборотов по расчетным счетам, начали предъявлять клиентам-заемщикам требования об обязательности комплексного обслуживания в банке (инкассация, факторинг, открытие валютных счетов и т. д.). Озвучить претензии к конкретным банкам участники обзора согласились только на условиях анонимности. «Одним из наиболее «жестко стелющих» является Альфа-Банк, — заявил финансовый директор крупной производственной компании. — Это происходит во всем: удорожание кредитов и услуг; требование увеличить обеспечение по выданным займам либо досрочный возврат части кредита; требования к финансовым показателям заемщика, например, соотношение долг/EBITDA, долг/стоимость компании, долг/выручка и т. д.; требования дополнительных обеспечений, например, поручительство собственников бизнеса, залог долей и т. п.». Райффайзенбанк, по словам некоторых собеседников «КС», не подписывает договоры на безакцептное списание, отказывает в частичном выведении заложенного имущества при условии гашения большей части кредита, соглашается рассматривать кредиты только с очень большими суммами, а под действующие процентные ставки брать такие займы невыгодно. В Запсибкомбанке в одностороннем порядке просят погасить кредиты, а Абсолют Банк по текущим кредитным линиям ежемесячно увеличивает ставку на 1%.

«У каждого из банков сегодня есть свои недостатки и преимущества. В Сбербанке, например, много денег, но не дождешься быстрых действий или нестандартных решений, консервативная политика, как бы он ни старался меняться, совковый менталитет в сотрудниках крепко сидит с давних времен, так как с тех пор там работают еще те сотрудники, а теперь их дети и внуки, — говорит топ-менеджер одной из крупнейших ритейлерских компаний Сибири. — Коммерческие банки «радуют» предпринимателей отказом от банковских лимитов кредитования; от кредитования под залог товаров в обороте. Они отказываются принимать в качестве поддерживающих аргументов рыночные оценки независимых экспертов, и приоритет здесь — у собственных оценок рыночной стоимости залога, полученных исключительно доходным методом. Наиболее жесткую, доходящую до неадекватной позицию в этом вопросе сегодня занимают Банк Москвы, Альфа-Банк и МДМ-Банк».

Тем не менее многие участники рынка относятся к более жесткой политике банков с пониманием. «На мой взгляд, необоснованных запретов у банков сейчас нет, — уверен финдиректор крупного промпредприятия Новосибирской области. — Банки нервничают из-за сложившейся ситуации на рынке, бояться накапливать плохую задолженность, и их вполне можно понять. Но в то же время очень оперативно реагируют на происходящие изменения, демонстрируя лояльность к своим клиентам. Так что в большинстве случаев они ведут себя совершенно адекватно».

Неформальный рейтинг «Как банки относятся к клиентам». Итоги экспресс-опроса
Вопрос Название банка
Какие из банков, с которыми вы работаете наиболее оперативно/охотно реагируют на просьбы компаний о кредитовании, предоставлении других финансовых услуг? Сбербанк России, «Алемар», УРСА Банк, ВТБ, РОСБАНК, НОМОС-БАНК, МДМ-Банк
В каких банках сегодня проще получить решение о реструктуризации займа? ВТБ, Сбербанк России, Газпромбанк, «Алемар», Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, Томскпромстройбанк, Роспромбанк, Промсвязьбанк
Кто из банков оказывает наиболее качественный, полный спектр услуг для юрлиц? Сбербанк России, ЮниКредит Банк, ВТБ, Банк Москвы, Коммерцбанк, ВТБ, Альфа-Банк, Томскпромстройбанк, Роспромбанк
Кто из банков чаще всего отказывает в предоставлении займа? Райффайзенбанк, УРСА Банк, Банк Москвы, РОСБАНК, Сбербанк России, ВЭБ, НОМОС-БАНК, ТрансКредитБанк, ING банк, БКС Банк, Новосибирский Муниципальный банк, Альфа-Банк, БИНБАНК, «Траст»
Кто из банков необоснованно ужесточил требования к существующим, потенциальным клиентам по текущим/новым кредитам? В чем это заключается? Райффайзенбанк, Альфа-Банк, Сбербанк России, Запсибкомбанк, Банк Москвы,
МДМ-Банк, ВТБ, Абсолют Банк, практически все банки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ