«РУСАЛ-Ачинск» «разводится» с перевозчиком

На этой неделе разгорелся конфликт между компанией РУСАЛ и ее перевозчиком — «В-СибПромТранс» (ВСПТ). Пытаясь сэкономить на отгрузках сырья для подконтрольного РУСАЛу Ачинского глиноземного комбината, компания нашла ВСПТ замену: «дочка» «РЖД» — Первая грузовая компания — предложила тариф на 15% дешевле. Однако «В-СибПромТранс» как собственник подъездных путей отказался загружать вагоны Первой грузовой компании. В РУСАЛе заявили, что ситуация угрожает Ачинскому глиноземному комбинату остановкой производства. Причина конфликта, по мнению представителей ФАС, в том, что для Первой грузовой компании созданы особые условия.

Ачинский глиноземный комбинат компании РУСАЛ («РУСАЛ-Ачинск») — крупнейшее по объему производства глинозема предприятие России. Комбинат расположен в Красноярском крае, в непосредственной близости к Красноярскому и Братскому алюминиевым заводам. Мощность комбината составляет 1,1 млн тонн.

ОК РУСАЛ — лидер мировой алюминиевой отрасли. Продукция экспортируется в 70 стран мира. На долю компании приходится около 12% мирового рынка алюминия и 15% глинозема. Компания была создана в марте 2007 года в результате объединения РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов Glencor.

На днях РУСАЛ сделал официальное заявлении в отношении конфликта с красноярским перевозчиком — «В-СибПромТранс» (по неофициальным данным, подконтрольна менеджменту предприятия). «Пользуясь своим монопольным правом на перевозку, ВСПТ по-прежнему не загружает вагоны Первой грузовой компании, не объясняя причин отказа и пытаясь вынудить комбинат согласиться на безальтернативные условия и завышенные цены. Отказ компании «В-СибПромТранс» в погрузке вагонов на своих железнодорожных путях у Кия-Шалтырского рудника угрожает Ачинскому глиноземному комбинату остановкой производства, — говорится в заявлении РУСАЛа. — Мы считаем, что неконструктивная и эгоистичная позиция ВСПТ может привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям для всего Красноярского края, поставив под удар более чем 10 тыс. работников АГК, КрАЗа и подрядных организаций».

«ВСПТ — собственник единственных железнодорожных путей на Кия-Шалтырском руднике, соответственно, это — единственная компания, которая ведет там погрузочно-разгрузочные работы, — пояснил «КС» представитель РУСАЛа. — Оператором перевозок на путях является компания «Красопергруз», собственником части вагонов которой является ВСПТ. В середине апреля срок договора с «Красопергрузом» заканчивается, и он не продлен. На рынке экономический спад, и идет пересмотр договоров. Цены у других операторов перевозок, например у Первой грузовой компании, на 15% ниже. Если учесть, что объем производства Ачинского глиноземного комбината — более 1 млн тонн, это даст нам существенную экономию, что особенно актуально сейчас, когда цена алюминия ниже его себестоимости».

По словам представителя РУСАЛа, условия договора с ВСПТ не ограничивают возможности РУСАЛа по работе с операторами перевозок: «Между тем ситуация только осложняется. Если раньше ВСПТ отказывался отгружать сырье на Кия-Шалтыре в вагоны, предоставленные комбинатом, то в среду компания прекратила погрузку готовой продукции. Это в свою очередь может привести к серьезным проблемам на КрАЗе, работающем на глиноземе АГК». Руководство АГК вчера направило обращения в Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу безопасности, Министерство чрезвычайных ситуаций и в адрес региональных властей.

Директор Красноярского филиала ОАО «ПГК» Иван Никонов рассказал «КС», что в феврале Ачинский глиноземный комбинат направил в адрес Первой грузовой компании заявку на предоставление полувагонов для перевозки нефелинового концентрата со станции Кия-Шалтырь. ПГК со своей стороны вагоны подготовила и подала под погрузку на нефелиновый рудник РУСАЛа.

«Однако владелец подъездных путей к руднику — компания «В-СибПромТранс» — вагоны Первой грузовой компании под погрузку не приняла и мотивированного ответа не предоставила, — говорит Никонов. — Сегодня на станции Кия-Шалтырь и прилегающих станциях простаивают по неприему до 160 полувагонов ПГК. Мы хотели бы напомнить, что законодательно установлена свобода заключения договорных отношений, и все участники согласно Гражданскому кодексу правомочны в выборе контрагентов. Нет никаких оснований, препятствующих Ачинскому глиноземному комбинату свободно выбирать, с кем ему работать».

Господин Никонов считает, что претензии «В-СибПромТранса» по поводу необходимости заключения неких договоров с ним со стороны Первой грузовой компании необоснованны. «Заявки на подачу подвижного состава и последующие расчеты за подачу-уборку вагонов осуществляет грузовладелец — Ачинский глиноземный комбинат. К тому же ни Первая грузовая компания, ни «В-СибПромТранс» никаких услуг друг другу не оказывают, поэтому и оснований для подписания каких-то дополнительных бумаг просто нет. Кстати, «В-СибПромТранс» прекрасно осведомлен об этом, и постановка подобных требований вызывает искреннее недоумение».

«Ситуации, когда из-за нас остановился бы комбинат, никогда не возникнет. Свои договорные обязательства мы выполняем, — заявили «КС» в «В-СибПромТрансе». — Проблема в стадии решения, и мы обязательно договоримся. В правительстве края сегодня этот вопрос был рассмотрен. А заявление РУСАЛа во многом не соответствует действительности, и по нашим данным, они уже пишут на него опровержение».

В Красноярской краевой администрации подтвердили, что совещание по конфликту РУСАЛа и ВСПТ было проведено, но не смогли прокомментировать его итоги, сославшись на занятость ответственных лиц.

Замруководителя Красноярского территориального управления Федеральной антимонопольной службы Олег Харченко высказал свое мнение в отношении того, почему давние партнеры — ВСПТ и «РУСАЛ-Ачинск» — сейчас со скандалом прекращают сотрудничество. «У Первой грузовой компании и РУСАЛа сейчас общие интересы. С одной стороны, новый крупный оператор на рынке перевозок, появившийся после реорганизации «РЖД», которому головная компания дает возможность работать практически «в ноль» и теснить с рынка конкурентов. С другой — предприятия РУСАЛа, которым руководство компании из-за сложного финансового положения дало жесткое указание по минимизации издержек».

Олег Харченко отметил, что от ФАС России есть указание контроля поведенческих требований, выставленных службой при образовании Первой грузовой компании: «В рамках этого контроля постоянно собираем информацию, и поводов немало».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ