Здоровый интерес

Оздоровительный туризм продолжает уверенный рост: по оценкам аналитиков, рост данного рынка в России по итогам первого полугодия 2016 года в натуральном выражении составил 10–12%, в денежном — 15–17%. Уверенно смотрят в завтрашний день и владельцы сибирских санаториев и баз отдыха — летний сезон закрыт с практически 100%-ной заполняемостью. Как изменилась структура коммерческих и корпоративных отдыхающих в этом сезоне, а также об актуальных точках роста санаторно-курортной отрасли — в материале «КС».

По предварительным оценкам, рост рынка санаторно-курортных услуг в России в натуральном выражении по итогам шести месяцев 2016 года составил порядка 10–12% к первому полугодию 2015 года.

«Если тенденция сохранится, по итогам 2016 года показатель может превысить 66 млн человеко-дней пребывания. В денежном выражении рост рынка составил порядка 15–17%», — отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.

Причинами таких результатов эксперты называют не только закрытие для россиян курортов Турции и Египта, но и значительный приток иностранных туристов, в частности, из Китая, обусловленный низким курсом российской валюты, делающим туристический бизнес России высококонкурентоспособным. Так, въездной туризм по итогам первого полугодия вырос более чем на 30%.

В восточной части России наилучшую динамику, по словам Анатолия Вакуленко, демонстрируют традиционные курортные центры — Прибайкалье и Алтай. В целом по стране выделяется несколько наиболее активно развивающихся курортных зон — Большой Сочи, курорты Краснодарского края, Алтая, Байкала, Крыма, Северного Кавказа и Калининграда.

«Топовыми среди них сегодня являются курорты Сочи, Крыма и Краснодарского края. Дальше с большим отрывом идут все остальные. Спрос на курорты Алтая в целом составляет около 30% от спроса на Сочи. Рост спроса в этом году составил почти 75% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года», — говорит генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.

 «Частные клиенты стали проявлять большую активность»

Позитивную динамику подтверждают представители санаториев Алтая. «Летом 2016 года большинство санаториев Белокурихи были загружены на 100%, как, впрочем, и в 2015-м, и в 2014 году, — рассказывает заместитель генерального директора, коммерческий директор сети санаториев «Курорт Белокуриха» Михаил Шефер. — Однако по нашей сети санаториев в отдельные месяцы прирост был ощутимым. В частности, если раньше не очень популярный у туристов июнь мы продавали до 90%, в этом году — на 100%».

Прирост числа гостей отмечают на базе отдыха «Турсиб». «За пять месяцев 2016 года — с мая по сентябрь — база приняла более 5700 гостей, это почти на 400 гостей (7%) больше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом значительно изменилось соотношение сторонних гостей и работников железнодорожного транспорта в общем количестве отдохнувших на базе. Если в прошлом году оно держалось на уровне 31% к 69%, то в этом — уже 77% к 23%», — подчеркивает директор базы отдыха «Турсиб» Андрей Горявин.

По его словам, это связано прежде всего с изменением политики базы и компании в целом. «С 2016 года в высокий сезон мы отдаем большее предпочтение коммерческим гостям, которые способны принести базе дополнительный доход. При этом свои обязательства по выполнению социального заказа «РЖД» на оздоровление работников мы также выполняем. В целом с начала года общий рост по гостям базы порядка 8%», — добавляет Горявин.

На этом фоне все же сократилось число корпоративных заездов — если в 2015 году они составляли порядка 36% от общего числа коммерческих гостей в «Турсибе», то в этом — только 14%. «В 2016 году многие предприятия сокращают свои бюджеты на проведение корпоративных мероприятий, и мы стараемся усилить работу в этом направлении с учетом особенностей каждого предприятия», — отмечает Горявин.

В санатории «Алтай-West» доля коммерческих путевок в сравнении с 2015 годом выросла на 4% и составила 64%. В сети санаториев «Курорт Белокуриха» соотношение корпоративных клиентов и физических лиц на данный момент 48% к 52%. «Наши частные клиенты стали проявлять большую активность, — отмечает Михаил Шефер. — В отношении же юридических лиц, конечно, нельзя не отметить тенденцию к оптимизации расходов компаний, в том числе за счет санаторно-курортного отдыха сотрудников. Однако мы компенсируем сокращение одних договоров заключением новых. Думаю, если бы мы в этом направлении не работали, спад был бы резкий».

Если говорить о структуре потока, то, как отмечает Шефер, по географии существенных изменений нет — большинство гостей приезжают из регионов Сибири. «Однако с каждым годом все больше городов открывают нас для себя впервые. В этом году, например, дебютировали Астрахань, Архангельск и даже Камчатка», — добавляет Михаил Шефер.

На базе отдыха «Турсиб» география гостей также изменилась в незначительной степени. «По-прежнему основными нашими гостями являются жители Новосибирска и Новосибирской области — 37% (за 9 месяцев 2016 года) от общего числа гостей. Второе место у Алтайского края — 26%. Рост количества отдыхающих происходит по всем регионам, и это связано прежде всего с развитием внутреннего туризма в целом по стране», — считает Андрей Горявин.

Точки роста отрасли

«Наибольшим спросом у отдыхающих пользуются традиционные лечебно-оздоровительные путевки. Отмечаем возрастающий интерес к SPA и wellness-программам», — рассказывает первый заместитель генерального директора санатория «Алтай-West» Марина Попеляева.

Средняя стоимость номера в сравнении с 2015 годом в сети «Курорт Белокуриха» выросла незначительно — порядка 8–10%. Аналогично в цене удалось «подняться» санаторию «Алтай-West». Так, если в 2015 году сутки проживания на курорте в среднем стоили 3370 рублей, то в этом — 3670 рублей. В «Турсибе» по итогам сезона средняя стоимость путевки на основные номера составила 7075 рублей в сутки, апартаментов — 27 тыс. рублей. «Рост стоимости путевки по сравнению с 2015 годом составил в среднем 4% и остался на уровне цены проживания на конкурентных базах отдыха», — отмечает Андрей Горявин.

Глубина бронирования у участников рынка в высокий сезон — с июня по октябрь — в этом году увеличилась до 3–3,5 месяца, вне сезона — до двух. В частности, на базе «Турсиб» уже нет в наличии номеров на новогодние праздники и есть точечные брони на лето-2017.

«Что касается болезненного для Алтайского края транспортного вопроса, сегодня активно начал работать Горно-Алтайский аэропорт. Помимо Москвы, Красноярска и Новосибирска, в регулярное расписание полетов добавились Тюмень, Казань, Екатеринбург и Уфа», — говорит Михаил Шефер. «Кроме этого, улучшено асфальтовое покрытие автодороги Барнаул–Белокуриха, — добавляет Марина Попеляева. — А вот бийский аэропорт по-прежнему не реконструирован, остаются недоступными рейсы на Сургут, к примеру».

В следующем году, по мнению аналитиков, вероятен некоторый спад в секторе. «Во-первых, возрастет поток выездного туризма в связи с возобновлением сообщения с Турцией и Египтом, во-вторых, на фоне тенденции роста нефтяных цен курс рубля начнет выравнивание, что сделает зарубежный отдых более доступным для россиян, а въездной туризм в Россию менее выгодным для иностранцев. Впрочем, глубокой «просадки» показателей ожидать не стоит — туристические потоки имеют некоторую инерцию, многие из тех, кто отдохнул в этом году в России, сами захотят повторить этот опыт и посоветуют друзьям и знакомым», — считает Анатолий Вакуленко.

Как отмечает Марина Попеляева, спад, возможно, и будет на уровне 5–8%, но данный тренд вряд ли будет ощутим.

Точками роста курортного интереса россиян эксперты видят Горный Алтай, Байкал, курортные зоны Северного Кавказа и Приэльбрусья. «В целом их рост стимулируется или ограничивается развитием туристической транспортной доступности. В одни регионы сложно и дорого лететь и ехать, в другие проще, — рассуждает Елена Лысенкова. — Безусловно, крымская курортная деятельность сильно зависит от открытия авто- и ж/д моста».

При этом на государственном уровне, по ее словам, уже давно рассматриваются положения о необходимости всех граждан работоспособного возраста проходить обязательную диспансеризацию, важность которой назрела уже давно. «И именно такое федеральное решение может дать новый виток для санаторно-курортных предприятий, позволив людям проходить проверку в поликлинических, больничных и санаторно-курортных (обладающих медицинской лицензией) заведениях. Потому что новые санатории строить инвесторам невыгодно», — подчеркивает Лысенкова.

Так, окупаемость гостиничных комплексов находится «в вилке» 12–18 лет, а если добавляется санаторный компонент, цифры начинают превышать плановые показатели, и это сроки не менее 22–25 лет, что находится за рамками инвестиционной привлекательности.

«Внутренний туризм в России в любом случае продолжит расти, изменяться. Спрос на отдых разного формата со стороны жителей страны, по нашим прогнозам, увеличится на 10–12%, правда, и платежеспособный спрос будет ограничен, ключевым интересом, вероятно, станут объекты размещения уровней «эконом» и «комфорт» и услуг 2–3 звезды», — заключает Елена Лысенкова.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ