Куда катится рынок: есть ли выход из кризиса автострахования?

В самом начале 2015 года многие страховые компании столкнулись с ростом убытков и стремительным сокращением объемов продаж по направлению автострахования, равно как и числа своих клиентов. О том, насколько изменилась ситуация на этом рынке в Сибири к середине 2015 года и какие перспективы рисуют себе сами страховщики, «КС» поинтересовался у крупнейших игроков этого сегмента в регионе.

Напророчили

Экономический спад начала 2015 года и обострившаяся политическая обстановка значительно повлияли на состояние рынка автострахования. С самого начала кризиса в декабре 2014-го аналитики предвещали рынку тяжелый год, утверждая, что проблемы коснутся как страховщиков, так и автовладельцев.

Так, повышение цен на автомобили, удорожание запчастей к иномаркам вследствие роста курса валют к рублю, а также кризис в сегменте автокредитования привели к ощутимому удорожанию каско — на 15–30%. Негативную роль сыграло непосредственное повышение тарифов каско, в результате которого его стоимость в большинстве случаев не оправдывает сумму возмещения ущерба при наступлении страхового случая.

Не лучше ситуация и в сегменте ОСАГО. «Тарифы на ОСАГО увеличились за последние 12 месяцев два раза: в октябре и в апреле. В результате мы столкнулись с двукратным удорожанием со всеми вытекающими последствиями», — рассказывает топ-менеджер одного из участников рынка на условиях анонимности. Кроме повышения тарифов на ОСАГО, изменились отношение к выплатам, размер компенсации и схема расчета ущерба. Стоит лишь отметить, что максимальная сумма износа снизилась с 80% до 60%. Не способствуют привлекательности ОСАГО для потребителя и новшества, внесенные в ПДД: теперь участники аварии обязаны освободить проезжую часть, что впоследствии затрудняет выяснение обстоятельств происшествия, особенно в случае каско. Упразднение службы аварийных комиссаров также добавляет проблем попавшим в ДТП водителям, что также демотивирует их в покупке ОСАГО. Все эти изменения один из опрошенных «КС» участников рынка оценил как «революционные».

В итоге от названных изменений особенно сильно пострадали средние и мелкие страховые компании, для многих из которых моторное страхование являлось чуть ли не единственным видом услуг. Крупные же игроки осознанно уходят с рынка ОСАГО, адекватно оценивая его сжатие и сопутствующие этому проблемы. Автовладельцы также болезненно реагируют на сложившуюся ситуацию — отказом от страховых услуг, переходом на более дешевое страховое обслуживание в области или даже попытками подделать полисы.

Как следствие всех упомянутых процессов, к настоящему времени порядка 70 страховых компаний в целом по России ушли с рынка ОСАГО. Среди них — СГ «Альянс», группа МСК, «Компаньон», «Аранта», «Северная казна», «РСТК», «УГМК-Страхование» и многие другие. По их обязательствам из компенсационных фондов РСА, сформированных благонадежными участниками рынка, выплачено более 17,978 млрд рублей. При этом необходимо отметить, что в последние годы выплаты из компенсационных фондов РСА превышали поступления в данные фонды. Увеличение страховых сумм без адекватного увеличения страховых тарифов и последующий неизбежный массовый уход страховщиков с рынка нанесут непоправимый удар по компфонду РСА. В результате существенно пострадают интересы потерпевших, которые не смогут получить компенсации за причиненный ущерб», — говорится в сообщении пресс-службы РСА.

«На сибирском рынке мы видим процессы, схожие с теми, что наблюдаются в целом по России. Одной из отчетливых тенденций является сокращение сборов по автострахованию, — рассказывает «КС» вице-президент ОАО «АльфаСтрахование» Вадим Маслов. — По результатам I квартала 2015 года рынок каско в Сибири снизился на 20%. В первую очередь здесь сказывается падение продаж новых автомобилей — в зависимости от территории в I квартале оно составляло от 30% до 40%. Нужно отметить, что значительную долю каско составляют кредитные новые машины, а их количество снизилось еще сильнее». Также, по мнению спикера, на ухудшение ситуации повлияло снижение проникновения каско в сегмент недорогих автомобилей, связанное с ростом лимитов по ОСАГО и увеличением тарифов на само каско. «Нельзя не отметить, что поменялось отношение людей к этому виду страхования — теперь каско используют скорее для защиты автомобиля от рисков угона и серьезных повреждений, а не для мелкого ремонта», — считает Вадим Маслов.

ОСАГО: убыточность растет

Значительные изменения на сибирском рынке ОСАГО в сравнении с аналогичным периодом 2014 года констатирует заместитель директора Новосибирского филиала АО «СОГАЗ» Марина Синицына: «Убыточность по ОСАГО продолжает расти, что связано с увеличением лимитов ответственности, ростом стоимости запчастей и ремонта автомобилей, а также с влиянием недостаточности тарифов в предыдущие периоды: на сегодня еще идут выплаты по договорам, заключавшимся на старых условиях, с сильно недооцененными тарифами».

По мнению Марины Синицыной, на увеличение сборов в ОСАГО повлияла корректировка тарифов ЦБ РФ осенью прошлого года и в апреле нынешнего, однако из-за многократного повышения лимитов ответственности по «железу» и «здоровью» выплаты растут быстрее. Так, с октября 2014 года лимиты выплат по «железу» увеличились со 120 тыс. до 400 тыс. рублей на каждый автомобиль, пострадавший в ДТП. А с апреля 2015 года произошло более чем трехкратное увеличение лимитов выплат по ущербу здоровью — со 160 до 500 тыс. рублей. «На данный момент есть официальные данные по рынку только за I квартал 2015 года. Так, сборы по ОСАГО по итогам I квартала 2015 года в Новосибирской области составили 854 млн рублей, всего же по Сибирскому федеральному округу — 4,1 млрд рублей. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года сборы составили 665 млн рублей и 3,3 млрд рублей соответственно», — сообщает спикер.

Последствия апрельского увеличения базового тарифа по договорам ОСАГО отмечают и эксперты «Ингосстраха». Начальник управления стратегических проектов СПАО «Ингосстрах» Александр Гогленков считает, что именно этот фактор внес значительные коррективы в показатели первого полугодия: «По предварительным данным РСА, по итогам первого полугодия 2015 года объем страховых премий на российском рынке вырос на 46% и составил 94,5 млрд рублей при практически неизменном количестве заключенных договоров. Однако общая сумма выплат по ОСАГО из-за введения Единой методики оценки ущерба транспортных средств, безальтернативного прямого возмещения убытков и претензионного порядка увеличилась на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года».

Каско: снижение сборов и рост тарифов

Что касается состояния рынка каско в СФО, то, по мнению Марины Синицыной, на сегодняшний день его также нельзя назвать простым, особенно для компаний, у которых данный вид страхования занимает значительную долю портфеля. «По итогам полугодия в связи с экономической ситуацией и снижением темпов кредитования продажи новых автомобилей (а именно новые и купленные в кредит машины, как правило, страхуют по каско) упали примерно на 50%, что сказывается и на динамике страхования: сборы снижаются. Помимо этого, заметно выросла стоимость ремонта и запчастей. Увеличение убыточности нашло отражение в тарифах каско, которые только в этом году увеличились на 15–30% — в зависимости от марки и модели автомобиля», — отмечает эксперт.

Адаптация к новым условиям

Закономерно, что описанные негативные тенденции побудили руководство многих российских страховых компаний скорректировать свою стратегию. При этом большинство опрошенных «КС» экспертов отмечают, что даже ощущая объективную потребность в увеличении тарифов, страховщики не имеют возможности повысить их резко, т. к. осознают, что подобная мера вынудила бы многих потребителей отказаться от ставших недоступными страховых услуг.

«Сейчас компании ищут компромиссы, предлагая, например, продукты с франшизой или полисы автокаско для крайних случаев, выплаты по которым производятся, к примеру, только в случае полной гибели или хищения автомобиля», — рассказывает Марина Синицына.

Основываясь на комментариях собеседников «КС», можно резюмировать, что в текущих условиях главной задачей страховщиков в первом полугодии 2015 года стал не рост бизнеса, а удержание рентабельности собственных средств: сокращение расходов на ведение дела, отказ от страхования высокоубыточных клиентов и снижение убыточности автопортфеля. «В течение первого полугодия страховые компании повышали тарифы на авто, принимали заградительные меры против убыточного бизнеса, в том числе за счет проведения проверок перед заключением договоров, и изыскивали инструменты для привлечения прибыльного бизнеса, например, предлагали автовладельцам привлекательные условия пролонгации (скидки до 50%), скидки для клиентов с хорошей страховой историей по каско и ОСАГО, и т. д.», — рассуждает управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

Взгляд коллег на ситуацию разделяет и Александр Гогленков. По его мнению, в текущей ситуации страховщики стараются расширить спектр индивидуальных программ автострахования, которые позволяют одновременно со снижением стоимости полиса сохранять привлекательность сегмента для самой компании.

Чего ждать от рынка?

Неудивительно, что в сложившейся ситуации многие страховщики склонны негативно оценивать перспективы рынка моторного страхования и отдельных его направлений на второе полугодие 2015 года. Так, Александр Гогленков ожидает заметного сокращения рынка страхования автокаско по всей стране, и в частности, в СФО. «Сокращение рынка ожидается ввиду уменьшения продаж новых автомобилей, падения доли автокредитов, сохраняющихся девальвационных процессов, постоянного снижения покупательской способности и общей неопределенности рынка», — утверждает спикер. Что касается нововведений на рынке добровольного автострахования, в частности, заработавшей с 1 августа системы «Бюро страховых историй», то, по мнению Александра Гогленкова, быстрого эффекта от нее ожидать не стоит, поскольку вся информация в БСИ будет аккумулироваться на основе тех договоров добровольного автострахования, которые будут заключены лишь после 1 августа 2015 года.

Несмотря на негативные последствия вынужденного повышения тарифов, некоторые игроки рынка все же делают и первые положительные прогнозы, надеясь, что новые ставки помогут исправить ситуацию с рентабельностью того же ОСАГО.

«По новым тарифам мы работаем только два месяца, поэтому прямо сейчас сложно оценить, какой именно будет рентабельность вида в конце года. Позитивные сдвиги есть, и это главный итог повышения тарифов. Мы очень надеемся, что рынок продолжит поступательное движение по повышению качества обслуживания автомобилистов. Оно наметилось более года назад, и в текущих условиях, в том числе благодаря увеличенным тарифам и тарифному коридору, у рынка есть прекрасная возможность активизировать эту работу. Это будет на руку всему рынку ОСАГО и пользователям его услуг», — считает Вадим Маслов.

По мнению вице-президента ОАО «АльфаСтрахование», во II квартале 2015 года динамика рынка несколько улучшится, однако считать это восстановлением рынка, разумеется, пока нельзя. «Если говорить в целом о годе, то вряд ли рынок каско будет падать темпами больше текущих, и по итогам года его снижение не превысит 15–20%. Разумеется, здесь многое будет определяться макроэкономической ситуацией и волатильностью курса национальной валюты, которые оказывают влияние на динамику продаж новых автомобилей и тарифы», — рассуждает Вадим Маслов. По его словам, рынок ОСАГО снова растет достаточно высокими темпами — по результатам I квартала увеличение составило 27%, а в дальнейшем оно может стать и еще выше вследствие повышения тарифов. «Скорее всего, по итогам года мы увидим рост более чем на 45%», — считает Вадим Маслов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ