Как изменится левый берег Новосибирска к 2023 году?

Левый берег Новосибирска всегда отличался от правого рядом параметров — от уровня возводимого жилья до расположенных на его территории достопримечательностей и объектов инфраструктуры. Однако в ближайшей перспективе левобережье ждут кардинальные перемены: здесь появится уникальная для страны Ледовая арена, будет открыта новая станция метро, а вид с Михайловской набережной в районе Речного вокзала на противоположный берег обещает стать одной из достопримечательностей Новосибирска. Об архитектурном будущем левого берега и его новой доминанте — в материале «Континента Сибирь».

Сибирские «Лужники»

К 2023 году облик левого берега Новосибирска значительно преобразится. В преддверии молодежного чемпионата мира по хоккею на его территории будет возведена масштабная Ледовая арена на 10 тыс. зрителей, открыта новая станция метро — «Спортивная», а также реконструирована дамба Октябрьского моста. Активные строительные работы в левобережье ведут и застройщики, что также внесет архитектурную составляющую в преображение Кировского и Ленинского районов Новосибирска.

Эксперт рынка новостроек, руководитель интернет-портала «Здравствуй, Новосибирск!» Владимир Дергачев напоминает, что Новосибирск — город относительно молодой, ему всего 125 лет. Он зародился и начал бурно развиваться в конце XIX — начале XX века на территории современных правобережных районов — Железнодорожного, Центрального и Октябрьского.

«Застройка левого же берега началась только в 30-х годах прошлого века, — говорит Владимир Дергачев. — Поэтому там нет архитектурных объектов дореволюционной эпохи и раннего советского конструктивизма. До последнего времени здесь преобладали здания «сталинской» и типовой советской застройки. Архитектурные достопримечательности присутствовали: комплекс Монумента Славы, застройка улиц Станиславского и Титова, мозаика издательства «Советская Сибирь», но их было намного меньше, чем в правобережной части города. В XXI веке ситуация начала постепенно выравниваться — в левобережье начали появляться интересные с архитектурной точки зрения объекты, к примеру, Троице-Владимирский собор, крытый футбольный манеж «Заря», Бугринский мост, аквапарк «Аквамир» и современные жилые комплексы — город-парк «Ясный берег», «Панорама» и «На Немировича».

Новая Ледовая арена, по мнению эксперта, несомненно, должна стать яркой архитектурной доминантой левобережья. «У нас появятся некие местные «Лужники», с неповторимым современным обликом, достойным столицы Сибири. А вид с Михайловской набережной в районе Речного вокзала на противоположный берег должен стать одной из достопримечательностей Новосибирска», — уверен Владимир Дергачев.

На противоположном берегу к тому же к знаковому событию должна быть запущена станция метро «Спортивная» с планируемым сроком сдачи, по информации мэрии города, в 2022 году. Она расположится между ныне существующими станциями «Речной вокзал» и «Студенческая» и тем самым разобьет самый длинный перегон новосибирского метро.

Строительство ледовой арены увеличит привлекательность
левого берега Новосибирска с точки зрения жилой недвижимости

На запрос «КС» власти города также отметили, что в ближайшее время запланировано продолжение строительства Дзержинской линии, в том числе достройка второго перегонного тоннеля между станциями «Березовая роща» — «Золотая Нива», а также строительство новых перегонных тоннелей от станции «Золотая Нива» до перспективной станции «Гусинобродская» и далее до станции «Молодежная». Также предполагается строительство электродепо «Волочаевское».

Программой определены сроки строительства с 2019 по 2023 год, однако указанные мероприятия будут зависеть от получения положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» и начала финансирования со стороны федерального бюджета. Общий объем инвестиций в запуск станции «Спортивная» оценивается в 1,2 млрд рублей.

«В России строительство метрополитена является капиталоемким мероприятием, и ни муниципальные, ни региональные бюджеты не обеспечат нужный уровень финансирования без поддержки со стороны федерального бюджета», — подчеркнули в мэрии.

Плюсы и минусы левобережья

«Для Новосибирска общественные объекты городской среды играют большую роль, и стадион, несомненно, к ним относится, — рассуждает генеральный директор девелоперской компании «Группа Мета» Владимир Мартыненков. — Есть разные практики, например, когда стадион выносят за город, как в Мюнхене, или, наоборот, он находится в черте города, как в Барселоне. На это есть всегда свои причины. Для Новосибирска наличие такого объекта в принципе на берегу с точки зрения инфраструктуры — это выигрышный шаг. Во-первых, придется вложиться в окружающую архитектуру: от подъездных путей до станции метро, обустроить общественные территории. Во-вторых, я уверен, что ценность этой территории будет расти, а значит, это отразится на стоимости недвижимости в этой локации».

Среди наиболее знаковых новостроек левого берега эксперты выделяют несколько жилых комплексов — «Ясный берег», «Панорама», «Аксиома», «Расцветай на Маркса», «КрымSKY», «Аквамарин».

«Чемпионат станет прекрасным поводом не только для открытия нового спортивного объекта и станции метро, но и для развития всего левобережья. И деятельность застройщиков также во многом влияет на перспективность развития тех или иных районов города, — отмечают в ГК «Расцветай». — Строящиеся на текущий момент новостройки левого берега, на наш взгляд, заметно преобразят Кировский и Ленинский районы Новосибирска уже в ближайшей перспективе и приблизят уровень комфорта проживания в них к правобережью».

На текущий момент, по информации «Жилфонда», средняя стоимость квадратного метра в новостройках левобережья составляет 52,6 тыс. рублей, на правом берегу — 67,3 тыс. рублей. Таким образом, стоимость квадратного метра левого берега пока ниже новостроек правобережья на 21,7%.

«Инвестиционная привлекательность строящегося на левом берегу жилья может повыситься только в микрорайоне Горский, в непосредственной близости от будущей станции метро. Для спальных районов левобережья гораздо ближе станция метро «Площадь Маркса», и запуск метро «Спортивная» не повлияет на стоимость жилья в отдаленных районах», — отмечает руководитель офиса агентства недвижимости «Жилфонд» на Троллейной Татьяна Гордеева.

Говоря о плюсах левобережья, эксперты отмечают, что из-за преобладающего по розе ветров юго-западного ветра новые жилые комплексы, которые возводятся в Южно-Чемском микрорайоне и на границе с Затулинским жилмассивом, являются самыми чистыми в Новосибирске в плане экологии, второй момент — наличие прилегающих к Новосибирску обширных свободных территорий для перспективной комплексной застройки экологичного жилья.

«Главным минусом левобережья сегодня является очень плохая транспортная доступность на правый берег в утренние и вечерние часы пик. Новосибирск очень вытянут — между крайними северной и южной точками 45 км, — рассказывает Владимир Дергачев. — Город располагается вдоль реки Оби, но в пределах его территории сегодня есть только три автомобильных моста — Октябрьский, Димитровский, Бугринский — и один переезд по дамбе Новосибирской ГЭС, удаленной от ближайшего Бугринского моста по оси Оби на 18 км. Для третьего в России города по численности населения это крайне мало!»

В створе пересечения Красного проспекта и улицы Ипподромской сейчас идет подготовка к строительству четвертого моста через Обь. Но, по мнению экперта, это не приведет к кардинальному улучшению транспортной ситуации на левом берегу, так как там до сих пор нет автомагистрали, которая бы шла параллельно Оби (подобно Большевистской — Фабричной) и соединяла все существующие мосты и перспективный.

«Такая схема осуществлена у нашего ближайшего соседа-миллионника Омска. Никаких проблем с транспортной доступностью с правого берега Иртыша на левый и обратно там нет. Строительство такой автомагистрали от Димитровского моста до Бугринского предусмотрено в генеральном плане Новосибирска, но сроки ее фактического возведения пока весьма туманны», — говорит Дергачев.

Помимо этого, среди очевидных недостатков левого берега, актуальных на текущий момент, эксперты выделяют небольшое количество парков и мест для активного отдыха, неразвитую сеть метрополитена, а также наличие больших промзон, разделяющих районы, что особенно характерно для Кировского района.

Новая точка притяжения

Тем не менее эти минусы может нивелировать новая Ледовая арена, у которой есть шанс стать точкой притяжения в городе. «Арена может активизировать левый берег и сформировать потенциал нового центра, — считает коммерческий директор компании «Брусника. Сибакадемстрой» Денис Гузенко. — Увеличение трафика и социальной активности будет стимулировать экономическое развитие территории. В первую очередь — с точки зрения расширения транспортной сети и реновации текущей застройки».

К тому же, как отмечает Гузенко, у левого берега высокий потенциал береговой линии и лесопарковой зоны, которая тянется вдоль русла реки, захватывая три моста. «Это самая большая зеленая зона внутри города, которой необходимо развитие. Благоустройство и создание «третьих» мест здесь раскроет левобережье с другой стороны, развернет его в сторону города и сделает интересным для жителей», — уверен эксперт.

Сейчас к наиболее посещаемым объектам левого берега относятся аквапарк «Аквамир» и Монумент Славы. «Конечно, для такого быстро развивающегося, активно застраивающегося жилыми комплексами района этого бесконечно мало, — считает директор туристской компании «Африка» Наталья Куцевол. — Любые изменения по улучшению инфраструктуры однозначно повышают туристическую привлекательность города в целом. Ледовая арена как раз относится к таким объектам. Потенциал современного спортивного комплекса, на мой взгляд, огромен: от работы секций для взрослых и детей по разным видам спорта до проведения международных соревнований. Диапазон очень большой, и есть где развернуться также и всем тем, кто будет обслуживать и обеспечивать заполняемость этих объектов».

Напомним, что общая площадь Ледового дворца составит порядка 60 тыс. кв. метров вместимостью 10,5 тыс. мест. «Нам как девелоперу интересно посмотреть, какой потенциал получит пока неосвоенная территория вдоль берега реки, смежная с Ледовым дворцом», — отмечает Владимир Мартыненков.

О перспективах развития пойменной части обского побережья в непосредственной близости от новой Ледовой арены говорит и Владимир Дергачев. «Это уникальное место гораздо разумнее использовать под новый городской парк с широким ассортиментом игровых и спортивных площадок, нежели, как мне кажется, застраивать новым жильем. Нужно разместить там велодорожки, скейтпарк, стену для скалолазания и другие современные игровые и спортивные зоны. Или, как вариант, вполне разумно было бы разместить тут парк современных аттракционов уровня «Диснейленда». Это место вполне могло бы притягивать в наш город значительный дополнительный трафик туристов из других регионов», — резюмирует эксперт.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ