Увидеть, услышать и потрогать город

В Новосибирске обсудили проблемы создания адаптивных маршрутов

С 19 по 24 сентября в Новосибирске пройдет общегородской форум «Новосибирск — город безграничных возможностей. Социальное предпринимательство. Партнерство. Доступная среда». В канун этого мероприятия, 29 августа состоялся круглый стол «Создание адаптивных экскурсионных маршрутов для людей с инвалидностью в городе Новосибирске».

В работе круглого стола по вопросам инклюзивных экскурсий в городской среде приняли участие представители культуры, социальных служб города Новосибирска и Новосибирской области, представители МКУ «Агентство развития социальной политики города Новосибирска», ГБУК НСО «Новосибирская областная библиотека для незрячих и слабовидящих», МКУК города Новосибирска «Музей Новосибирска», Новосибирского государственного педагогического университета, некоммерческих организаций, бизнеса.

Главной целью круглого стола стала необходимость выработки механизмов, которые позволили бы музеям и другим учреждениям культуры стать более доступными для людей с ограниченными возможностями. По словам организаторов, необходимо чтобы люди, посещающие музейные экспозиции, или отправляющиеся на городскую экскурсию, имели бы неограниченные возможности с учетом особенностей их здоровья, смогли бы увидеть этот город, узнать, услышать, потрогать его и почувствовать. Это важно, потому что и город, и культура — это вещи, которые познаются всеми органами чувств и всеми способами восприятия. Необходимо расширить культурно­познавательное пространство для всех людей.

Участники круглого стола поделились своими инициативами и успехами. Директор МКУК города Новосибирска «Музей Новосибирска» Елена Щукина рассказала об одном из главных направлений в работе музея — экскурсионном. Более пяти лет сотрудники музея проводят авторские экскурсии по городу. Экскурсии рассчитаны на молодежь и детей от 12 лет.

«Мы всегда делаем акцент не только на официальные события, фамилии архитекторов и даты, но и на быт, то есть на то, как люди жили и чем занимались, — рассказывает Елена Щукина. — И как раз в сфере экскурсионной деятельности мы начали работать с людьми с ограниченными возможностями. Три года назад мы сделали проект, совместный с Новосибирским метрополитеном. Мы пригласили пять человек, которые никогда не были в нашем метро, так как они пользуются колясками. Экскурсия предполагала посещение всех станций метро и выход на станциях Ленинской ветки. У всех экскурсантов были наушники, и мы не мешали другим пассажирам. Этот опыт был очень полезен, а участники экскурсии, наконец, смогли не просто побывать в метро, но и узнать его историю. Из десяти зданий музея сегодня только два смогут принять маломобильных людей. Но, тем не менее, практически все здания принимают посетителей, которые имеют некоторые проблемы со здоровьем. К сожалению, для слабовидящих и незрячих людей мы пока не можем предоставить надписи, которые бы они смогли прочитать. Но при этом мы делаем такой подбор предметов, которые бы наши посетители смогли потрогать и понять, как они выглядят».

Елена Щукина выразила надежду, что в будущем они будут не только водить людей по городу, но и смогут также подготовить специальный портфель для клиентов, в котором будут находиться и рельефная карта города с маршрутом, и изображения значимых зданий на маршруте и т.д.

С интересным предложением выступила заведующая лабораторией русского языка при НГТУ Ольга Баринова. Она предложила обратиться к интересному опыту работы со слабослышащими и глухими московского музея «Гараж». «Сегодня в нашем университете готовится много переводчиков русского жестового языка на уровне бакалавра. Это те люди, которые могут проходить практику в музее на экскурсиях. Например, четвертый курс, они смогут ознакомиться с материалом и работать переводчиками вместе с экскурсоводом. Также в музее «Гараж» начали обучать экскурсоводов из числа глухих. Это прекрасный опыт, который мы бы хотели перенять», — отметила Ольга Баринова.

В свою очередь заместитель директора ГБУК НСО «Новосибирская областная библиотека для незрячих и слабовидящих» Марина Копысова подняла вопрос о доступности того продукта, который могут предоставить учреждения культуры: библиотека, музей или театр. «Здесь вопрос заключается в привлекательности той или иной услуги, которую мы предоставляем. Если исходить из опыта работы с людьми с нарушением слуха или зрения, то мы сталкиваемся с разными проблемами. Зачастую льготы даются на те мероприятия, которые не особо хочется посещать человеку с нарушением слуха из­за отсутствия субтитров. А человек с нарушением зрения не имеет возможности услышать закадровое описание. А вот вопрос о слепоглухих здесь вообще не поднимался, а это сложная категория, с которой тоже нужно работать. Конкретно мы с такими людьми работаем практически индивидуально, по так называемому методу «под рукой». Что касается экскурсий, то здесь мы сталкиваемся с проблемой языкового барьера. Например, не всегда, овладев жестовым языком на базовом уровне, мы сможем проводить экскурсии. Ведь диалог и обратную связь никто не исключал. И в результате вопросы от экскурсантов можно даже не понять», — отметила Марина Копысова.

Она также рассказала о главных аспектах их работы с людьми с ограниченными возможностями. «Здесь мы говорим о триаде: тактильный аудиовизуальный комплекс. Мы никогда не исключаем натурные трехмерные объекты, хотя мы и не используем их на маршруте. Поэтому все экскурсии стартуют из библиотеки, где можно сначала ознакомиться с макетами объектов. А вот в качестве портфеля экскурсоводу можно вручить карты­схемы рельефно­графического объемного изображения значимых объектов», — пояснила Марина Копысова.

О комплексном подходе в подготовке кадров рассказывал директор ГБУК НСО «Новосибирская областная библиотека для незрячих и слабовидящих» Юрий Лесневский. «Даже на уровне организационной структуры работа с людьми с особенностями восприятия (дислексики), людьми с проблемами речи и ментальными ограничениями должна быть вынесена как самостоятельное русло. Мы должны учиться различать нашу целевую аудиторию и быть готовы к встрече с этими людьми. В первую очередь это ситуационная помощь. То есть персонал должен иметь регламент четкого поведения с человеком, например, с нарушением слуха, и понимать, какие у него могут быть особенности восприятия. Мы должны подготавливать специалистов с учетом того, что люди, приходящие к нам, имеют абсолютно разные возможности. И как только мы начнем готовиться к этому капитально, у нас появится широкий диапазон средств для решения стоящих перед нами задач», — отметил Юрий Лесневский.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ