Западно-Сибирская железная дорога готова делиться опытом

Проблема избыточного парка порожних полувагонов и трудности, связанные с их маршрутизацией, остаются актуальными для компании ОАО «РЖД» начиная с 2011 года. Западно-Сибирская железная дорога стала первой на сети, кому удалось приблизиться к решению этой проблемы путем внедрения современных управленческих методов. Сегодня магистраль может распространить свой положительный опыт по всей сети Российских железных дорог.

В конце января состоялся региональный транспортный координационный совет под председательством начальника Западно-Сибирской железной дороги Анатолия Регера. В совете приняли участие руководители филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД», представители около 50 операторских компаний, а также органов власти и общественных организаций Новосибирска. Регулярное проведение координационных советов позволяет выработать наиболее эффективную стратегию взаимодействия различных участников перевозочного процесса.

Открывая заседание, начальник железной дороги Анатолий Регер подчеркнул, что благодаря совместным действиям компании удалось значительно поправить положение дел: «В 2014 году мы погрузили 281 миллион тонн грузов, прибавив к уровню прошлого года более 8 миллионов тонн, без дополнительных издержек. И на нынешний год объемы прогнозируются ничуть не ниже. А значит, нужно принять новые, дополнительные решения».

Важным моментом стало обсуждение Федерального закона № 503 «О внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта и статью 2 Федерального закона о железнодорожном транспорте». Согласно новому закону, изменения были внесены в 19 статей Устава и направлены на повышение эффективности перевозки порожних вагонов. Закон вступает в силу по истечении 90 дней с момента официального опубликования с 1 апреля 2015 года.

Об этих изменениях рассказала заместитель начальника Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Ольга Казанцева. По ее словам, наиболее важными стали такие новшества, как разграничение понятий «груз» и «порожний вагон», юридическое закрепление особенностей перевозки порожних вагонов, точное определение понятия «оператор подвижного состава» и т д. «Теперь в Уставе более жестко обозначены отношения участников перевозочного процесса и правила организации перевозок порожних вагонов», — отметила докладчик в конце выступления.

По общему мнению членов совета, Федеральный закон № 503 изменяет взаимоотношения всех участников перевозочного процесса в сторону большей эффективности, простоты и прозрачности. Как заметил начальник Западно-Сибирской дирекции управления движением Денис Рахимжанов, «теперь, в новых условиях мы обязаны быть клиентоориентированными. Мы должны думать и про дорогу, и про оператора, и про грузоотправителя».

Помимо нового закона, собравшиеся обсудили и результаты 4-х летней оптимизации управления порожними полувагонами на Западно-Сибирской железной дороге, а также планы работы на 2015 год. По словам Дениса Рахимжанова, в 2011 году именно ЗСЖД первой на сети приняла меры по совершенствованию системы маршрутизации порожних вагонов. Необходимость оптимизации этой системы возникла из-за изменений транспортного законодательства, передавшего права на организацию грузовых перевозок частным транспортным компаниям. Это вызвало хаотичное поступление на Западно-Сибирскую железную дорогу порожних полувагонов более чем 200 операторов. Работа ключевых станций Кузбасского региона и дороги в целом практически полностью остановилась. Число поездов, отставленных от движения только на Кузбассе, достигло на тот момент 130.

2011-й и 2012 годы стали для ЗСЖД периодом оптимизации работы операторских компаний. В это время было организовано формирование маршрутов порожних полувагонов отдельно по каждой операторской компании, – для этого дорога выделила пути на станции Входная. Принятые меры позволили добиться 41,4 % маршрутизации по входу вагонов на ЗСЖД, а в 2011 году данный показатель составлял чуть более 7 %. ЗСЖД также ввела систему нормирования показателей работы всех операторских компаний. Как результат, в 2014 году подвод на дорогу полувагонов различных операторских компаний удалось сделать равномерным.

За последние несколько лет система маршрутизации значительно изменилась. Сегодня она строится на принципах заадресовки порожних вагонов каждой операторской компании на одну станцию назначения с последующей бесплатной переадресовкой в пути следования, благодаря чему работает намного эффективнее. По словам начальника Западно-Сибирского Территориального центра фирменного транспортного обслуживания Игоря Сарычева, сегодня на ЗСЖД организована переадресовка технических маршрутов в пути следования на станции погрузки. Эффективно, по его мнению, работает и механизм заключения договоров на отстой порожних вагонов без прерывания договора перевозки при избытке вагонов и их неприеме станцией назначения.

«В 2015 году необходимо заняться качеством нормирования. С февраля существующая система нормирования будет изменена, — рассказал в своем выступлении на совете Денис Рахимжанов. — «Во-первых, нормирование показателей работы операторских компаний будет проводиться 1 числа месяца, а не 5–6, как было ранее; во-вторых, расчеты нормативов будут производиться по единой методике, исходя из параметров работы дороги; в-третьих, мы планируем определять показатели нормирования работы порожних полувагонов».

Избыточная заадресовка порожних вагонов по-прежнему является проблемой не только для ЗСЖД, но и для большинства дорог сети. В своем выступлении первый заместитель начальника дороги Виктор Голомолзин подчеркнул, что «особое внимание сегодня нужно уделить учету вагонов, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии. Проведя нормирование парков, собственники вагонов смогут избавится от этого балласта и не платить лишние деньги за инфраструктуру в условиях нового транспортного устава».

На совете было предложено распространить систему нормирования парков на сетевом уровне, что позволит упорядочить размещение избыточного подвижного состава на дорогах сети и обеспечить более качественный подвод порожних вагонов на дороги погрузки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ