От аренды к каршерингу?

В декабре 2017 года в Новосибирске открылось сразу две компании поминутной аренды автомобилей. Ранее о своих планах по выходу на сибирский рынок говорили представители столичного сервиса «ДЕЛИМОБИЛЬ». С чем связан такой интерес к этому рынку, каковы его перспективы развития и инвестиционная привлекательность — в материале «КС».

Последние годы рынок аренды автомобилей растет по 25–30% в год. При этом основной прирост происходит за счет региональных городов. Сравнительный анализ количества поисковых запросов по теме «аренда автомобилей» демонстрирует более высокие темпы роста спроса в Новосибирске и области, чем в целом по России: от 14% в 2015 году до 26% за первые 9 месяцев 2017 года в Новосибирске против отсутствующего роста по стране.

Впрочем, участники рынка роста спроса в городе не видят, а, наоборот, говорят о его стагнации. «На мой взгляд, до 2015 года рынок показывал хороший рост, а вот за последние полтора-два года спада нет, но и нет роста. Просто стоит на месте», — констатирует директор автопроката «Авеню» Артем Яроцкий. С ним соглашается и владелец компании по прокату автомобилей EURAZCAR Виктор Тихонович. «Может быть, такой сильный рост спроса и есть, но мы его не ощущаем в полной мере, потому что растет конкуренция. Появляется много новых небольших компаний и физических лиц, которые сдают свои автомобили», — поясняет собеседник «КС».

По оценкам исследовательской компании Speaker, объем рынка проката автомобилей (не для коммерческих целей, то есть без учета таксопарков) в Новосибирске составляет порядка 500 автомобилей и 200 млн рублей в год.

Исходя из объема автопарка, к ключевым игрокам рынка аренды автомобилей без водителя в Новосибирске можно отнести следующие компании: «Авангард» (73 автомобиля), «Главная дорога» (70 автомобилей), «Авеню» (50 автомобилей), «Евразкар» (50 автомобилей). Основной игрок сегмента аренды авто представительского класса с водителем — «Авторитет Авто» (75 автомобилей).

Тренды рынка

Одной из важных тенденций на рынке проката автомобилей его участники выделяют снижение рентабельности. Это связано с ростом затратной части: стоимости ОСАГО, каско, обслуживания автомобиля и самих автомобилей. При этом цены на аренду автомобилей, по оценкам экспертов, выросли за последние 2–3 года приблизительно на 10%.

Еще одним трендом можно считать рост конкуренции, в том числе со стороны других форматов (например, каршеринга). Однако эксперты не рассматривают каршеринг как полноценную альтернативу традиционному прокату в ближайшее время, расценивая его скорее как альтернативу общественному транспорту и такси. Однако в долгосрочной перспективе поминутная аренда вполне может составить конкуренцию автопрокатам, работающим по схеме почасовой и посуточной аренды.

При этом емкость рынка каршеринга определяется количеством людей в возрасте от 21 года и имеющих водительский стаж от двух лет. В то время как емкость рынка традиционного проката (посуточная аренда) — люди от 27 лет с водительским стажем от 3 лет (в некоторых компаниях возраст от 28 лет, стаж от 2 лет). Сужая потенциальный рынок сбыта, компании автопроката пытаются снизить риски, связанные с неопытностью клиентов и приводящие к частым крупным и мелким ДТП и, как следствие, затратам.

Также стоит отметить, что рынок не стоит на месте, и на него приходят опытные «цивилизованные» клиенты. Постепенный рост популярности услуги, наличие первого опыта пользования арендным автомобилем в Европе, возрастной ценз со стороны автопрокатов приводит к тому, что в общей массе пользователь прокатных автомобилей — современный социально и экономически активный житель мегаполиса, которому необходимо решить задачу мобильности быстро и без лишних хлопот и затрат. Как следствие, наблюдается снижение количества угонов.

Нельзя не отметить, что происходит сокращение рынка аренды автомобилей представительского класса с водителем. Рынок Новосибирска делится между 2–3 основными игроками. По оценкам основателя компании «Авторитет Авто» Тимофея Иконникова, эта услуга будет пользоваться все меньшим спросом и трансформируется в небольшую нишу событийной аренды.

Дальнейший вектор развития

Собеседники «КС» выделяют несколько ключевых факторов, влияющих на развитие рынка аренды автомобилей.

Во-первых, это туристический поток. Популярным туристическим направлением для Новосибирцев и приезжающих в Новосибирск туристов из других городов страны и мира является Горный Алтай и реже Шерегеш. Участники опроса отмечают большой спрос на аренду автомобилей для поездки в Горный Алтай, иногда на Байкал. «Летом у нас по несколько машин на Алтае одновременно», — поясняет Артем Яроцкий.

Во-вторых, это деловой поток. Участники опроса отмечают, что снижение деловой активности в городе привело к сокращению спроса со стороны корпоративных клиентов (сокращение персонала, закрытие филиалов, оптимизация затрат).

В-третьих, нельзя не принимать во внимание благосостояние населения. Рост покупательной способности жителей города неизбежно приводит к росту затрат людей на отдых (как внутри города, так и выездной), развлечения, покупки, что положительно сказывается и на росте спроса на услуги проката автомобилей в Новосибирске.

прокат автомобилей
Фото предоставлено компанией «Авеню»

Наконец, важным фактором является стоимость владения автомобилем.

Она складывается из стоимости самого автомобиля, топлива, ТО, амортизации, ремонта, ОСАГО и каско, стоимости парковки, гаража/парковочного места и т. д. По оценкам каршеринговой компании «ДЕЛИМОБИЛЬ», владение автомобилем в год может обходиться владельцу от 70 до 300 тыс. рублей, при этом используется он не больше 5% времени. С одной стороны, рост стоимости владения будет приводить к увеличению отказов от покупки личных автомобилей, с другой — к росту затратной части у прокатных компаний.

Заместитель генерального директора каршеринговой компании «ДЕЛИМОБИЛЬ» Станислав Грошов выделяет и другие факторы, стимулирующие активное развитие каршеринга в Москве и городах-миллионниках. Во-первых, рост числа смартфонов, так как именно эти гаджеты выступают основным инструментом заказа и управления услугой — мобильным приложением. Во-вторых, распространение качественного мобильного Интернета. В-третьих, распространение банковских карт и повсеместное использование онлайн-платежей. И наконец, в-четвертых, низкая стоимость (по сравнению с такси и посуточной арендой) и комфортные условия поездки (по сравнению с общественным транспортом).

Прокат против каршеринга

Как уже было сказано выше, игроки рынка традиционного проката не видят рыночных угроз со стороны каршеринговых компаний.

«Мы не расцениваем каршеринговые компании в качестве своих конкурентов. У нас это долго не проживет. Зная этот рынок, изучая его на протяжении 15–20 лет, я скажу, что это не для Сибири. Каршеринг — это больше альтернатива такси и общественному транспорту», — делится мнением владелец компании «Авангард» Владимир Каштанов.

В свою очередь Виктор Тихонович считает, что каршеринг может быть конкурентом традиционным прокатам в случае почасовой аренды: зачем клиенту платить за полные сутки, если ему необходим автомобиль на пару часов и есть такая возможность аренды. «Уйдет часть «суточных» клиентов, но это даже лучше, т. к. интерес для проката все же начинается от двух суток аренды автомобиля. Плюс каршеринг может составить конкуренцию мелким фирмам с низкими ценами, но для нас это тоже плюс — рынок станет чище», — считает Виктор Тихонович.

По мнению Артема Яроцкого, если более широко рассматривать тенденции и изменения, то, конечно, каршеринг — это изменение, которое сейчас влияет на рынок. Но влияние на рынок аренды автомобилей посуточно сегодня не такое большое, потому что каршеринг — это все-таки общественный транспорт. «Клиенты проката автомобилей на несколько дней и поминутно (или даже на одни сутки) — это разные люди. Каршеринг — это общественный транспорт нового вида, нового поколения, удобный, классный. А аренда автомобилей — это аренда личного автомобиля, только для себя, определенной марки, цвета, и других прочих параметров. Например, в Европе бронируют автомобиль классами. В России же люди бронируют автомобиль прежде всего конкретной марки и модели, помимо этого, они еще хотят знать цвет автомобиля, комплектацию и много других параметров. То есть они арендуют конкретный автомобиль. А поминутная аренда расширит рынок и даст возможность арендовать автомобиль тем клиентам, которые сейчас не пользовались этой услугой в силу дополнительных расходов и потери времени», — отмечает Артем Яроцкий.

Его слова подтверждает Станислав Грошов. «Мы в том числе предлагаем и суточный тариф, в который включен бензин, а также стоимость мойки, парковки и т. д. То есть если человеку нужно выехать в область или он планирует долго ездить по городу, он будет выбирать суточный тариф», — поясняет собеседник «КС».

прокат автомобилей

По мнению основателя и руководителя компании «Авторитет Авто» Тимофея Иконникова, когда через 7–8 лет у людей станет больше смартфонов, они будут более компьютеризированы, тогда и эта услуга станет гораздо более развитой. «И, таким образом, возможно, традиционная аренда будет бессмысленна. А пока будет устойчивое, но медленное развитие сегмента каршеринга», — поясняет собеседник «КС».

«Не будут они здесь, понимаете, менталитет немного не такой! Для Европы, я считаю, это актуально, для того же Таиланда, например, для Азии, но не для России. Но нам еще рано для этого, не дожили», — считает владелец компании по прокату автомобилей бизнес-класса с водителем «Бизнес Авто» Олег Тетерин.

Станислав Грошов также считает, что в регионах перспективы почасовой аренды нерадужные, и будущее — за поминутной арендой. «И это будущее мы создаем уже сейчас. Это тот тренд, который станет обыденностью для жителей крупных городов уже в ближайшие два-три года. Да, это новинка. Помните те времена, когда «Яндекс-такси», Uber еще только появились? А сейчас уже кажется прошлым веком ловить такси рукой или звонить в диспетчерскую. Поэтому и повсеместное развитие каршеринга уже не за горами не только для Москвы, но и для всех городов-миллионников. Через пять лет будет казаться, как мы вообще без этого жили», — предрекает Станислав Грошов.

Впрочем, «ДЕЛИМОБИЛЬ» намерен продолжать активное развитие в регионе. «Региональная экспансия — одна из наших стратегических целей, и в наступившем году мы планируем запуск сервиса в целом ряде крупных российских  городов, в том числе в Новосибирске и Екатеринбурге. Так, в конце января «ДЕЛИМОБИЛЬ» откроется в Екатеринбурге, а в 1 квартале 2018 года — в Новосибирске», — добавил в интервью «КС» Станислав Грошов.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ