Как стало известно «Континенту Сибирь», на днях состоится сделка по смене собственников сектора «Е» сибирского горнолыжного курорта Шерегеш. Один из основных инвесторов курорта кемеровский бизнесмен Александр Юган, находящийся в настоящее время в непростом финансовом положении, реализует актив группе новосибирских бизнесменов, среди которых Вадим Кулубеков и Никита Слесаренко. Источники «КС» называют сделку «очень сложной» и говорят о том, что она состоится на днях. Оформление всех бумаг планируется завершить к концу месяца.
Напомним, что в январе «Континент Сибирь» сообщал, что новосибирские предприниматели — создатель экстрим-центра Coober Никита Слесаренко, которому также принадлежит бар «Горный Патруль» в секторе «А», глава ГК «Ависта Модуль Инжиниринг» Вадим Кулубеков и владелец общественных бань высшего разряда «Паровозовъ» Денис Левин — намерены развивать сектор «Е» в Шерегеше. Однако ранее предполагалось, что владелец этого сектора кемеровский предприниматель Александр Юган в проекте останется. По данным собеседников «КС», знакомых с деталями ведущихся на тот момент переговоров, Юган планировал сосредоточиться на инфраструктуре сектора — канатных дорогах, а развивать гостиничный бизнес ему было якобы неинтересно. Сейчас же стало известно, что Александр Юган выходит из этого бизнеса. Однако еще один актив, ранее принадлежащий господину Югану — турбаза «Медвежонок» (расположена в нескольких километрах от сектора «Е»), — в готовящуюся сделку не входит.
Отметим, что Александра Югана можно назвать одним из самых непубличных кузбасских бизнесменов. В настоящее время, согласно материалам судебных дел, он находится в непростом финансовом положении. Напомним, что арбитражный суд Краснодарского края еще в мае признал обоснованным заявление ГК «Внешэкономбанк» (ВЭБ) о признании Александра Югана банкротом и ввел в отношении него процедуру реструктуризации долгов гражданина. В решении суда сказано, что требования заявителя в размере 3,68 млрд рублей основного долга и 421,5 млн рублей неустойки включены в реестр кредиторов должника. Дело рассматривалось в арбитражном суде Краснодарского края в связи с регистрацией Югана в этом регионе.
При этом в Сибири господин Юган в первую очередь известен проектами по строительству нефтеперерабатывающего завода на севере Кузбасса (ООО «НПЗ «Северный Кузбасс») и возведению крупного свинокомплекса в Алтайском крае — ООО «Алтаймясопром». Добавим, что в начале года арбитражный суд Алтайского края открыл на шесть месяцев конкурсное производство в ООО «Алтаймясопром», посчитав неспособным данное предприятие удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Всего таких требований кредиторов включено в реестр на общую сумму более 11 млрд рублей.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что в конце августа в некоторых интернет-СМИ появилась информация о том, что Юган арестован, однако предприниматель опроверг слухи, выступив на одном из местных телеканалов. Отметим, что местонахождение Александра Югана в настоящий момент неизвестно, хотя по информации «Континента Сибирь», он находится в Кузбассе, но избегает контактов и не отвечает на телефонные звонки. Связаться с Юганом и получить комментарий по предстоящей сделке на момент выхода публикации не удалось. Говорить о ней отказались и новосибирские предприниматели. Представители бизнес-сообщества Шерегеша комментировать сделку также не спешат, ссылаясь на то, что переговоры между сторонами ведутся достаточно долго, и их детали не разглашаются. При этом сразу несколько человек в разговоре с «Континентом Сибирь» подтвердили, что предприниматели выходят на сделку на днях, а завершить ее планируется к концу месяца.
Чем привлекателен актив?
Сегодня в секторе «Е» Шерегеша функционирует одна гондольная канатная дорога протяженностью 3316 метров (длина подъемника по склону), которая, к слову, называется самой быстрой во всем горнолыжном комплексе. Как отмечают участники рынка, она строилась и вводилась новой, хотя некоторые канатки Шерегеша, по данным генерального директора ООО «Денеба Групп» Дениса Багаева, приобретаются на зарубежных курортах после нескольких лет эксплуатации. Кроме того, в этой части Шерегеша в настоящее время завершается строительство подъемника на гору Утуя. При этом, как рассказали «Континенту Сибирь» в администрации Таштагольского района, объект находится в высокой степени готовности, но на нем еще предстоит провести пусконаладочные работы и ряд проверок по безопасности. Интересно, что на днях представители сектора «Е» обратились в местную администрацию с просьбой снять бугельный подъемник с учета.
На официальном сайте сектора «Е» сообщается, что склоны здесь характеризуются перепадом высот 681 метр, а протяженность трасс в общей сложности составляет практически 10 километров. В этой части курорта также действуют трасса для сноутюбинга и кафе «Сусанин» (на 150 посадочных мест).
Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев отмечает, что сектор «Е» является достаточно привлекательным с финансовой точки зрения активом. При этом эксперт отмечает, что определить стоимость сделки крайне непросто. По мнению Коренева, не представляется возможным назвать и стоимость гондольного подъемника в секторе «Е». «Эта канатная дорога уникальна по протяженности, и, судя по количеству кабин и по их плотности, она имеет хорошую пропускную способность. Учитывая большой перепад высот — более 600 метров, — можно говорить о том, что это индивидуальный проект», — добавляет Коренев.
По мнению Дениса Багаева, новая канатная дорога, схожая по параметрам с гондольным подъемником в секторе «Е», может сегодня стоить порядка 800 млн рублей. Вместе с тем, по мнению эксперта, сроки окупаемости подъемников в Шерегеше, по сравнению с другими горнолыжными комплексами страны, достаточно долгие, поскольку ски-пасс относительно доступен. Еще один участник рынка, пожелавший не указывать его имени, сообщил, что стоимость одного только подъемника в секторе «Е» составляет порядка 500 млн рублей.
Денис Багаев обращает внимание на тот факт, что практика инвестирования в инфраструктуру, сложившаяся в Шерегеше, является нетипичной для России. «На большинстве отечественных горнолыжных комплексов, в том числе курортах Северного Кавказа, Сочи и Сахалина, в строительство подъемников вкладывается государство, — говорит Багаев. — Частному инвестору построить канатную дорогу очень непросто из-за ее высокой стоимости», — поясняет он.
При этом эксперты сходятся во мнении, что окупаемость сектора «Е» будет зависеть от многих факторов, в том числе и от того, будет ли на территории новым собственником увеличено количество ресторанов и гостиниц.
«Подобный проект стоит оценивать в комплексе со всеми предлагаемыми услугами, также на окупаемость влияет то, насколько активно сектор функционирует в летний период, насколько далеко расположен курорт от крупных городов или туристических центров, все ли в порядке с подъездными путями, каким образом на территории организован прокат снаряжения», — перечисляет Алексей Коренев.
Как ранее писал «Континент Сибирь», новосибирские предприниматели совместно с московским архитектурным бюро Megabudka: разработали проект развития сектора «Е». На официальном сайте бюро сообщается, что проект охватывает площадь 40 га и подразумевает строительство гостиниц, кафе а также «создание прогулочного бульвара с магазинами и другими общественными функциями».
«Сектор «Е» становится стартовой точкой для начала различных маршрутов как зимой, так и летом, — говорится в концепции. — На первых этажах гостиниц организованы кафе, кинотеатр, прогулочный бульвар с магазинами и другими общественными функциями. Бульвар соединяет основную точку доступа в поселок с главной лыжной площадью. Также предусматривается стадийность развития жилого и гостиничного сектора небольшими участками», — сообщает Megabudka.
По замыслу дизайнеров, курортная архитектура будет иметь национальный колорит, поэтому за основу взят национальный «Терем». Однако дизайнеры уточняют, что переосмыслили его и сделали современным и учитывающим условия сектора.
По данным «Континента Сибирь», инвесторы из Новосибирска назвали первый этап будущего проекта развития сектора «спортивная деревня». Срок его реализации — 2018–2020 годы. «Есть пул инвесторов, которые желают вложиться, создается управляющая компания, которая будет представлять коммуникации, выдавать точки подключения, заниматься сервисом, уборкой снега и т. д. В настоящее время там сделаны свайные фундаменты, подведены коммуникации. Сейчас инвесторы оформляют все разрешительные документы», — сообщалось ранее. В планах партнеров также развитие летнего туризма на курорте. Для этого будут организованы веревочные парки, пешеходные маршруты и маунтинбайк.
Генеральный директор ООО «Денеба Групп» Денис Багаев также уверен, что из Шерегеша нужно стремиться сделать «большой курорт» по международным стандартам. «Следует реконструировать старые подъемники, развивать горную арену, — делится мнением эксперт. — Шерегеш достаточно удален от крупных городов, и важно, чтобы гости сюда приезжали не на 2–3 дня, а на 5 дней и более. Чем больше зон катания и вариантов проведения досуга, тем больше вероятность значительно увеличить турпоток», — подводит итог он.