По «мягкому» месту

Игроки мебельного рынка Новосибирска — о динамике спроса и перспективах развития

Расстановка сил на рынке новосибирского мебельного ритейла претерпевает изменения. Салон Mobel & Zeit на Красном проспекте объявил о своем закрытии еще в ноябре прошлого года. Таким образом, у ритейлера остались точки только в торговых центрах. Несмотря на то, что новостройки в Новосибирске строятся достаточно активно, в том числе уровня «премиум», игроки мебельного рынка действительно отмечают существенное снижение покупательского спроса, и наибольшее — в категории элитной мебели. Куда движется рынок, и как оценивают его перспективы участники разных сегментов — в материале «КС».

«Сейчас мебель покупается поэтапно»

Мебельный рынок в Новосибирске сегодня можно разделить на четыре крупных сегмента — эконом, средний, средний плюс и элитный.

По оценкам его участников, на первый приходится порядка 40-45%. Он включает в себя такие компании, как «ИКЕА», «Много Мебели», «Шатура». Категории средний и средний плюс составляют еще 50% рынка. К ним можно отнести «Алкос-комфорт», «Квартира 48», «Кухни Рона», «Фелиция», «Баской», «Триана», «Купе», «Редкий фрукт», «Гилета кухни», «Лазурит» и Nina Romanova (в салоне также частично представлена мебель класса люкс).

Сегмент элитной мебели на новосибирском рынке составляет всего порядка 1–2%. Это сеть интерьерных салонов RELAN ZERO, N.ort, «Камеа» и Levato Sole (собственное производство).

Спрос на элитную мебель в Новосибирске на сегодняшний день снизился радикально, констатирует генеральный директор и владелец сети интерьерных салонов RELAN ZERO Юрий Чернышов.

«Все, что на текущий момент происходит в стране, в той или иной мере находит отражение и в Новосибирске: в частности, если мы говорим о сегменте элитной мебели, то спрос на нее «просел» как в столичном регионе, так и у нас. Конкретную цифру назвать сложно, но могу отметить, что спрос снизился радикально, покупательские настроения не оттаяли, несмотря на укрепление курса рубля», — отмечает Юрий Чернышов.

Особых изменений в структуре потребительских предпочтений в новых экономических реалиях господин Чернышов не заметил: «Клиенты, как правило, делают паузу в реализации проекта, но не удешевляют его». Ассортимент в сети RELAN ZERO также не изменился, и делать его более демократичным Юрий Чернышов не планирует, а относительно перевода собственных салонов в крупные торговые центры, специализирующиеся на продаже мебели и предметов интерьера, высказывается крайне отрицательно.

«Во-первых, все помещения салонов RELAN ZERO находятся в собственности компании. Во-вторых, я не представляю своего клиента, который приедет за мебелью в торговый центр, он привык к иному формату — встреча назначается заранее, проходит в индивидуальном порядке, кроме этого, уровень предложения — совершенно другой», — уточняет Юрий Чернышов.

На текущий момент в сети представлены бренды мебели класса люкс — Provasi, Giorgetti, Poltrona Frau, THG, B&B Italia, de Sede, bulthaup, Boffi. География брендов охватывает Италию, Германию, Швейцарию, Францию, Швецию, Англию, Испанию и США.

В свою очередь в салоне Nina Romanova также ощутили падение спроса и изменение потребительских настроений.

«В связи с кризисом покупательский интерес к сегменту импортной мебели и декора класса люкс снизился. По нашим оценкам, от 50% и более.Спрос на продукцию этого же класса, но отечественного производителя пострадал незначительно — не более 20%, а модели в первую очередь Италии, Китая, США в результате роста курсов валют подорожали более чем в два раза, и как следствие, произошло снижение продаж, — рассказывает менеджер салона Nina Romanova Наталья Покровская. — Кроме того, из-за сроков доставки продукция резко дорожает еще в процессе транспортировки».

Своими прямыми конкурентами в Nina Romanova называют салоны «Милан», Bellini. «Но в период кризиса, когда клиенты вынуждены переходить в экономсегмент, приходится конкурировать уже с десятками компаний массового сектора мебельного рынка — всеми российскими федеральными брендами, представленными в Новосибирске, и вплоть до «ИКЕА». Относительно структуры покупок могу отметить, что сейчас покупки происходят более обдуманно, с дизайнером и тщательно просчитанным бюджетом. Сначала приобретается первостепенное, небольшими партиями. Если раньше были заказы на всю жилплощадь, то сейчас мебель покупается поэтапно», — подчеркивает Наталья Покровская.

Смена предпочтений

Изменения в выборе отделочных материалов и фурнитуры, характерное для нынешнего времени, заметила заместитель директора компании «Алкос-Комфорт» Виктория Асанова.

«Например, относительно шкафов-купе: ранее, примерно 5–7 лет назад, в производстве мебели достаточно часто использовались натуральные материалы — ротанговое полотно, натуральный бамбук, пальмовые полотна, перфорированные панели. Это был так называемый этностиль. Сейчас же эти материалы отошли в сторону, уступив место МДФ-панелям. По текстуре — высокий глянец или глубокий матовый, именно матовые цвета пастельных оттенков сейчас на пике моды, а также зеркала и стекла с различными рисунками, большинство которых выполнены в классическом стиле».

В целом, по словам Виктории Асановой, заметен спрос именно на классику — для большинства заказчиков это наиболее оптимальный стиль, который никогда не выходит из моды. «Кроме этого, актуальны сейчас МДФ-панели с экокожей с анималистичными принтами, цифровые фрески, с помощью которых мебель можно превратить в арт-объект. Все чаще в отделке мебели используются материалы для отделки интерьера — всевозможные молдинги, багеты, карнизы. В кухонной мебели так же, как и раньше спросом пользуются фасады из МДФ. К сожалению, массив дерева, особенно производства Италии, сейчас далеко не всем по карману», — заключает Виктория Асанова.

В данном разрезе, по мнению некоторых участников рынка, складывается благоприятная ситуация для отечественных компаний. «Импортозамещение, на мой взгляд, имеет благоприятные прогнозы развития для российских производителей мебели и дизайнеров ближнего зарубежья. Наиболее перспективными с данной точки зрения я считаю мебельную фабрику Relax и семейную столярную мастерскую Robinswood», — говорит Наталья Покровская.

Рассматривая сложившуюся ситуацию с иной точки зрения, стоит отметить, что, несмотря на снижение спроса, игроки элитного сегмента мебели также стараются смотреть в будущее с оптимизмом. В частности, господин Чернышов отметил, что хотел бы в перспективе открыть еще один салон RELAN ZERO в Новосибирске, ассортимент которого будет сосредоточен исключительно на дизайнерских предметах интерьера — посуде, столовом серебре, постельных принадлежностях, домашней одежде.

«По локации это должно быть проходимое место в центре с отличным паркингом, — добавил господин Чернышов. — Однако пока об открытии салона говорить рано, по моим оценкам, дна кризиса мы еще не достигли. В отличие от 2008–2009 гг. он будет затяжным, к тому же страна находится под санкциями, что в сочетании с падением цен на традиционные для страны сырьевые секторы экономики привело к состоянию «идеального шторма».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ