Рост на фоне падения

Пока сибирский авторынок продолжает свое падение, премиум-сегмент, напротив, демонстрирует рост. По итогам I квартала 2014 года продажи автомобилей этого сегмента в СФО выросли на 15%. О том, какие марки и модели формируют сибирский ТОП-5, как изменилась ситуация за год, какие города Сибири отличились в продажах автомобилей высокого ценового сегмента, — в материале «КС».

Первое место по Сибири, как и в целом по России, по итогам I квартала удалось вновь удержать немецкой марке Mercedes-Benz. В Сибири она продемонстрировала рост на целых 20%. На этот раз наибольший вклад в «копилку» производителя внесли седан «Е-класса», компактный кроссовер GLK, а также наследник «гелендвагена» — флагманский внедорожник GL.

Стоит отметить, что далеко не во всех городах региона марке удалось занять 1-ю строчку, тем не менее достигнутых результатов хватило для «золота». Чаще всего выбор в пользу Mercedes-Benz делали покупатели в Красноярске — именно в этом городе «осела» почти треть всех проданных автомобилей немецкой марки в СФО. Чуть поскромнее результаты в Новосибирске, где совсем недавно был запущен второй по счету полнофункциональный дилерский центр Mercedes-Benz.

Второе место по региону заняла BMW, продемонстрировав более скромный прирост в 7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Практически 40% всех продаж немецкой марки пришлись на Красноярск: за I квартал официальному дилеру марки в этом городе — «Медведь-Холдингу» — удалось реализовать 133 автомобиля BMW. Также высокий спрос демонстрирует Иркутск, где силами «Автоцентра АнгарА» было продано 70 машин немецкой марки, что обеспечило ей первое место в регионе. Новосибирск в этой иерархии пока лишь на 3-й позиции. Впрочем, и сам BMW недавно объявил о запуске тендера на право быть официальным дилером в Новосибирске, в котором может принять участие и действующий партнер марки — компания «АвтоСтар-Сибирь». Примечательно, что в отдельных регионах Сибири BMW удалось догнать Mercedes-Benz по продажам или даже опередить. Например, в Омске две немецких марки попросту разделили между собой 1-е место среди премиум-брендов. А в Красноярске и Иркутске BMW и подавно взяла верх над конкурентом, расположившись на первой строчке.

Если говорить про модельную линейку компании, то ее хедлайнером по итогам I квартала стал кроссовер Х3 — именно его лучше всего брали клиенты марки.

Лишь на третьей строчке расположилась немецкая Audi, которая еще год назад была на вершине рейтинга, удерживая первое место. В этом году марка значительно уступила конкурентам, а ее продажи упали на 11%. Как и в случае с другими премиум-брендами, почти треть всех продаж Audiпришлись на Красноярск, за которыми следуют Иркутск и Кемерово. В последнем немецкой марке удалось занять первую строчку, опережая конкурентов. Изменения в позициях Audi находят отражение и в дилерской сети. Так, в Новосибирске дистрибьютор марки подписал дилерский договор с ГК «МАКС Моторс», которая будет официально представлять марку в регионе наряду с действующим партнером — ГК «СЛК-Моторс». Также продолжается тендер по марке в Томске, где у Audi тоже уже есть дилер — «Велес-40». Неопределеннее всего обстоит ситуация с маркой в Омске. Несмотря на наличие утвержденного кандидата в дилеры в лице екатеринбургского «Авто Плюс», уже на протяжении года продажи Audi в регионе прекращены, и осуществляется лишь сервис. С такой ситуацией бренд столкнулся в связи с отказом группы компаний «Феникс Авто» от представления марки Audi в Омске в статусе официального дилера . Таким образом, решив вопрос со своей партнерской сетью в регионе, немецкий бренд может заложить себе фундамент для дальнейшего укрепления позиций в регионе. Благо что марке есть на чем расти. Уже на сегодня львиная доля продаж (62%) Audi в Сибири приходится именно на внедорожную линейку. В частности, высокие показатели обеспечивают модели Q3 и Q5. А расширение линейки полноприводных моделей марки должно помочь Audi взять реванш у конкурентов.

Четвертую строчку занимает японский Lexus, которому удалось вырасти в регионе на целых 60%. Во многом такие результаты обусловлены тем, что марка очень неспешно наращивает дилерскую сеть, требуя от партнеров строительство полнофункциональных салонов по всем стандартам производителя. Наибольший вклад в позиции компании обеспечили красноярский и иркутский дилеры марки — «Крепость-Сириус» и «Иркут БКТ» соответственно. В Новокузнецке марке вообще удалось стать первой среди конкурентов. Среди моделей интересом покупателей по-прежнему пользуются кроссовер RX, на который приходится одна треть всех продаж, а также внедорожники LX и GX. Таким образом, у марки есть потенциал для дальнейшего укрепления позиций, но она его реализует неспешно и поступательно.

Замыкает ТОП-5 британский Land Rover, которому удалось вырасти на 14%. Примерно в равной степени позиции марки базируются на таких городах, как Иркутск и Красноярск. Среди моделей британской марки наибольшим спросом пользуется флагманский Range Rover. В отдельных регионах Сибири в бестселлерах по-прежнему находится и экстравагантный Evoque, осуществивший заметный вклад в продажи марки. Что касается дилерской сети, то и здесь Land Rover не планирует останавливаться на достигнутом. В настоящее время марка проводит в Новосибирске тендер на второе дилерство, а также ищет партнеров в Омске.

Достаточно бодрый старт взял другой производитель внедорожников — американский Jeep. Марка энергично расширяет дилерскую сеть, и теперь ее в Сибири представляют уже пять партнеров. Большие надежды импортер возлагает на Иркутск, где внедорожники традиционно пользуются высоким спросом. По данным «КС», в городе уже определен партнер, который будет на правах официального дилера продавать автомобили Jeep, и им станет компания «Иркут БКТ» или аффилированная с ней структура. Информацию об этом «КС» подтвердили собственники двух восточносибирских авторитейлеров на условиях анонимности. Между тем подробностей о выходе марки в регион пока нет. Что касается модельного ряда марки, то погоду, безусловно, делает флагманский Grand Cherokee — именно он наиболее востребован в регионе.

Следом за Jeep в списке располагается шведская Volvo, продажи которой упали на 13%. Тянет марку вперед кроссовер ХС60, хотя компания катастрофически опоздала с заменой ХС90. Бренд мог бы располагаться и выше в рейтинге, однако на текущий момент он не представлен в двух сибирских городах-миллионниках — Омске и Новосибирске, а также в Томске и Барнауле. Марке с трудом удается восстанавливать свою дилерскую сеть, тем не менее она не оставляет таких попыток, вновь запуская тендер по Новосибирску.

На 8-й строчке находится немецкая Porsche, продемонстрировавшая падение на 30% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Большую часть продаж марки в регионе формирует Новосибирск, причем дилеру Porsche — ГК «СЛК-Моторс» — удается реализовывать как внедорожники Cayenne, формирующие 70% всего объема, так и суперкары бренда. В соседнем Красноярске, напротив, продаются в основном только «Кайены». Усилению позиций марки должен поспособствовать и грядущий переезд марки в Новосибирске в полнофункциональный салон. Напомним, что ранее в «СЛК-Моторс» говорили о планах запустить дилерский центр Porsche на улице Большевистской на площадке, где сейчас располагается Audi . Потенциал города видит и дистрибьютор марки, на сайте которого Новосибирск находится в списке городов, приоритетных для расширения дилерской сети.

Девятую позицию занял американский Cadillac. Несмотря на то что ранее этот бренд демонстрировал значительное падение, по итогам I квартала 2014 года ему удалось нарастить позиции по региону на 8%. Хедлайнером здесь выступает Новосибирск, на который пришлась практически половина всех реализованных моделей. Своим результатам марка в наибольшей степени обязана внедорожнику SRX.

Замыкает ТОП-10 британский Jaguar, нарастивший продажи на целых 63%. Таким высоким результатам марка обязана Кемеровe и Красноярску. На этом фоне от соседних городов пока отстает Новосибирск, запустивший продажи Jaguar раньше «соседей».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ