Депутаты новосибирского Заксобрания ужесточили контроль за бюджетом

На 13-й сессии Законодательного собрания Новосибирской области 28 октября был принят ряд законопроектов, направленных на пополнение регионального бюджета, а также на увеличение инвестиционной привлекательности области.

В числе законопроектов, принятых на очередной сессии Заксобрания Новосибирской области, был проект о внесении изменений в региональный закон «Об инвестиционном фонде Новосибирской области», который председатель Заксобрания региона Андрей Шимкив назвал одним из важных. Поправки в закон направлены на обеспечение финансовой стабильности области на многие годы вперед.

Как пояснила зампред комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Заксобрания Ирина Диденко, представляя документ депутатам, после принятия поправок средства на реализацию проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий будут перечисляться только из инвестиционного фонда области. Суммы, которые Новосибирская область сможет направить на реализацию действующих и предстоящих ГЧП и концессий в год, будут ограничены размером инвестиционного фонда. А он в свою очередь не должен превышать 2% прогнозируемого объема собственных доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений и доходов дорожного фонда региона.

При этом, как отметила Ирина Диденко, «в случаях существенного удорожания стоимости объектов соглашений представляется возможным учесть разницу в стоимости в пределах установленных лимитов инвестиционного фонда за пределами расчетных лет исходной финансовой модели».

«Депутаты обязаны контролировать эффективность использования бюджетных средств, — прокомментировал законопроект Андрей Шимкив. — В противном случае можно заключить столько договоров, что долги по ним будут платить следующие поколения. Нельзя переходить планку, нужно жить по доходам. Мы ограничим ресурс, который можно направить на ГЧП и концессии». По словам спикера Заксобрания, на днях подобный вопрос рассмотрели на бюджетном комитете Заксобрания Санкт-Петербурга. «Уверен, что такую инициативу подхватят многие регионы страны», — сказал Андрей Шимкив.

Еще один законопроект, который направлен на стимулирование инвестиций в сфере ЖКХ, вызвал вопросы у депутатов. Согласно поправкам производители электро- и тепловой энергии могут воспользоваться налоговым вычетом, если инвестируют в производство и оборудование. «Инвестиционный налоговый вычет работает автоматически. Нет инвестиций — нет никакой налоговой льготы. Если применить этот механизм, доходная база по налогу на прибыль может вырасти в 4–5 раз. И часть этих средств, на которые прирастет бюджет, может быть направлена в том числе на сдерживание роста тарифов. Этот механизм позволит компаниям не выводить прибыль, а направить на инвестиции в такую непростую сферу, как ЖКХ», — обосновывал депутатам поправки в закон министр экономического развития региона Лев Решетников.

Однако депутаты высказали сомнения в необходимости такой льготы. Так, зампред комитета по строительству, ЖКК и тарифам Вадим Агеенко напомнил, что мэрии Новосибирска пришлось расторгнуть концессию с «Сибэко», потому что компания в течение трех лет не смогла освоить выделенные на ремонт сетей средства.

«Энергетики ежегодно закладывают инвестиционные программы, но мы не видим, чтобы отрасль обновлялась. Будет ли эффект, если они получат инвестиционный налоговый вычет? Непонятно», — отметил депутат. Коллегу поддержал депутат Вячеслав Илюхин: «Мы все время слышим, что у нас износ сетей 70%. Хотелось бы, чтобы энергетики предоставили нам некую программу: сейчас у нас износ сетей 70%, а после модернизации будет, допустим, 50%. И что будет, если мы этого не достигнем».

Депутатам возразила Ирина Диденко: «Этот законопроект не предполагает субсидии из бюджета. Это стимулирующая мера для привлечения инвестиций, а следовательно, и увеличения доходов в бюджет, в том числе от налога на прибыль. Федеральное правительство разрабатывает механизм возмещения регионам выпадающих доходов в связи с инвестиционными налоговыми вычетами. Чтобы этим механизмом воспользоваться, надо принять законопроект». Ее поддержал Андрей Шимкив.

«Необходимо отработать механизм контроля реализации инвестиционной программы. Надо будет — пригласим на комитет представителей СГК. Они покажут, расскажут. Вопросов нет», — сказал председатель Заксобрания.

На сессии также был рассмотрен законопроект, который позволит муниципальным образованиям области и Новосибирску в том числе пополнить бюджеты за счет неналоговых доходов. Как рассказал заместитель председателя правительства — министр финансов Новосибирской области Виталий Голубенко, этот законопроект подготовлен постоянно действующей рабочей группой по совершенствованию межбюджетных отношений. В нее входят депутаты Заксобрания, представители КСП Новосибирской области и правительства региона. Первая норма, которую вводят в поправки в закон «О единых нормативах отчислений в бюджеты…», устанавливает, что 100% от платы за негативное воздействие на окружающую среду и административных штрафов будут перечисляться в бюджеты соответствующих муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

«Муниципалитеты смогут администрировать эти налоги и получают возможность пополнить свои бюджеты», — отметил глава регионального минфина. Вторая норма исключает из дотаций муниципальным образованиям прогнозные показатели неналоговых доходов, а значит, сами дотации будут чуть выше. «То есть риски, что неналоговые доходы не поступят или будут меньше, чем прогнозировались, исчезнут. А в некоторых случаях муниципалитеты даже получат дополнительные ресурсы для маневров в решении вопросов на местном уровне», — считает Виталий Голубенко. Депутаты практически единогласно поддержали законопроект в двух чтениях.

Дискуссию на сессии вызвало повышение транспортного налога. Несколько депутатов посчитали неправильным повышать налог в ситуации экономического кризиса, растущих цен и снижения доходов населения. Кроме того, у депутатов вызвало нарекание то, как используются средства регионального дорожного фонда, куда этот налог поступает. «Мы видим, как идут дорожные работы, какое качество отремонтированных дорог, — выразил недоумение депутат Сергей Левшенков. — Нужно смотреть, чтобы средства дорожного фонда использовались эффективно, а потом уже перейти к тому, чтобы средства дорожного фонда увеличить». Депутат Яков Новоселов обратил внимание, что «качество и состояние дорог зависят не только от собираемых сумм налога, но и от того, какую долю от этой суммы областной бюджет направляет в бюджет муниципалитета».

На эти возражения ответил зампред комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков. Он отметил, что ставка транспортного налога не повышалась 15 лет. «Все эти годы мы сдерживали рост налога. Но теперь настало время пересмотреть позиции. Если мы хотим качественного ремонта дорог, то нужно увеличивать суммы, которые на это направляются», — сказал депутат. Его позицию поддержали большинство депутатов, и законопроект был принят в двух чтениях.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ