Характер — это и есть судьба

Вечера памяти Майи Плисецкой «AVE МАЙЯ» с участием ведущих солистов Большого, Мариинского и Михайловского театров прошли на исторической сцене Государственного академического Большого театра 20 и 21 ноября.

«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте, в телефоны звоните, телеграммы с почтамтов шлите, не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба», — писала балерина в своей книге «Я, Майя Плисецкая». Сама она не отступила даже перед смертью: программу вечера продумывала как юбилейную, посвященную 90-летию, но в мае этого года ушла из жизни. А концерт состоялся.

Майя Плисецкая — женщина-легенда, обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, легкого шага и высокой музыкальности. На сцене она создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы, каждого па и каждой парии в целом. Она танцевала в Большом почти полвека — только «Лебединое озеро» переплыла около 800 раз. Творила и дружила с великими: позировала Шагалу, была любимой моделью Кардена, очаровала Роберта Кеннеди, оставалась бессменной музой Родиона Щедрина. «Он дарил мне не бриллианты, а балеты», — говорила Плисецкая о своем супруге, и это дороже любых орденов и премий, которых у великой балерины великое множество.

На сцене Большого она танцевала Китри в «Дон Кихоте», Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», Джульетту «Ромео и Джульетте», Раймонду в одноименном балете Глазунова, Царь-девицу в «Коньке-Горбунке», Аврору в «Спящей красавице», Хозяйку Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгину и Фригию в «Спартаке». В 1967 году сыграла роль Бетси Тверской в экранизации «Анны Карениной», а затем выбрала этот сюжет для балетмейстерского дебюта и вышла на сцену уже в заглавной роли. Специально для Плисецкой были поставлены «Кармен-сюита», «Прелюдия», «Гибель розы», «Безумная из Шайо» и другие. Она сотрудничала с Роланом Пети и Морисом Бежаром, пробовала себя в жанре фламенко, писала книги, преподавала, выступала в лучших театрах мира с лучшими партнерами. Кстати, великолепный новосибирский танцовщик Анатолий Бердышев в течение многих лет тоже был сценическим партнером Майи Плисецкой.

Отличаясь недюжинной артистической и человеческой смелостью, Плисецкая предпочитала не следовать канонам, а разрушать их, создавать собственный стиль, собственный репертуар. В 1990 году, в возрасте 65 лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что не мешало ей продолжить блестящую артистическую карьеру.

Несмотря на то что история ее взаимоотношений с Большим не была безоблачной, для проведения юбилейного вечера Майя Михайловна выбрала именно эту сцену.

«Майя Плисецкая была необычайно живым и искренним человеком, не склонным к различного рода политесам. В ней не было ни капли наигранности, к которой иногда приводит актерская профессия. В разговорах с ней сразу возникали интересные темы, беседа тут же становилась непринужденной. Когда Майя Михайловна приняла предложение провести свой юбилейный вечер на сцене Большого театра 20 ноября, она начала работать над программой. Перебирала варианты, думала, кого из артистов пригласить. В последний раз мы говорили на эту тему в апреле, во время ее последнего приезда в Москву. Она была веселой и оживленной, программа складывалась, солисты, которых она хотела позвать, дали согласие. Так случилось, что в этот день вместо праздничного гала-концерта мы вспоминали одну из величайших балерин XX века. Никто из участников вечера не отказался от участия. Все было так, как задумала Майя Плисецкая», — рассказывает генеральный директор Большого театра Владимир Урин на страницах журнала «Большой театр».

Первое отделение юбилейного вечера стало своеобразным парадом любимых балетных партий из репертуара Майи Плисецкой, на сцену в числе прочих вышли Мария Александрова, Мария Аллаш, Евгения Образцова, Екатерина Шипулина, Екатерина Крысанова и Ольга Смирнова (все — Большой театр), Анжелина Воронцова (Михайловский театр). Отрывки из книги Майи Плисецкой «Читая жизнь свою…» прочла Илзе Лиепа. Второе отделение открылось балетом «Гибель розы» на музыку Малера, поставленным в свое время Роланом Пети специально для Плисецкой. На сей раз на сцену вышла Ульяна Лопаткина (Мариинский театр). Потом было легендарное «Болеро» Равеля в постановке Мориса Бежара, которое исполнила Диана Вишнева (Мариинский театр) и артисты труппы Béjart Ballet Lausanne. «Кармен-сюита» Родиона Щедрина в хореографии Альберто Алонсо стала апофеозом вечера. Режиссуру торжественного концерта доверили Андрису Лиепа, за дирижерским пультом стоял главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев. Проведение вечеров памяти, как сообщает газета «Коммерсантъ», стало возможным благодаря поддержке мецената Алишера Усманова, который полностью профинансировал организацию мероприятий.

Кроме того, в историческом здании Большого развернута экспозиция, в которой практически весь творческий путь Майи Михайловны предстает в собрании фотографий — от первых ролей и успехов до творческих вечеров последних лет. Наиболее полно отражена сценическая история балетов, написанных для нее Родионом Щедриным, и балетов, созданных специально для нее западными хореографами: Альберто Алонсо, Роланом Пети и Морисом Бежаром. Балетный гардероб Плисецкой представлен тремя костюмами Кармен, а также костюмами к балетам «Лебединое озеро», «Чайка», «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Спартак», «Прелюдия». Довершают картину два скульптурных портрета Майи Плисецкой. Фойе Новой сцены украшают фотографии сцен из спектаклей, на которых Майя Плисецкая запечатлена исключительно с партнерами: Николаем Фадеечевым, Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, Александром Годуновым, Александром Богатыревым, Хорхе Донном, Руди Брианом и другими. Выставка в историческом здании Большого будет открыта до 20 декабря.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Помимо всего прочего, Майя Плисецкая великолепно писала. Закончим ее словами из последней книги: «Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

Из зрительного зала

КальченкоТатьяна Кальченко, директор фирменного магазина Calvin Klein Jeans (г. Новосибирск):
Нам с супругом посчастливилось побывать на уникальном гала-концерте в честь 90-летия со дня рождения великой Майи Плисецкой. Потрясающая атмосфера Большого театра, великолепное представление, где в один вечер на одной сцене блистали ярчайшие звезды современного российского балета: Вишнева, Лопаткина, Захарова, Александрова, артисты балетной труппы Бежара. Возникавшие над сценой огромные портреты ослепительно красивой женщины, гениальной балерины в тех ролях, где она блистала, создавали ощущение присутствия Майи Михайловны в зале. В эти моменты вновь и вновь становилось понятно, что Плисецкая — единственная, и навсегда останется такой! В антракте интересно было посмотреть выставку, посвященную творчеству легендарной балерины, увидеть ее сценические костюмы, пуанты, афиши, фотографии, фрагменты балетов на экранах — и вновь она поражала нас своим неистовым талантом и бешеной энергией! Это был незабываемый вечер.

ЖижимоваДарья Жижимова, специалист по региональному развитию сети часовых салонов «Женева» (г. Новосибирск):

— Москва, вечер, Большой. Оркестр разогревается, наполняя зал шумом нерадивого моря. Еще по дороге накатывает смесь неиссякаемого торжества и одновременно стыда — гости улыбаются, но именинницы здесь нет. Мы шли к ней, а пришли к ее памяти, и концерт стал вечером воспоминаний. Гаснет свет, на сцене белый холст, и вот появляется она: вечно сильная, вечно молодая, вечная Кармен. Смотрит в зал, улыбается и посылает воздушный поцелуй. Номер за номером ее лучшие партии проходят перед нами. Ульяна Лопаткина переживает «Гибель Розы» в костюмах от Ива Сен-Лорана, мягко опадая в руках Андрея Ермакова. Диана Вишнева выходит в кроваво-красный круг света в «Болеро» Равеля, и, жадно вглядываясь, мы пытаемся уловить каждый символ этого почти ритуального танца. И наконец, «Кармен-сюита». Легкая дерзость и дозволенная лишь единицам игра собой, которую так виртуозно отдавала со сцены Плисецкая, проскальзывает в движениях Светланы Захаровой. Зал аплодирует уже стоя, в царской ложе появляется Родион Щедрин. В финале вновь звучит «Болеро», на экране вновь появляется Майя Плисецкая — живая, неумолимая, страстная, взявшая в свои руки изумленный зал. Занавес.

От лица компании Женева я бы хотела выразить благодарность часовому дому Jaquet Droz за исключительный вкус в выборе поддерживаемых направлений искусства, а также за предоставленную возможность побывать на главном дне последнего времени.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ