Внештатный обозреватель «Континента Сибирь»

Как улучшить транспортную ситуацию на улице Станционной и Толмачевском шоссе

В апреле 2021 года в адрес губернатора Новосибирской области Андрея Травникова поступило письмо от деловых кругов региона с просьбой принять меры для увеличения пропускной способности основных автомагистралей, ведущих в  аэропорт Толмачево – улицы Станционной и Толмачёвского шоссе.  Почему вопрос с транспортной доступностью крупнейшего хаба до сих пор не решен, и способны ли улучшить ситуацию меры, которые предлагают мэрия города и областные власти?

По большому счету проблема замедленного движения на ул. Станционная локализована в городской черте Новосибирска, поскольку далее, в сторону г. Обь и международного аэропорта Толмачево прецеденты существенного замедления движения автотрафика не наблюдаются.

Проблему улицы Станционной я бы сравнил с другим не менее напряженным участком  улично-дорожной сети города, а именно, улицей Большевистской и Старым/Бердским шоссе. Их ситуация и планировочная структура имеет много общих черт: широкая и многополосная городская улица переходит в вылетную магистраль и далее на федеральную трассу «Чуйский тракт».

Проблема ул. Большевистской и Старого/Бердского шоссе в городской черте обозначилась еще в нулевые годы, тогда же было предложено и ее решение. Был разработан проект с длинным названием «Магистраль непрерывного движения от Красного проспекта до городской черты Новосибирска в направлении Бийск-Ташанта», который до сих пор не реализован и далек до логического завершения.

Сегодня говорить о составлении и реализации аналогичного проекта для ул.Станционной не приходится. Вряд ли здесь можно создать скоростной автобан. Хотя логика создания общегородской скоростной магистрали, состоящая из следующих участков: Ипподромская магистраль – Центральный мост – улица Станционная, логически прослеживается. Получается, что ул.Станционная включена как элемент скоростного дорожного каркаса, но коим не является по морфологическим причинам. Поэтому меры, которые предлагают чиновники мэрии и областного правительства, на мой взгляд, все же половинчатые, способные лишь частично решить проблему.

Самолет Авиакомпания «Россия» Аэропорт Толмачёво

Новосибирский бизнес попросил губернатора исправить ситуацию с пропускной способностью Толмачёвского шоссе и улицы Станционной

Сегодня самые проблемные места в направлении Толмачево расположены в городской черте на участках в районе площади Энергетиков, именно здесь тормозится трафик. Также замедление движения наблюдается в районе перекрестков с ул.2-я Станционная, Порт-Артурской, в меньшей степени на кольце у завода Медпрепаратов. Тормозит трафик и маневровые работы на промышленных ж.д. ветках, пересекающих проезжую часть в нескольких местах. Но если с железной дорогой и промышленными предприятиями можно договориться по переносу таких работ в ночное время, то решение проблемы одноуровневых пересечений и светофоров намного сложнее.

Проблему также усугубляет наличие в трафике Станционной большого числа транзитного грузового транспорта и транспорта из промышленной зоны этой части Ленинского района. Причем трафик такого транспорта не снизится в ближайшей перспективе и даже будет расти с развитием различных логических объектов западной зоны.

Справка. Как ранее писал «Континент Сибирь», первый этап мероприятий по увеличению пропускной способности основных автомагистралей, ведущих в  аэропорт Толмачево планируется до 2024 года. В него войдёт реконструкция примыканий к улице Станционной улицы Порт-Артурской и улицы 2-ой Станционной с расширением существующей проезжей части и устройством дополнительных полос для правых и левых поворотов, а на всём протяжении ул. Станционной – обустройство центральной разделительной полосы.

Схему движения на примыкании Бетонного переезда планируется изменить так, чтобы исключить возможность левого поворота при движении со стороны аэропорта Толмачёво в Новосибирск.

В правительстве Новосибирской области сообщили также, что «увеличение пропускной способности транспортного узла на площади Труда и площади Энергетиков, а также строительство надземного  пешеходного перехода на площади Энергетиков предусмотрено проектом строительства мостового перехода через реку Обь в створе улицы Ипподромской города Новосибирска и будет выполнено в 2022-2023 годах».

Кроме того, в части вопросов, которые можно было разрешить безотлагательно, представителями власти города и региона определённые меры уже приняты. Так, по информации мэрии Новосибирска уже произведена синхронизация светофорных объектов по ул. Станционной для организации «зелёной волны». А маневровые работы на примыкающих к ул. Станционной железнодорожных переездах через Транссибирскую магистраль сведены к минимуму.

На запрос «Континента Сибирь» в мэрии также ответили, что «в ходе выездного совещания было принято решение по ограничению движения грузового транспорта по ул. Станционной, с перераспределением транспортного потока на ул. Порт-Артурскую и ул. Большую через ул. 2-ю Станционную». Оно коснётся большегрузов и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. Начиная с 17 мая им запретили движение по Станционной на участке от пересечения со 2-й Станционной улицей до площади Труда с 7.00 до 21.00.

Запрет стоянки транспорта вдоль ул. Станционной в мэрии не рассматривают, а расширение проезжей части между площадями Труда и Энергетиков сейчас не могут произвести из-за работ по выноске подземных коммуникаций из зоны строительства четвёртого моста и его развязки.

В управлении по работе с обращениями граждан мэрии Новосибирска особо подчеркнули, что в период 2020-2021 годов получили лишь одно обращение по вопросу транспортной доступности ведущей в аэропорт магистрали.

Во второй этап улучшения дорожной ситуации в указанном районе, со сроком исполнения после 2024 года, вошло строительство третьего этапа автомобильной дороги по ул. Титова на участке от ул. Порт-Артурской до ул. Дукача. И, далее, автодороги по самой ул. Дукача от ул. Титова до ул. Станционной с устройством эстакады через железнодорожные пути общей протяженностью 2,1 км.

В этот же период в правительстве региона планируют озаботиться устройством десяти надземных пешеходных переходов для дальнейшего увеличения пропускной способности улицы Станционной.

Стоимость комплекса всех мер первого и второго этапа правительство Новосибирской области ориентировочно оценило, без учета стоимости разработки проектной документации, в 4,584 миллиарда рублей из которых 565 миллионов потребуются до 2024 года и 4,019 миллиарда – с 2024 года. Средства для этих работ планируется привлекать как из областного, так и из федерального бюджета.

Что же касается предложений и мероприятий по распутыванию узлов этих проблемных мест, то здесь намечается следующие сценарии. Уже через полтора года после окончания строительства транспортной развязки, дата которой намечена на конец 2022 года, транзитный трафик будет пересекать площадь Энергетиков вторым уровнем. Сегодня здесь уже видны элементы строящегося путепровода в составе комплекса левобережного автодорожного подхода Центрального (четвертого) моста. Этот строящийся объект обеспечит беспрепятственное движение как в сторону правого берега, так и безостановочного движения с правого берега в сторону Станционной. А в целом новая огромная транспортная развязка в этой части левобережья, включающая как площадь Энергетиков, так и площадь Труда, после завершения строительства и ввода в строй решит проблему замедления движения и пробок в начале улицы Станционной.

Что же касается других участков рассматриваемой улицы, то предложенное мэрией создание так называемых разгонных полос и увеличение количества полос проезжей части наверняка разрядит сложную обстановку, складывающуюся в часы пик. Однако, создание дополнительных правых поворотов у таких перекрестков не станет окончательным решением проблемы. Пример у нас перед глазами. В 2017 году в рамках дорожных работ по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» (БКД) на Красном проспекте была создана дополнительная полоса для правого поворота на ул. Кропоткина. Тем не менее, в вечерние часы пик резкое замедление движения на главной улице города на участке от ул. Писарева до площади Калинина никуда не исчезло. То есть фактически, это полумера.

Также в части улучшения пропуска автотрафика принимается синхронизация работы светофоров и создания режима «зеленая волна». Это, наверняка, повысит скорость движения на Станционной. А сооружение надземных пешеходных переходов вдобавок позволит ликвидировать ряд светофорных объектов. Хотя мое отношение к таким объектам отрицательное.

В Екатеринбурге намечено строительство линии скоростного трамвая к аэропорту Кольцово. После реализации этого проекта, думаю, Новосибирску тоже стоит присмотреться к этому инструменту

К сожалению, такой инструмент для разрешения тяжелой ситуации на ул. Станционной, как строительство магистралей-дублеров, в ближайшей перспективе не просматривается и не планируется. В разработанных документах транспортного планирования Новосибирской агломерации до 2050 года заложено строительство нового участка улицы Широкой, которая идет параллельно Станционной в сторону Западного жилмассива и Чистой Слободы, с другой стороны Транссибирской магистрали. Сооружение этого объекта отнесено на дальнюю перспективу. Это частично сняло бы транспортную нагрузку со Станционной.

Сегодня более актуальным выглядит расширение проезжей части улицы Титова на участке от Троллейной до ул. Бийской. По сути, там сейчас три полосы движения и еще одна полоса несколько разрядит ситуацию в утренние и вечерние часы пик.

Часто высказывается мнение о целесообразности строительства Аэроэкспресса в Толмачево, по типу московских электропоездов к аэропортам столичного авиаузла. В проекте «Городская электричка» аэроэкспресс предложен в качестве одного из последующих этапов реализации.

Стоит отметить, что Аэроэкспресс в России существует в формате «лакшери-поезд» повышенной комфортности. Отсюда и высокие требования к генерируемому аэропортом общему пассажиропотоку в объеме не менее 9-10 млн пассажиров в год. В Толмачево пассажиропоток в полтора раза меньше.

В Новосибирске пока нет такого объёма авиапассажиров, который оправдывал бы существование межтерминального транспорта. Тем более, сделать его полностью окупаемым, также нельзя. Цена билета будет сопоставима с поездкой в такси!

Сегодня такой Аэроэкспресс, окупаемый по текущей эксплуатации, есть только в Москве. Но Новосибирску, наверное, это не грозит в ближайшей перспективе просто потому, что пассажиропоток еще мал. Даже в Санкт-Петербурге к аэропорту Пулково, пассажиропоток которого в два с половиной-три раза выше, до сих пор не построен Аэроэкспресс. Пассажиропоток осваивает автобус №39. Проекты аэроэкспрессов в других российских «городах-миллионниках» дышат на ладан. Когда электропоезд выполняет 2-6 рейсов в сутки, не согласованный с реальными рейсами, такой транспорт вряд ли будет востребован  авиапассажирами. Поэтому на мой взгляд, Аэроэкспресс в качестве альтернативы возможен, но вряд ли разгрузит улицу Станционную. В то же время есть опыт Екатеринбурга, где намечено строительство линии скоростного трамвая к аэропорту Кольцово. После реализации этого проекта, думаю, Новосибирску тоже стоит присмотреться к этому инструменту.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ