История Аси Клячиной — к юбилею Кончаловского

Легендарный фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» выходит в повторный прокат 11 августа. Событие, безусловно, знаменательное для ценителей отечественного кинематографа. Днем раньше, 10 августа, новосибирский Центр культуры и отдыха «Победа» анонсировал специальный показ, после которого состоится онлайн-обсуждение с главным редактором журнала «Искусство кино» Станиславом Дединским.

 «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (другое название «Асино счастье») — шедевр Андрея Кончаловского, снятый в 1967 году. После показа худсовету фильм лег на полку и вернулся в широкий прокат лишь спустя двадцать лет. Картина была с восторгом принята зрителями и получила приз международной ассоциации кинокритиков на Берлинском кинофестивале в 1988 году, а также две премии «Ника» за сценарий и режиссуру годом позже. Сегодня отреставрированный фильм вновь выходит в прокат при поддержке киноконцерна «Мосфильм» и Фонда Андрея Кончаловского.

 Это история любви кроткой и гордой Аси-хромоножки к непутевому шоферу Степану. Несмотря на то что парень не хочет жениться, она решается родить от него ребенка. Действие происходит где-то на Волге во время сбора урожая зерновых, и к девушке приезжает из города с предложением руки и сердца серьезно влюбленный в нее мужчина. Но Ася его отвергает… Уникальный центральный женский образ в исполнении бесподобной Ии Саввиной соединяет в себе поразительную цельность, странность, нежность.

 Фильм, который и сегодня не позволяет зрителю остаться равнодушным, стал знаковым для истории советского кино и творческой биографии режиссера. «Кончаловский впоследствии показал себя мастером на все руки — от элегий до голливудского экшена; а код этой универсальности заложен во второй (и лучшей) картине режиссера — «Истории Аси Клячиной». Документальная мелодрама — сочетание почти немыслимое», — считает критик Андрей Плахов.

кино Кончаловского

Фильм снимался в селе Кадницы Горьковской области, в большинстве ролей заняты жители села. Сценарий был написан сценаристом-дебютантом Юрием Клепиковым. Кончаловский познакомился с ним еще в 1964 году на съемках своего дипломного фильма «Первый учитель». Режиссер решил снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере, реализуя подсознательное желание зафиксировать неподдельную правду человеческого существования.

 Съемки были очень непростыми. Снимать обычных людей с одной камеры было трудно, новоиспеченные артисты поневоле начинали что-то изображать, пытались играть свою роль. А этого Кончаловскому совсем не хотелось. Поэтому режиссер принял решение снимать с трех камер, словно осторожно подглядывая за своими персонажами. Так местами картина стала документальной хроникой жизни советского села с долгими монологами о жизни, фронте, войне.

 «Фильм возвращается на большие экраны в честь 85-летия Андрея Кончаловского и наверняка будет интересен как зрителям старшего возраста, которые помнят его по восьмидесятым, так и любознательной молодежи, стремящейся узнать и понять историю страны, культуры, кино. Поэтому мы считаем важным разговор с редактором журнала «Искусство кино», киноведом Станиславом Дединским, соавтором серии книг о шедеврах советского кинематографа. Замечательно, что фильм включен в программу «Пушкинская карта», что сделает его более доступным для молодежной аудитории», — прокомментировала программный директор по событийному кино Центра культуры и отдыха «Победа» Анна Огородникова.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ