МАССовые задачи

    Профиль — МАСС — 15 лет

    Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС) является одним из элементов влияния губернаторов на социально-экономическое развитие регионов. Решая стратегические задачи по жизнеобеспечению населения в рамках МАСС, объединение глав регионов опосредованно решало и задачи конкретного бизнеса. Сегодня мы рассмотрим только одну из многочисленных функций МАСС — создание регионального бизнес-пространства — на примерах позитивного сотрудничества власти и бизнеса.

    Владимир Аксенов уверен, что «Сибирское соглашение» может выступать в роли посредника между бизнесом и государством

    Еще свежи в памяти времена, когда губернаторы, стремясь защитить собственного производителя, выставляли административные барьеры для вхождения на региональный рынок иногородних бизнес-структур. «Потом пришло понимание, что эта защита не всегда эффективна. Между руководителями регионов была достигнута договоренность не чинить препятствий иногороднему бизнесу. Так, в свое время в рамках МАСС было подписано соглашение о либерализации рынка алкогольной продукции, был создан оптовый рынок сельскохозяйственной продукции», — вспоминает первый заместитель председателя исполкома МАСС Владимир Аксенов.

    Председатель совета директоров ОАО «Новосибирский оловокомбинат» Владимир Шерстов считает формирование единого бизнес-пространства в СФО стратегической для экономики Сибири задачей. «Работа МАСС в этом направлении (при условии ее грамотного проведения) способна обеспечить эффективное распределение ресурсов и заказов внутри региона», — говорит Владимир Шерстов.

    Однако гендиректор ОАО «Советская Сибирь» Вячеслав Корягин выразил сомнение: «При нынешней направленности административных реформ губернаторы при всем желании вряд ли могут существенно повлиять на формирование бизнес-пространства». Эти сомнения развеял в интервью «СУ» губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. «Роль и функция МАСС при изменившемся порядке формирования состава высших должностных лиц региона нисколько не теряется, а может быть даже в чем-то усиливается. Потому что доверие и поддержка президента укрепляет полномочия губернатора во взаимодействии с федеральным центром. Межрегиональная ассоциация — это механизм, который позволяет федеральному центру понять, в чем должна быть его поддержка, позволяет лучше представлять себе консолидированное мнение всех регионов», — считает Виктор Толоконский.

    Эффективная интеграция

    Залог успеха МАСС — тесная связь с регионами. На фото — председатель исполкома МАСС Владимир Иванков (слева) и спикер Алтайского крайсовета Александр Назарчук

    В ситуации, когда у бизнеса и власти фактически отсутствует площадка для диалога, такой площадкой могут с успехом стать координационные советы (КС) при МАСС. Сегодня основная работа ассоциации сосредоточена в КС, сформированных по отраслевому принципу. В их работе принимают участие руководители регионов и федеральных ведомств, ученые, представители деловых кругов. МАСС накопила огромный опыт по взаимодействию с органами государственной власти всех уровней и хозяйствующими субъектами. Не случайно, когда сельхозпроизводителям, переработчикам, хлебопекам понадобилось объединиться для выработки единой финансовой, сбытовой и ценовой политики, они объединились под крышей МАСС. В начале июня этого года при КС по сельскохозяйственной политике и продовольствию «Сибирского соглашения» была создана зерновая секция. «Решать проблемы зернового рынка на уровне одного края или области неэффективно, — отмечает руководитель зерновой секции, председатель совета директоров ОАО «СибХлебПром« Дмитрий Терешков. — Для этого рынка, как, впрочем, и для предприятий других отраслей, важно наличие единых правил игры, отсутствие протекционистских барьеров. Иными словами, сформировавшийся единый сибирский рынок. Посему межрегиональные структуры, способные вырабатывать управленческие импульсы, — наиболее адекватная форма их регулирования. Созданная в нынешнем году зерновая секция, объединившая 40 крупнейших игроков рынка зерна и его переработки, является удачным воплощением такой работы».

    МАСС — пожалуй, единственная альтернативная площадка, где бизнес и власть могут вести диалог, не опасаясь обвинений в коррупции. Положительным примером такого диалога является опыт сотрудничества «Сибирского соглашения» и корпорации «Илим Палп». Представители корпорации регулярно принимают участие в Координационном совете МАСС по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу. Этот КС уже традиционно проходит совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства. В работе совещаний принимают участие как представители регионов, так и бизнесмены, представители крупнейших лесных корпораций. Как рассказал «СУ» директор по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов корпорации «Илим Палп» Дмитрий Чуйко, в рамках выездного заседания ассоциации в Братске в этом году были обсуждены проблемы по развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Сибири, намечены меры по созданию дополнительной привлекательности инвестиций в лесопромышленный комплекс. «Корпорация «Илим Палп» получила поддержку и содействие ассоциации «Сибирское соглашение» в усилении наших позиций на китайском рынке, в обеспечении транспортировки древесного сырья и конечной продукции, в закреплении лесного фонда за переработчиками. Во многом благодаря «Сибирскому соглашению« мы получили поддержку руководства Красноярского края в реализации наших планов по развитию собственного лесозаготовительного производства и стабильному обеспечению сырьем предприятий по переработке древесины», — дал оценку деятельности МАСС Дмитрий Чуйко.

    Для большого бизнеса и маленьких компаний

    Одним из инструментов создания единого экономического пространства является реализация межрегиональных проектов. Примером отраслевой интеграции может служить создание в 2000 году под эгидой МАСС и при непосредственном участии тогдашнего полпреда президента в СФО Леонида Драчевского «Сибмашхолдинга». В состав учредителей холдинга наряду с руководителями сибирских машиностроительных заводов (Красноярский завод комбайнов, Алтайский тракторный завод, Алтайский дизельный завод) вошли главы администраций четырех сибирских регионов: Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской и Омской областей. Поэтому при поставках комбайнов «Енисей» (производства «Сибмашхолдинга») приоритетными регионами были признаны именно сибирские области: самый крупный контракт «Росагролизинга» в 2002 году был заключен с Алтайским краем на поставку 300 комбайнов «Енисей», с Омской областью — на 108 машин, с Кемеровской и Иркутской — на 50 и 30 соответственно. Летом 2002 года из состава холдинга вышел Алтайский тракторный завод, вошли Назаровский машиностроительный завод, Сибирский судостроительный завод и Красноярский завод прицепной техники. В 2002 году «Сибмашхолдинг» реализовал продукции на 6,2 млрд руб.

    На счету МАСС множество межрегиональных инвестиционных программ, финансирование которых из федерального бюджета удалось пролоббировать в правительстве. Так, несколько лет назад Алтайский край и Кузбасс при поддержке «Сибирского соглашения» отстояли в правительстве финансирование строительства дороги Алтай-Кузбасс. Дорога протяженностью 227 км была построена всего за 20 месяцев (открытие состоялось 18 декабря 2000 года). Причем финансирование ее строительство на 90% шло из федерального бюджета. Эта магистраль позволила сократить расстояние от Барнаула до Кемерова на 120 км. Теперь это транзитная автотрасса для всего востока страны в Казахстан, путь до которого стал короче.

    Сегодня площадка «Сибирского соглашения» часто используется для обмена опытом и бизнес-идеями. На координационных советах МАСС анализируются и шлифуются местные идеи и проекты, которые затем выносятся на обсуждение Совета ассоциации и Совета СФО. Так, Томская область накопила богатый опыт по сбору и переработке дикоросов. Таежные дары пользуются большим спросом на Западе. Область заключила ряд прямых договоров с западными потребителями. Опыт Томской области по дикоросам, недостатка в которых не испытывает ни одна территория, был рассмотрен на КС МАСС. В результате была сформирована рабочая группа, которая займется распространением опыта томичей.

    Совместно с заинтересованными финансовыми институтами эксперты МАСС разработали программу микрокредитования, ориентированную на незащищенные слои сельского населения, начинающих предпринимателей. Уже запущено два пилотных проекта в Алтайском крае и Республике Алтай. Причем оба субъекта Федерации пошли каждый по своему пути. Чей опыт будет наиболее удачным, тот и возьмут за основу при продвижении проекта на других территориях.

    Еще один пример. Кемеровская область опередила соседние регионы в обеспечении малого и среднего бизнеса кредитными ресурсами через кредитные потребительские кооперативы (КПК). Так, в городе Юрга (Кемеровская область) с населением 80 тысяч человек работает 12 КПК, членами которых является практически все взрослое население города — 40 тысяч человек. Только за прошлый год КПК выдали кредиты на 200 млн руб. Для сравнения: бюджет Юрги всего 400 млн руб. «Этот опыт мы изучаем и пропагандируем», — говорит Владимир Аксенов.

    Бизнес и власть

    «Сейчас главная задача МАСС — продвигать перспективные идеи», — считает Владимир Аксенов. По его словам, во многом благодаря деятельности МАСС, координационных советов по поддержке предпринимательства, по проблемам науки и высшего образования пробила дорогу идея создания инновационных проектов, технопарков.

    Зрелый бизнес никогда не ограничивается рамками одного региона, в поисках новых рынков сбыта он активно присматривается к соседним территориям. И здесь работа МАСС напрямую пересекается с интересами бизнеса. Формирование одинаковых подходов, унификация требований к тому или иному сегменту рынка являются одними из важных вопросов, которые часто выносятся на обсуждение Совета МАСС. Как отметил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин во время пресс-конференции (12.07.2004 года), состоявшейся после его избрания главой «Сибирского соглашения», в рамках работы МАСС можно решать довольно серьезные проблемы, касающиеся экономического благосостояния региона. И привел пример: «…[в настоящее время] обсуждается проблема создания механизма межсибирского антидемпингового регулирования. Он предполагает введение равных условий на территории СФО для бизнес-структур».

    В настоящее время «Сибирское соглашение» довольно активно работает над формированием единого подхода к жилищному строительству. 1 апреля было проведено совместное заседание Советов МАСС и СФО, где этот вопрос всесторонне рассматривался. Был изучен опыт различных регионов. Так, в Красноярском крае, например, для того, чтобы получить разрешение на строительство, необходимы всего 5 подписей, а в Новосибирске — 52. Понятно, что опыт красноярцев предпочтительнее. «Сегодня созданы предпосылки к тому, чтобы передовая технология строительства социального жилья была распространена по всему Сибирскому федеральному округу», — считает Владимир Аксенов.

    По инициативе «Сибирского соглашения» и при поддержке аппарата полномочного представителя президента по СФО сегодня начата экспертиза тарифов в ЖКХ. Это общесибирский проект, в котором задействованы 30 консалтинговых фирм. Они проведут аудит тарифов ЖКХ и представят проект единой тарифной политики в Сибири.

    Площадка для диалога

    После образования федеральных округов в 2000 году роль многих межрегиональных экономических ассоциаций в региональной интеграции и обеспечении социально-экономического развития макрорегионов стала слабеть. Однако «Сибирскому соглашению» удалось сохранить свое влияние на экономические процессы в Сибири. Уникальный опыт, накопленный МАСС за всю историю ее существования по созданию единого бизнес-пространства, межрегиональной интеграции, с успехом используется аппаратом полпреда в Сибирском федеральном округе. Сегодня взаимодействие МАСС и аппарата полпреда президента в СФО — это удачный симбиоз опыта регионального лоббирования и авторитета администрации президента. Это взаимодействие выгодно и бизнесу. «Округу, полномочному представителю президента, местным чиновникам не всегда удобно напрямую взаимодействовать с бизнесменами, так как их могут обвинить в лоббировании чьих-то конкретных интересов, — считает Владимир Аксенов. — А «Сибирское соглашение« может выступать в роли посредника между бизнесом и государством в рамках наших координационных советов, куда входят губернаторы, представители бизнес-кругов, эксперты, ученые. На заседании советов можно практически любые темы поднимать и обсуждать, не опасаясь давления со стороны власти или кого-то из конкурентов».

    Понятно, что МАСС не является напрямую инструментом лоббирования интересов бизнеса. Однако в ситуации, когда диалог с властью для бизнеса затруднен, «Сибирское соглашение» может стать эффективным посредником, площадкой для диалога. В свете новых экономических реалий, когда регионам уже не надо биться за выживание, МАСС может занять эту нишу и способствовать развитию единого экономического пространства на новом уровне.

    МАСС — это добровольное экономическое объединение 19 республик, автономных округов, краев и областей Сибири. Зона влияния «Сибирского соглашения» распространяется на территорию в 10 млн кв. км (38% всей территории страны) с населением более 24 млн человек.

    У истоков «Сибирского соглашения» стояли руководители, которые определяли политику взаимоотношений не только между сибирскими регионами, но и с центром. Это прежде всего Виталий Муха, Леонид Полежаев, Аман Тулеев, Виктор Кресс. Объединение губернаторов стало ответом на вызовы конца 80-х — начала 90-х годов, когда страну охватил невиданный экономический кризис. Один из основателей МАСС, губернатор Томской области Виктор Кресс вспоминал: «Рвались десятилетиями складывавшиеся производственные связи, останавливались предприятия, страной стало трудно управлять. Мы объединились, чтобы выжить. Вся деятельность «Сибирского соглашения« того времени была подчинена этому принципу».

    По инициативе советов народных депутатов и их исполнительных комитетов летом 1990 года прошли совместные совещания, во время которых родилась идея создания экономической структуры, направленной на объединение огромного природно-ресурсного, трудового и научного потенциала Сибири. 2 октября 1990 года в Кемерове было подписано «Соглашение об основных принципах экономического сотрудничества местных советов народных депутатов Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей и Хакасской автономной области». Оно стало основой создания ассоциации, которая тогда же, во время учредительной конференции, обрела свое название — «Сибирское соглашение».

    Заседания МАСС, где рассматривались проблемы, влияющие на экономику не только сибирских регионов, но и России в целом, посещали федеральные чиновники, в том числе практически все премьер-министры. Для более эффективной законотворческой работы в марте 2000 года по инициативе «Сибирского соглашения» 66 депутатов Госдумы из 19 сибирских регионов организовали в Нижней палате российского парламента межфракционное объединение «Сибирское соглашение».

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ